Школа, училище, колледж

История Коми республиканского колледжа культуры начиналась в полуподвале и рабочем поселке

В этом году Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева отмечает 65-летие со дня основания. Выставка, посвященная этой дате, недавно состоялась в Национальном музее Республики Коми. Материалы, представленные на ней, мы дополнили рассказом ветерана учебного заведения, бывшего замдиректора и преподавателя Алевтины Ивановны Курешовой.

Куратор выставки Ирина Александровна Пасынкова.

 

Алевтина Ивановна Курешова проработала в колледже со дня его основания почти 40 лет.
– 24 июля 1956 года Совет министров Коми АССР принял решение разрешить Министерству культуры открыть в Сыктывкаре учебное заведение по названием «Коми республиканская культурно-просветительная школа». Думаю, его специально для меня открывали! – смеется сегодня Алевтина Ивановна.
Дело в том, что как раз к тому моменту молодые супруги Курешовы собирались уезжать из Сыктывкара. Приехали они сюда из Калининградской области летом 1953-го, через три дня после росписи в ЗАГСе. Аркадия распределили в столицу Коми по окончании кинотехникума в городе Советске, а Алевтина, окончившая только второй курс пединститута, приехала вместе с мужем. Ровно через три года пара засобиралась обратно, где ждали родители и друзья: срок отработки по распределению закончился, Аля получила диплом уже Коми пединститута. Но Аркадия, ценного специалиста, уговаривали остаться, а Алевтина не знала, чем себя занять. И вот он – случай.

Элла Ковалина

Первым директором культпросветшколы назначили Эллу Ковалину – молодую, энергичную, но из приезжих. Штат сотрудников, с кем начинать новое дело, отсутствовал вообще. Через месяц с небольшим надо было начинать учебный процесс, а тут не то что материальной базы никакой – учиться некому! 60 потенциальных студентов пока даже не слышали о только что созданном учебном заведении! Какие уж там вступительные экзамены – просто набор бы закрыть.
И молодой директор учреждения, до этого преподававшая в КГПИ точные дисциплины, попросила помочь в решении организационных вопросов новоиспеченную выпускницу того же вуза Алевтину Курешову. А вопросов была масса! Тогда даже никто толком не понимал, чему учить ребят и с какими знаниями выпускать. А еще – множество хозяйственно-бытовых проблем.
– Конечно, своего здания у нас тогда не было. Но нужен был хоть один кабинет для сбора, решения оргвопросов, – вспоминает Алевтина Ивановна. – И нам выделили комнатку в здании, сегодня известном как Дом печати. Тогда ведь тут располагались и обком, и Совмин. В штате были лишь директор, секретарь, завхоз и уборщица. Даже когда нас было уже человек десять, мы все располагались в той маленькой комнате.
Было решено, что учебный процесс будет проходить в полуподвальном этаже здания, где сегодня располагается Национальная галерея Республики Коми. Там культпросветшкола ютилась до 1958 года. Но общежития для иногородних не было. И тогда Алевтина Курешова с коллегами отправились в так называемый рабочий поселок. Сегодня на его месте современный микрорайон Орбита, а в 1950-е было много частных деревянных домишек вдоль вечно разбитой грунтовки. Ходили по домам, договаривались с хозяевами, чтобы в свободные комнаты пустили студентов на постой. А потом везли туда кровати, матрасы, постельное белье, дрова для отопления. Ведь предстояло разместить с полсотни человек. Койко-мест на всех не хватало, и зачастую селили по две девушки (а поступили в основном они) на одну кровать…

Первых учащихся набирали по группе на каждое из двух отделений. Готовили клубных работников – руководителей кружков художественной самодеятельности по хоровой или театральной специализации. Уже с самого начала историю учебного заведения стали писать люди, многие из которых стали славой и гордостью Коми республики. Так, баян и музыкальную грамоту преподавал композитор Яков Перепелица, средства наглядной агитации – художник Анатолий Копотин, сценическую речь и историю театра – Александр Клейн, сценическое движение – Николай Дьяконов, режиссуру и мастерство актера – Борис Семячков и Николай Турубанов, другие дисциплины, связанные с театральным творчеством – Василий Леканов…
Выставка к юбилею колледжа появилась по инициативе Национального музея, который с учебным заведением связывают давнее творческое сотрудничество и просто дружба. Директор колледжа Марина Анкудинова живо откликнулась на такое предложение, не только оказав помощь в предоставлении части экспонатов, но и приняв активное личное участие в подготовке экспозиции. В итоге посетители целый месяц знакомились с историей колледжа через уникальные документы и личные вещи педагогов и знаменитых выпускников, красочные и информативные стенды. Отдельный стенд был посвящен Вениамину Тимофеевичу Чисталеву – Тима Веню, чье имя с 1990 года носит колледж.

На выставке можно было увидеть обычную школьную тетрадь, где от руки чернилами изложена часть тогда еще не знаменитой пьесы драматурга и актера Николая Дьяконова «Свадьба с приданым». Пьесу потом ставили не только по всей Советской стране, но и за рубежом, и на экспозиции есть программка с такой постановки в Чехословакии. Или другая подлинная рукопись – тоже тетрадь, но уже нотная, с частью партитуры балета «Яг-Морт», помнящая руку композитора Якова Перепелицы. Даже не верится, что истоки этих легендарных спектаклей – в таких простых тетрадочках…

Интересны материалы о композиторе Александре Рочеве; фото, где еще молодой художник Рем Ермолин пишет с натуры портрет актера и драматурга Василия Леканова… Несколько ценных вещей связано с именем искусствоведа, поэта, писателя Александра Клейна: сборник его произведений, стихотворение, посвященное Ивану Аврамову, рукописные листки с песнями, где автор слов – Клейн, а музыки – Перепелица. Одна из песен – посвящение певице Валентине Ищенко в день ее 50-летия. Александр Клейн и Валентина Ищенко были из репрессированных, как и преподаватель училища, режиссер и актер Борис Семячков.
– Очень отрадно, что не побоялись Семячкова взять с такой биографией, – вспоминает Алевтина Курешова. – Впрочем, его, как и многих других наших замечательных преподавателей, рекомендовала тогдашняя замминистра культуры Коми Серафима Попова. Все они были величины, личности! Михаил Зерницкий, работавший концертмейстером, рассказывал о своем послереволюционном беспризорном детстве, прошедшем в Ленинграде. Это он вырос в полного мужчину, а пацаном был маленьким и щуплым. И в свой ребячьей вечно голодной ватаге был форточником! Потом, будучи взрослым, сам удивлялся, как смог пойти не по криминальной стезе, а выучиться, стать музыкантом…
Вспоминает Алевтина Ивановна и преподавателя истории КПСС Марину Рябкову. Женщина была полностью слепая, как и ее муж. Родила троих детей, с которыми вместе с мужем справлялась без помощников! Ну и успешно работала, конечно. А студентам и в голову не приходило хоть раз обмануть незрячего человека и отвечать не по знаниям, а украдкой по учебнику.

Много лет преподавал в училище и колледже режиссер Юрий Изюмский. На выставке были представлены его сценарии грандиозных массовых праздников, проходивших в столице Коми несколько десятилетий назад, а также его личный «набор три в одном»: телефон, часы и настольная лампа. Можно было увидеть и вещи семьи Дреслеров: в училище преподавала Тамара Алексеевна, а ее супруг Артур Юлианович был первой скрипкой республиканского музыкального театра — нынешнего Театра оперы и балета Коми. В экспозицию попали скрипка музыканта и один из подсвечников из коллекции жены. Рядом – два платья из гардероба народной артистки республики, «коми соловья» Лидии Логиновой. Уходя со сцены, коллекцию своих личных нарядов для выступлений она решила отдать на хранение даже не в музей, а именно в колледж культуры. Здесь же вещи Эмилии Алексеевны Налимовой – основателя и первого директора музея истории и культуры Сыктывдинского района, который сейчас носит ее имя. Налимова – одна из первых выпускниц училища. На выставке был представлен ее диплом, другие документы и фото, дамская сумочка, книга о ней и сборник стихов ее супруга, посвященный жене.
А вот и знакомые разработки преподавателя колледжа Тамары Сердитовой – обучающие материалы о верхневычегодской и нижневыгодской росписях, которые так ценят нынешние мастера-прикладники. Здесь же изделия декоративно-прикладного искусства, созданные студентами. Великолепный резной сундук, расписные деревянные вещицы, чудесные полотенца, сотканные и украшенные вручную по старинной технологии, народные костюмы, прекрасные гобелены. Уникальны народные музыкальные инструменты, сделанные на заказ – в полном соответствии с описанием фольклориста и композитора Прометея Чисталева. Любопытны концертные костюмы первых поколений студентов. И маски – как символ студентов-театралов, актеров-кукольников…
Многие фотографии преподавателей, студентов, выпускников разных лет были предоставлены организаторам выставки Алевтиной Курешовой. О колледже она знает столько, сколько сегодня, наверное, уже никто больше. И может рассказывать о нем часами…
Но история Коми республиканского колледжа культуры им. В.Т.Чисталева продолжается. Сегодня здесь преподают профессионалы с известными широкой публике именами, почетными званиями. Выпускники этого учебного заведения становятся высококлассными специалистами, настоящими звездами. И уже они являются гордостью культуры региона, продолжая славные традиции, заложенные 65 лет назад.

Ирина САМАР

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ