Лоскутки за здравие

крепят к старинному кресту жители ижемского села Сизябск

Ежегодно 9 августа, в Пантелеймон лун (день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона) жители старинного ижемского села Сизябск совершают тайное паломничество к местной святыне – шестиконечному трехметровому деревянному кресту, который стоит во дворе одного из сельчан. По мнению местных жителей, старинный крест – чудодейственный, поэтому и украшен множеством небольших разноцветных лоскутков с нашитыми крестиками.

Сельчане приходят сюда не только 9 августа, но и в любой другой день, вернее, ночь. Под ее покровом на старом кресте появляются новые лоскутки ткани с нашитыми на них крестами. Желательно, чтобы они были сшиты из одежды жаждущего исцелиться больного. Считается, что таким образом можно избавиться от всех болезней. Крестики на лоскутки нашивают в основном женщины, они и прикалывают их к деревянному кресту, чтобы предотвратить грозящее несчастье, смертельный исход болезни, или просто заручиться успехом у высших сил в каком-либо деле. Процесс этот сопровождается молитвами и просьбами об исцелении. Некоторые сельчане, в заботе о братьях наших меньших, приходят сюда также 2 августа – в день Ильи-пророка, который считается покровителем домашних животных. Они прикрепляют к кресту лоскутные крестики за здравие своих оленей, коров, лошадей.

По местному преданию, святыня была установлена еще в позапрошлом веке во время крестного хода. Тогда в этом месте была окраина Сизябска. Но с тех пор село разрослось, и крест оказался почти в его центре. Конечно, древесина в земле столько лет простоять не может, поэтому время от времени крест заменяли на новый. А может быть, меняли только доски на его обшивке, а древняя основа оставалась неприкосновенной.

В селе мне рассказали, что как-то асфальтировавшие улицу рабочие решили спрямить старую дорогу и предложили передвинуть крест. Неожиданно этому воспротивился хозяин двора, где находится местная святыня. Он и другие сельчане отстояли обетный крест. И новую дорогу проложили рядом.

Сизябский крест изучали этнографы из Коми научного центра. Известно, что придорожные, памятные, поклонные и обетные кресты имеют статус местных святынь, наряду с почитаемыми камнями, родниками и деревьями. Как рассказывают старожилы, еще в середине прошлого века в Сизябске стояло шесть подобных крестов. Они «закрывали» все ведущие в селение пути-дороги, не пускали нечистую силу – лешаков, «ходячих» покойников (рассказы о которых распространены у местных жителей), охраняли от мора и падежа скота. Со временем кресты порушились, упал и этот крест. Но его подняли и установили поблизости от того места, где он стоял прежде – у дороги, ведущей на кладбище.

Обетные кресты когда-то стояли и в других ижемских селениях. В соседней деревне Бакур в 1920-е годы прошел падеж скота. Жители поставили деревянный крест на окраине, на высоком берегу старицы Курья. После установки креста мор скота прекратился. После этого сельчане ходили к кресту молиться. Простоял этот крест до конца 1940-х годов. До сих пор стоит деревянный обетный крест и в селе Гам.

Традиция установки или восстановления обетных крестов возрождается. В деревне Ель несколько лет назад был поставлен деревянный шестиконечный крест с двускатной крышей на территории усадьбы молодого предпринимателя. Инициатором была его мать. По ее словам, в 1940-е годы неподалеку от этого места стоял деревянный крест. «Там, где сейчас находится усадьба сына, был конец деревни, здесь никто не жил, – рассказала она этнографам. – Крест нужен, чтобы дела шли хорошо. Молилась я, обещала Богу крест поставить, какой раньше стоял. Выпросила, чтобы сын установил. И хорошо все в семье и на работе стало…».

Артур АРТЕЕВ
Фото автора

Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF

(С) «Регион» 09/2017