Ноябрь. Степан Покровский. Жизнь за идею

Главная улица села Пезмег Корткеросского района носит имя братьев Покровских. Большинство жителей республики о них ничего не знает. Между тем в советский период братья Павел и Степан с такой «церковной» фамилией почитались как видные большевики, павшие за правое дело. 19 ноября исполняется 125 лет со дня рождения младшего из них – Степана Покровского.

В семье священника Ивана Степановича Покровского, перебравшегося в Пезмег из Великого Устюга, было шестеро детей: три дочери и три сына. Степан был младшим из сыновей. Иван Степанович и его супруга Елизавета Ивановна освоили коми язык, учили ему и детей. Уже в начале ХХ века семья переехала в село Гам, которое тогда относилось к Яренскому уезду Вологодской губернии.

В селе Гам в 1901 году построили новое здание для второклассной церковно-приходской школы, руководить которой и стал священник Покровский. Надо сказать, здание сохранилось до наших дней, является объектом культурного наследия, в нем расположен музей. Такого внимания это красивое двухэтажное деревянное строение удостоилось потому, что школу в селе Гам окончил в 1904 году знаменитый Питирим Сорокин. Много лет спустя Сорокин вспоминал, что именно в гамской школе он «вступил на путь получения образования, который со временем привел к карьере университетского профессора». Нет сомнений в том, что в детстве Сорокин был знаком с семьей Покровских, общался с братьями Павлом и Степаном. Тогда они, конечно, и думать не могли, что в будущем окажутся по разные стороны баррикад.

После церковно-приходской школы и Павел, и Степан окончили Усть-Сысольское духовное училище и Вологодскую духовную семинарию. Но служителей церкви из них не вышло. Братья увлеклись точными науками, а Священному Писанию предпочитали Белинского и Чернышевского. Революционная романтика в те годы будоражила умы многих семинаристов. Павел, а затем и Степан поступили в университет города Юрьева (ныне эстонский Тарту). Степан учился на медицинском факультете, находясь при этом под влиянием старшего брата, который был увлечен марксизмом. Оба участвовали в революционно настроенных студенческих кружках.

После революции Степан Покровский приобщился к журналистике, писал статьи в юрьевскую газету «Молот». Сотрудничать с большевистскими и эсеровскими газетами он продолжил и в Вологде, куда Павел и Степан перебрались после того, как Юрьев заняли германские войска. А когда в июле 1918 года братья оказались в Яренске, «опытный журналист» Степан Покровский возглавил местную газету «Известия Яренского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов». В самом уездном Совете и его исполкоме коммунисты в то время не имели никакого влияния, и пробольшевистская позиция в статьях Степана Покровского, призывавшего к «обострению классовой борьбы» и созданию комбедов, вызывала недовольство у местной советской власти.

Первую ячейку РКП(б) в Яренске организовали в сентябре 1918 года. В нее сразу же вступили и братья Покровские. Немногочисленная ячейка тут же поставила цель взять уездную власть в свои руки. Тогда же была создана Яренская ЧК. Большевики с помощью чекистов арестовали руководство проэсеровского уездного исполкома, при этом Степану Покровскому, вооруженному винтовкой, доверили стеречь предисполкома Козлова, запертого в амбаре. Любопытно, что в команде чекистов была знаменитая «пламенная революционерка» Розалия Землячка, прославившаяся позже организацией большевистского террора в Крыму, а еще позже – работой в руководстве советского правительства.

После этого «военного переворота» власть в уезде захватили большевики, провели чрезвычайный съезд Советов и распределили между собой должности. Павел Покровский стал председателем исполкома, а Степан – заведующим отделом народного образования. Надо заметить, что, ведая образованием, выходец из интеллигентной семьи Степан Покровский люто ненавидел саму интеллигенцию, считая ее «недоноском капитализма», «тормозом на пути революции и заслоном на пути развития подлинно классового народного образования».

Впрочем, осенью-зимой 1918 года большевикам было не до народного образования. Следуя директивам центра, они развернули в уезде красный террор. Описывать бесчинства яренских большевиков здесь нет места, отсылаю читателя за массой примеров к весьма познавательной книге историков Игоря Жеребцова и Михаила Таскаева «Черные годы», откуда, к слову, взяты многие факты о братьях Покровских для этой публикации. Отмечу только, что вдохновителем террора был Яренский уездный комитет РКП(б), одним из влиятельных членов которого был Степан Покровский, после отъезда из города брата Павла ставший вместо него председателем исполкома.

Когда в конце октября 1919 года на Вычегде объявился отряд белых под командованием капитана Николая Орлова, в Яренске спешно создали Военно-революционный комитет, председателем которого стал Степан Покровский. 6 ноября орловцы вошли в Яренск. В ходе уличных боев двадцатилетний Степан Покровский погиб. «Есть несколько версий его гибели, – пишут авторы «Черных дней». – Согласно первой, Покровский застрелился, по второй – был убит каким-то красноармейцем, согласно третьей – получил вражескую пулю в висок во время беспорядочной перестрелки на улице и скончался в больнице, не приходя в сознание».

Когда красные вернулись в город, тело Степана Покровского было перезахоронено с городского кладбища в братскую могилу красных героев на яренской площади. Брата Павла в то время уже не было в городе. В 1919 году он объявился в Петрограде, вступил в ряды Красной армии и отправился воевать с «белополяками». В мае 1920 года полковой комиссар Павел Покровский погиб под Бобруйском.

В 1920-е годы именем братьев Покровских в Яренске назвали улицу. Примечательно, что до этого улица называлась Покровской…

«Рано ли, поздно ли жизнь должна была сделать нас или коммунистами, или решительными противокоммунистами… Кретины и провокаторы говорят о возможности соглашения, компромисса. Нет! Средних позиций не найти».

(Степан Покровский, газета «Известия Яренского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», 4 сентября 1918 г.).

Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото из фондов Яренского краеведческого музея