Шедевры золотого века

представила в столице Коми Третьяковская галерея

Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Федор Рокотов, Карл Брюллов, Федот Шубин… Имена крупнейших деятелей русского изобразительного искусства теперь связаны и с Национальной галереей Республики Коми. Путь полотен этих знаменитых мастеров от залов Третьяковской галереи до сыктывкарского музея занял три года. На два месяца золотой век русского искусства переехал в столицу Коми.

Заветная очередь

Куратор уникальной для Сыктывкара выставки, заместитель директора галереи Людмила Кочерган признается, что входит в «третьяковские» залы с трепетом:
– Я испытываю смешанные чувства: восторг, благодарность, трепет. Экспозиция первого зала построена на Рокотове, Левицком, Боровиковском. Вы можете себе представить, чтобы у нас в Сыктывкаре могла быть представлена эта триада лучших портретистов XVIII – начала XIX века? Об этом и мечтать было нельзя, это неслыханно и чудесно!
Сотрудникам галереи, признается Людмила Кочерган, всегда хотелось привезти выставку, на которую бы выстроилась очередь и чья ценность была связана с историей отечественного изобразительного искусства. Воплощение этой мечты в жизнь началось еще десять лет назад, за выставкой обратились в Русский музей. Но когда коллеги из Северной столицы назвали стоимость такого показа, желание исчезло на много лет. И все же в 2010 году состоялся первый крупный проект, организованный совместно с центральным музеем. Тогда, в Год Франции в России, из Московского дома фотографии в Сыктывкар привезли «выставку с французским акцентом». Причем Сыктывкар стал единственным небольшим городом, где экспонировали редкие фото: кроме него такой чести удостоились лишь несколько крупных столиц регионов. В 2015 году сыктывкарцы увидели еще одну выставку Московского дома фотографии. В последующие годы в Национальной галерее Коми экспонировали выставки из Московского музея наивного искусства, музея-заповедника «Абрамцево», Музея истории религии Санкт-Петербурга, музея современного искусства «Эрарта». А в 2020 году маленькая мечта сотрудников галереи исполнилась: на выставку Кандинского из Русского музея выстраивались очереди.

Счастливый день

И вот наконец в Сыктывкаре –  «Золотой век русского искусства. Живопись и скульптура XVIII – первой половины XIX века» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Оригиналы работ великих русских авторов в двух выставочных залах. Уникальный подарок к столетию региона.
– Мы с любовью создавали этот проект вместе с сотрудниками Национальной галереи Коми. Традиции передвижных выставок заложены еще нашим основателем Павлом Третьяковым, и я очень люблю эти региональные встречи, ведь нас всегда встречают с большим теплом, — отметила куратор выставки от Третьяковской галереи Людмила Маркина, назвав день ее открытия «счастливым».
Открытию экспозиции предшествовала долгая подготовка. В серьезную сумму обошлась страховка полотен, печать подробного каталога, реклама, доставка и передача картин и скульптур. Каждое произведение приехало в Сыктывкар в отдельном климатическом ящике, в фуре с лифтом и климат-контролем в сопровождении военной охраны.
– Мы вернулись к идее сотрудничества с ведущими музеями в связи юбилеем республики. У экс-министра культуры Сергея Емельянова было желание привезти Кандинского, и это удалось сделать в 2020 году: он сам активно участвовал в переговорах с Русским музеем. Третьяковка – наша давняя мечта. Коллекция, которую начал собирать Павел Третьяков, наиболее полно отражает наш национальный дух. Мы решили сконцентрироваться на золотом веке русского искусства, – рассказывает Людмила Кочерган.
Сыктывкарские музейщики отказались от проекта, который уже побывал в Карелии: к столетию региона хотелось эксклюзивного, специально для Коми. Уникальный специалист, Людмила Маркина оказалась еще и человеком демократического склада и прислушалась к коллегам. Она познакомилась с небольшой коллекцией XVIII века в нашей галерее, которую собирал еще в 1920-е годы для первого музея в Усть-Сысольске Дмитрий Янович.
Рама, холст, краски, взгляды, жесты, характеры и лица. С полотен на посетителей удивительно живыми глазами смотрят люди далекого века. В XVIII веке портрет не был ведущим жанром изобразительного искусства, его место занимали религиозные и исторические полотна. По этой причине Шубин, к примеру, даже стеснялся называть себя портретистом. Однако сейчас, в XXI веке, мы воспринимаем век Просвещения в живописи именно как эпоху портрета.
– Заходишь сюда – и понимаешь, что ты тут находишься не один. Тут в художественных образах присутствуют те, кто жил много лет назад, и они сегодня с нами, – говорит куратор выставки. – Я не могу среди этих работ выделить любимую. Вот портрет князя Голицына кисти Рокотова, юноша из рода Салтыковых Левицкого… Рокотов создает в своих работах такое обаяние, которое никто не мог воспроизвести в нашей живописи.

Ребус, история, диалог

На выставке, по словам куратора, нет ни одной лишней работы. Все они связаны друг с другом и относятся к разным жанрам: тут и натюрморт, и пейзажи, и сюжетно-тематические картины, портреты, анималистические полотна. Кроме того, внимательный посетитель отметит на экспозиции постоянный диалог двух видов искусства – живописи и графики.
– Сейчас скульптура несколько отодвинута на второй план, а в XVIII веке она была на высоте. Позже в негласной иерархии изобразительно искусства ведущее место заняла живопись, а в XVIII веке слепки и скульптурные копии с образцов античного искусства нередко были «моделями» для живописцев, – объясняет Людмила Кочерган, показывая на «итальянскую стенку». – Вот набросок Александра Иванова к «Явлению Христа народу». Мы видим две головы – натурщика и скульптурную, Аполлона Бельведерского. Художник пытается объединить живого человека и античный образ. Классическое искусство и реалистическая живопись, по мысли художников того времени, должны соединиться. Иванову было важно создать близкую по восприятию современникам работу и в то же время выверенную с точки зрения академического искусства. Показателен и автопортрет Яковлева, где молодой художник держит в руках гипсовый бюст, готовясь его зарисовывать.


Полотна, представленные в двух залах, можно рассматривать не только как исторические свидетельства, но и как некие ребусы, находя в них скрытые послания, разгадывая характеры персонажей и тайные знаки, оставленные художниками. Тема творчества обыграна в жанровом автопортрете российского художника немецкого происхождения Вильгельма Августа Голике. Мы видим его в мастерской за работой. Он живописец, но его кроме людей в характерных позах (один нюхает табачок, второй делает расчеты) окружают скульптуры. Сам же художник заканчивает большое полотно религиозного характера, на котором реальная уставшая натурщица на втором плане превращается в духовный образ. Эта картина – портрет в портрете. На зрителя со стены мастерской смотрит еще один персонаж – английский живописец Джордж Доу с палитрой в руках — покровитель Голике, изображенный на поразительно живом портрете в картине.

Загадками овеян и образ графини Ольги Ферзен, запечатленной в двух работах уже после ее смерти. Графине не было и тридцати, когда ее убила чахотка. Кроме троих детей и безутешного супруга, она оставила в свете много толков и знаменитый литературный сюжет. Младшая дочь Павла Строганова, участника войны 1812 года, и внучка графини Голицыной, ставшей прообразом пушкинской Пиковой Дамы, Ольга вышла замуж против воли матери. История эта наделала много шума, затмив в свете политические события, происходящие в то время в России и мире, и послужила основой для создания Пушкиным повести «Метель». После смерти графини вдовец заказал портрет почившей супруги другу семьи Карлу Брюллову, а скульптурный бюст – Самуилу-Фридриху Гальбергу – тому самому, что снимал посмертную маску с Пушкина. Графиня изображена на нем без зрачков и радужки. На портрете Брюллова, который, кстати, писал графиню и при жизни, о том, что она перешла смертную черту, говорят траурные цвета и «расфокусированный» взгляд.

На соседней стене в противовес портретам усопшей – удивительно живые детские образы, перед которыми в изумлении замирают посетители. Сергей Зарянко изобразил девятилетнюю дочь Наташу, а Василий Тропинин – ее ровесницу, дочь помещика и богача Воейкова Варю.
Каждая из 31 живописных и скульптурных работ погружает нас в историю русского искусства и позволяет посмотреть на XVIII и XIX века глазами современников. А осень 21-го года XXI века, когда сыктывкарцы и жители республики смогли это сделать в Национальной галерее, несомненно, войдет в историю Коми.

Полина РОМАНОВА
Фото Дмитрия Гришина
и Василисы Романовой