«Лиза Алерт» приходит на помощь

Добровольцами поискового отряда становятся неравнодушные люди,
готовые откликнуться на чужую беду

Что делать, когда близкий человек ушел из дома и не вернулся? Когда любимый дедушка заблудился в лесу? Когда бабушка с деменцией ушла в неизвестном направлении? Или самое страшное – когда пропал ребенок? В такие моменты чувствуешь себя беспомощным. Но на подмогу приходят люди, которые в мельчайших деталях знают, что делать в таких ситуациях. Корреспондент «Региона» познакомился с работой добровольцев поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт».

Найти человека

В конце августа в группе поискового отряда появляется сообщение: «Помогите найти человека. Пропал Черноок Владимир Владимирович, 35 лет. Краснозатонский район, Сыктывкар, Республика Коми. 24 августа ушел из больницы в неизвестном направлении». Дальше приметы, описание одежды и контактные номера. Зачастую это все, что поначалу сообщается людям, желающим отправиться на поиски человека.
Прочитав сообщение, я позвонила по номеру в объявлении, получила указание от инфорга одеваться по форме одежды «лес» и приезжать к штабу на улице Колхозной, 40. Позже я выясню, что помещение для штаба, интернет в нем и круглосуточное видеонаблюдение летом нынешнего года предоставил  добровольцам Коми филиал ПАО «Ростелеком» в лице его директора Сергея Лобанова.
А пока в штабе наполняли термоса, готовили рации, собирали весь необходимый для поисков инвентарь. Познакомилась с двумя такими же новичками, Владимиром и Ольгой – активистами протестов против мусорного полигона в Шиесе. Ольга сразу же похвасталась новыми резиновыми сапогами: «15 минут назад купила. Руководитель отряда сказала, что не пустит в лес без высоких сапог, пришлось срочно ехать искать». Я удивилась и стала тихо надеяться, что мои короткие сапожки на каблучке пройдут лесной дресс-код.
Наш пункт назначения – больница в сыктывкарском поселке Верхняя Максаковка, откуда начинаются поиски. Там выдали компасы и яркие жилеты. В лесу поисковику особенно важно быть заметным. На месте уже ждала группа спасателей из «Профессиональной аварийно-спасательной службы Сыктывкара». Когда теряется человек, добровольный отряд и официальные службы стараются работать сообща. Пока мы шли до леса, где предстояли поиски, еще раз проговорили последние события из жизни пропавшего. Он сбежал из больницы. Накануне вечером медсестра припугнула тем, что его переведут в психиатрическую больницу. Владимир в панике ушел в легкой одежде и тапочках. Сначала разговаривал по телефону с мамой, говорил, что слышит трассу, но никак не может на нее выйти. Потом телефон сел.


Мы распределились на группы, в «Лиза Алерт» для них есть специальное название – «лисы». Каждой был определен свой участок. Я была в составе «Лисы-2». Помимо «лис» на поисках отдельно работают «лоси». Это опытные, как правило физически сильные участники отряда. Несколько «лосей» получили свои указания и скрылись в лесу.

Работа на прочес

Пришла наша очередь. Руководитель республиканского отряда «Лиза Алерт» и по совместительству старшая в нашей «Лисе» Юлия Пинежанинова дала указание: «Выстроиться на краю леса в плотную цепь, так, чтобы видеть сапог соседа». В отряде такой способ называют «работа на прочес». Задача с первого взгляда несложная – идти тесным рядом и очень внимательно осматривать свой квадрат. Метод применяется, когда у координатора есть предположение о том, что человек уже мертв или не может двигаться.
Пошли. Лес в этом районе не самый приятный. По дороге выяснилось, что все бывалые поисковики отряда просто ненавидят максаковский лес. Он сырой, труднопроходимый, со множеством болотистых участков. Я не сразу это поняла, и поначалу идти было даже легко. Идешь себе и идешь в одном темпе с группой, местами операция похожа на простую прогулку. Но когда вспоминаешь, зачем ты сюда пришел, что ищешь не грибы, а человека, становится жутко. Сразу вспоминаешь о своей ответственности, начинаешь еще лучше осматриваться вокруг.


На поиски с нами отправилась семья и друзья пропавшего. Когда заходили, услышала, что мама Владимира сказала: «Наверное, живым его уже не найти». Руководитель отряда Юля отругала ее: «Никогда! Никогда нельзя так говорить и идти с таким настроением на поиск. Надеяться нужно до конца!».
Дошли до болота. Теперь и я разделила нелюбовь поисковиков к этому лесу. Нам приходилось скакать с кочки на кочку, перелезать через бурелом и при этом смотреть во все глаза, стараясь увидеть Владимира. Несколько раз я провалилась по колено в болото, чуть не оставив в нем сапоги, теперь специфический болотный запах исходил не только от земли, но и от меня. В какой-то момент я запаниковала и представила себя на месте пропавшего: ночь, темно, нет направления пути, я хромаю и на мне условная обувь…
Через три часа, мокрая насквозь, я вернулась в город, но поиски продолжались. Наверное, можно было сказать, что ничем я отряду не помогла. За эти три часа мы не нашли ни человека, ни его одежды, ни пакета, с которым он сбежал из больницы. Но даже за эти три часа мне несколько раз сказали: «Большое спасибо». Я уверена, что и за полчаса сказали бы, и за простой репост «ВКонтакте» сказали бы. В отряде важен любой вклад и каждый человек – я это испытала на себе.
Пропавшего Владимира Черноока восемь дней искали полиция, кинологи, спасатели на внедорожниках и добровольцы «Лиза Алерт». 1 сентября в группе поисковиков появилась запись: «Найден. Погиб». Это один из 23 случаев в период с января по октябрь 2021 года, когда поисковики нашли пропавших мертвыми. Живыми, а значит вовремя, найдены 116 человек. 24 остаются в статусе пропавших, 18 заявок из 194, поступивших в отряд за этот период, не нашли подтверждения.

Принципы отряда

Поисковая операция «Лизы Алерт» всегда четко выверена, с точным алгоритмом. С каждым годом в поисках задействуется все больше и больше современных технологий. Необходимый минимум на каждом поиске – рации и навигаторы. Все чаще используются беспилотники, спутниковые модемы, антенны и штабные радиостанции. «Лиза Алерт» – это сложная много­уровневая структура. Отряд состоит из самих поисковиков, круглосуточной дежурной линии, инфогруппы, картографов, регистраторов, ответственных за соцсети.
У поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» есть несколько основных принципов. В нем работают только добровольцы, включая руководителя. Отряд не имеет юридической регистрации и не принимает денежную помощь, не имеет расчетных счетов и виртуальных кошельков. Это принципиальная и неизменная позиция отряда. Можно помочь распространением, сбором информации, обеспечить необходимым для поисков оборудованием или вещами. Например, фонарями с белым светом, аккумуляторами, туристическими навигаторами, компасами, трекерами для поисковых групп, пауэр-банками, носилками и транспортными щитами, ноутбуками, бензиновыми генераторами, бензопилами и многим другим. Актуальный список можно всегда найти на официальном сайте.
Но самое ценное – неравнодушные люди, которые готовы откликнуться на чужую беду и поехать на поиски пропавшего. Часто они делают это в собственные выходные, отгулы или даже в свободные часы после работы, жертвуя комфортом, отдыхом и временем с близкими. Правда, и насчет этого у отряда тоже есть правила. Уставшего или невыспавшегося поисковика никто к работе не допустит: отряду нужна помощь, а не жертвы. Недосыпание – настоящая профессиональная деформация поисковиков. Рассказом о бессонной ночи тут никого не удивишь. Чувство сострадания настолько велико, что часто у добровольцев нет выбора: сон или поиск. Например, когда желающих идти на поиск мало, приходится вставать и ехать. Заменитель сна пока не придумали, в отличие от нерушимого правила безопасности поисковиков. С уставшим человеком в дороге может случиться что угодно. Поэтому все, кто выехал на поиск, вернувшись домой, обязаны отписаться инфоргу.


«Не навреди» – главный принцип не только биомедицинской этики, но и спасателей из «Лизы Алерт». Речь идет о самих поисковиках. Несложно добавить отряду проблем с поисками еще одного человека, для этого нужно не слушаться координатора, не следить за своей «лисой», быть неаккуратным на поисках и самому заблудиться или травмироваться. Такое поведение может напрасно потратить ценнейшие ресурсы отряда – силы и время, которые так необходимы пропавшему. Именно по этой причине для всех участников регулярно проводятся инструктажи и учения, а перед началом поиска они надевают яркие светоотражающие жилеты.

 

Не теряться и помогать

Помимо поисков пропавших «Лиза Алерт» занимается просветительской деятельностью. Добровольцы рассказывают о мерах безопасности и поведении с незнакомцами в школах, выпускают памятки с инструкциями. Так, в лес рекомендуется ходить только в яркой одежде, иметь при себе заряженный телефон и аварийный запас: нож, спички, свисток, еду и воду, медикаменты. Важно сообщить близким максимально точно, куда вы идете и когда планируете вернуться. Если все-таки потерялись, самое главное – оставаться на месте, позвонить родным и в службу спасения 112. Помните и объясните близким, что это можно сделать, даже если на телефоне нет сигнала сети. Идти по направлению звука в лесу опасно, угадать его точное расположение очень сложно, а заблудиться еще больше или травмироваться легко.
Чтобы стать добровольцем «Лизы Алерт», нужно только желание. Направление и род деятельности подберут исходя из возможностей. Нужно расклеивать ориентировки, делать прозвоны, вести группы в соцсетях или дистанционно организовывать людей на поиски. Все это зачастую незаметные, но при этом необходимые действия, без которых не начнется ни один реальный поиск.
В «Лизу Алерт» попадают совершенно разные люди. Разных профессий, уровня достатка, вероисповедания и возраста. Они приходят по разным причинам и с разными мотивациями. Кто-то – увидев ориентировку о пропавшем ребенке, кто-то после того, как отряд помог найти близкого, кто-то по зову сердца после прочтенной статьи. Всех объединяет неравнодушие к чужой боли, сострадание человеку в беде, забота о ближнем, зачастую обостренное чувство справедливости и любовь к людям. «Лиза Алерт» – современная и сложная организация со своей особой структурой, с тысячами неповторимых историй и спасенных судеб. Это тот случай, когда лучше один раз попробовать, чем сто раз прочитать.
Помочь может каждый!

Василиса РОМАНОВА

Фото автора и из архива отряда «Лиза Алерт» в Коми

 

История отряда «Лиза Алерт» началась 13 сентября 2010 года. В Орехово-Зуево пропала четырехлетняя Лиза Фомкина. Она была с тетей и собакой. Первые дни их почти никто не искал, но когда об этом написали в сети, собрались сотни неравнодушных волонтеров и нашли Лизу. К сожалению, поздно: первой в лесу умерла тетя, позже девочка погибла от переохлаждения, несмотря на то, что пес не отходил ни на шаг, согревая ее. Скорее всего, они не смогли выбраться из леса из-за буреломов. Тогда и появилась идея о создании организованного спасательного отряда. Спустя всего лишь 20 дней – 15 октября 2010 появился поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», названный так по имени погибшей девочки, «алерт» переводится с английского как «тревога».
В Республике Коми свое подразделение «Лизы Алерт» появилось 2 июня 2017 года тоже при печальных обстоятельствах. В Печоре пропала девушка. Неравнодушные горожане вышли на поиски. К сожалению, девушку нашли слишком поздно.