Первенец кинопроката

В Сыктывкаре сохранилось единственное в республике место, где еще «крутят» пленку

«КомиКино» – учреждение уникальное. Пережив множество реорганизаций и переименований, оно сохранило свою главную цель – посредничество между создателями фильмов и зрителем. Нынешний год для «КомиКино» юбилейный: 85 лет назад, в октябре 1937 года, в Сыктывкаре было открыто местное отделение «Росснабфильма». Четырнадцатью годами ранее, в Центральном (нынe Кировском) парке Усть-Сысольска открылся первый в Коми кинотеатр.

Бесценный опыт

Здание первого кинотеатра, в котором горожане приобщались к «важнейшему из искусств», сгорело в 1939 году. Но к тому моменту киноиндустрия уже набрала обороты, а фильм стал мощным инструментом для просвещения населения и пропаганды идеологии власти. Потому сеть кинотеатров активно разрасталась не только в столице Коми, но и по всей территории республики.

В год, когда пожар не пожалел первенца кинопроката, «Главкинопрокат» в Коми обеспечивал фильмами больше сотни киноустановок. Отделение в Сыктывкаре было связующим звеном между зрителем и кинопроизводителями, а кинофонд пополнялся даже в годы войны. Со временем часть возрастающей нагрузки взяли на себя филиалы в Ухте и Воркуте, которые отвечали за кинопрокат в северных районах.
1962 году Сыктывкарское отделение «Росснабфильма» переехало в местечко Дырнос. Двухэтажное кирпичное строение возвели подальше от жилых домов ради безопасности горожан: кинопленка – легко воспламеняющийся материал. Вот здесь и по сей день располагается учреждение кинопроката нашей республики. А сотрудники «КомиКино», как и прежде, обеспечивают кинотеатры в районах новинками проката, проводят лекции, киноклубы и организуют фестивали. Один из них – Международный фестиваль визуальных искусств финно-угорских народов «Туйвеж» (Перекресток) – смело можно назвать визитной карточкой региона.


Здание 1960-х годов украшают граффити студентов, в ретро-обстановке звучат передовые идеи. Молодежь любит и ценит кино на пленке, а старшее поколение активно включается в онлайн-жизнь «КомиКино». Да и коллектив состоит из ярких людей разных поколений.
– Найти гармонию в совместной работе, общую для всех цель – «задача со звездочкой», – признается директор учреждения Мария Вахнина. – Самое главное – иметь желание. Я каждый день приглашаю сотрудников в увлекательное приключение. И повторяю, что у нас есть все: опыт, ресурсы, новые технологии, энергия, креативный подход и множество вариантов решения любых возникших вопросов. Мне самой очень интересно идти из пункта А в пункт Б, где «Б» – апскейльное, то есть высококачественное, первоклассное, эксклюзивное, креативное пространство, сочетающее историческую память и новые форматы культуры и искусства. Я верю в наш успех и активно транслирую это в массы. Радуюсь маленьким победам каждого и благодарю за бесценный опыт.

Одна секунда – 24 кадра

В 2022 году дырносский кинозал – единственное место в республике, где еще «крутят» пленку. Избежать последствий цифровизации удалось и двум специалистам: киноинженер Александр Павлович Емяшев – реставратор пленки, а у Светланы Васильевны Иевлевой специальность уж совсем необычная – кинопроверщица. Они чуть ли не единственные представители своих профессий по всей Коми.
Светлана Васильевна пришла в «Кинопрокат» ученицей-кинопроверщицей в 1986 году, а после сдачи экзамена осталась работать. Сейчас в большом кабинете за специальным столом она одна, но в восьмидесятые это помещение было вдвое больше, а отдел состоял из десятка сотрудников. Теперь вторую половину кабинета, скрытую за высокими стеллажами, занимает музей.


Светлана Васильевна проверяет пленку на повреждения, вырезает испорченные кадры и склеивает вновь. Ее рабочее место – сделанный еще в советское время стол, в который вмонтированы два вращающихся диска: пленка накручивается с одного диска на другой, проходя через пальцы кинопроверщицы. В былые годы фильмы поступали, казалось, бесконечным потоком, а сотрудники отдела оперативно просматривали пленку, чтобы отправить ее в следующий кинозал. Во многом от их работы зависело, как пройдет сеанс.
Кроме проверки Светлана Васильевна реставрировала пленку на специальной машине, аппарат до сих пор стоит в соседнем помещении, но уже как часть экспозиции местного музея. Копии фильмов ценились высоко, и потому относились к ним бережно: регулярно восстанавливали поверхность пленки специальным раствором. Специалисты делали все, чтобы фильм увидели как можно больше зрителей, а сеансы не срывались.


Светлана Васильевна и сейчас заботится о сохранности фонда: пленку нужно просматривать и обновлять склейки хотя бы раз в десять лет: часто это уникальные кадры хроники и материалы о Коми АССР. К каждой копии фильма прилагается карточка, в нем указываются все склейки, хронометраж: иногда он сокращается от частого или обширного ремонта, который превращается в ювелирную работу: ведь один вырезанный кадр это 1/24 секунды.

Аналоговое поколение

Александр Павлович Емяшев работает с кинопленкой уже 44 года, но то, что это его призвание, понял задолго до получения специальности. Еще во время учебы в школе у него был свой киноаппарат – подарок дедушкиного товарища. А пленку для домашних сеансов ему выдавали как раз здесь – в Дырносе. Так что выбор профессии был очевиден с детства. Александр Павлович окончил училище киномехаников, уже работая, получил диплом в Ленинградском кинотехникуме. Работал мастером по точной аппаратуре, старшим и главным инженером, заместителем начальника отдела… Даже после выхода на пенсию не смог оставить любимое дело и трудится ведущим техником. Именно он заправляет пленку в киноаппарат и дарит зрителю возможность окунуться в магию «живого» кино.


Александр Павлович – в каком-то смысле хранитель наследия кинопроката, во всяком случае той части, которая касается киноаппаратуры. Его стараниями удалось сохранить технику, которую в девяностые попросту сдавали в металлолом – она больше не подходила для просмотра фильмов, снятых на современную пленку. Загвоздка была в технологии передачи звука, хотя некоторые умельцы в районах даже модернизировали аппаратуру, понимая, что век массовой пленки стремительно заканчивается.
– Наше поколение – аналоговое, – говорит Александр Павлович. – Мы разбираемся в старой аппаратуре, а вот с «цифрой» уже сложнее, тут я говорю спасибо молодым коллегам за помощь. Конечно, нужен человек, которому хотелось бы передать и свои знания, специалист, умеющий заправлять пленку, и хотя бы минимально обслуживать технику.
За годы работы в кинопрокате Александр Павлович смонтировал и отремонтировал сотни установок, консультировал коллег по всей республике. Последнее оснащение кинотеатра пленочным оборудованием было в 2010 году. Тогда демонтированная в Ухте и доукомплектованная в Сыктывкаре техника переехала в Котлас. Но, к сожалению, показы в том зале так и не состоялись.

Юбилейный год

Индустрия кинопроката развивается, и современные форматы, может, и не дают «ламповости» пленки, но зато берут качеством изображения и звука, удобством и скоростью: для того, чтобы посмотреть новинку, теперь не надо ждать очереди на пленку и ездить по республике с двадцатикилограммовыми кейсами.
Год 85-летия коми кинопроката обещает быть насыщенным.


– Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нашем удивительном учреждении, отмечает директор «КомиКино» Мария Вахнина. – Именно поэтому мы запланировали много событий для различных целевых аудиторий. На просторах интернета мы будем рассказывать об истории кинопроката и кинотеатрах Республики Коми. А для нашей киносети в этом году мы планируем провести конкурс профессионального мастерства. К счастью, достойных специалистов у нас хватает.

Мария ИГУШЕВА

Фото АУ РК «КомиКино»
и vk.com/tuivej

В фонде «КомиКино» находятся 8088 фильмов на пленке — 3640 художественных и 3372 документальных, из них 170 фильмов о Республике Коми. Самый старый фильм в коллекции – «Чапаев» (1934 г.), последний пришедший на пленке – «Великий Гэтсби» (2014 г.)