«Цукерочка», дочь «Флоренции»

Цветочный салон Светланы Соценко умеет удивлять

Лучшие розы выращивают в Эквадоре, все остальные цветы – в Голландии. С селекцией в России пока не очень, а вот с флористической модой все в порядке. Как и с фантазией и планами у сыктывкарской флористки Светланы Соценко. «Я буду удивлять», – решила она и осенью прошлого года открыла в центре Сыктывкара цветочный салон «Цукерочка».

Конкуренция не пугает

Удивлять она начала уже с названия своего салона. «Цукерочка» – украинское слово, которое переводится на русский как «конфеточка». Цветы, по мнению предпринимательницы, дарят такие же эмоции. Уроженка поселка Югыдъяг Усть-Куломского района, с украинскими корнями по отцовской линии, Светлана с детства любила певучую мову. Любимым писателем всегда был Гоголь. И замуж вышла за украинца-предпринимателя. Так в ее жизнь вошли не только любимый язык и культура, но и новый опыт работы, большие планы.
В салоне «Цукерочка» покупателей удивляет просторное помещение с диваном и столиком для ожидания, с огромным холодильником, по площади равным полноценной комнате. Кстати, заказать его было непросто, а то, что сделали местные мастера, пришлось модернизировать под себя.

Светлану Соценко не пугает конкуренция на цветочном рынке Сыктывкара. Прежде чем ломать привычные рамки, предпринимательница приобрела бесценный опыт, работая в цветочном салоне мужа «Флоренция» вместе со свекровью. В мрачный пандемийный 2020-й салон не дал ей погрузиться в депрессию. Пережив локдаун в семейном баре «Быки», работая буквально на износ, обеспечивая доставку и пытаясь сохранить бизнес, Светлана по-настоящему выдохлась. И во «Флоренцию» пришла не просто помочь, но и отдохнуть, сменить обстановку.
Очень скоро Светлана убедилась, что флористика – это ее. Дизайном и оформлением она увлекалась со школы, но получить образование в этой сфере не удалось. В семье было четверо детей, детство в лесном поселке пришлось на 90-е, приходилось много трудиться. Окончив школу, Светлана сразу пошла работать: размениваться на получение нелюбимого образования не хотелось, а на любимое нужны были средства. «И вот теперь любимое дело настигло меня», – говорит она. Пробел в образовании она восполнила с помощью онлайн-курсов, а весной собирается продолжить его очно.
Но постигать азы флористики, тонкости цветочного бизнеса, тенденции и предпочтения она начала во «Флоренции». А еще начала экспериментировать. «Впервые в Сыктывкаре стала делать новогодние сюжетные композиции в коробках – с игрушками, подсветкой. Покупатели их оценили», – вспоминает Светлана.

Пятьсот и одна роза

Постепенно созрело решение открыть собственный салон, со своими правилами и подходом к клиенту. Открытие и содержание бизнеса продумывала до мельчайших деталей. В июле прошлого года неудачно упала и со сломанной ногой оказалась прикованной к кровати. «Время подумать было», – смеется Светлана. Досконально подготовившись, 4 октября 2021 года торжественно открыла свою «Цукерочку».
– До сих пор есть покупатели, которые просят «розу с гипсофилой», потому что привыкли так. Но стоит предложить что-то новое – и это уже клиент другого уровня, – рассуждает предпринимательница. – Когда я начинала работать флористом и продавала букеты от 2 до 5 тысяч, думала, что это «потолок» и в Сыктывкаре нет мужчин, готовых делать интересные и щедрые цветочные подарки. Но оказалось, что аппетит приходит во время еды. Когда начинаешь показывать и предлагать, находятся желающие удивлять своих женщин.
Так получилось с одним из первых клиентов, который хотел сделать невесте необычное предложение. В «Цукерочке» подсказали сделать его не просто необычным, а незабываемым – с помощью 501 розы. Такое огромное количество цветов пришлось заказывать заранее. Поставка цветов в далекий северный город – еще один вызов, с которым пришлось столкнуться начинающей предпринимательнице. В Сыктывкаре нет больших оптовых складов, ближайшие доступные, осуществляющие доставки цветов в нашу республику, – в Москве и Питере. Но у «Флоренции», работающей на рынке Сыктывкара уже пять лет, налажены каналы поставок из Голландии. Цветы из Нидерландов самые стойкие и красивые, и лучших селекционеров, чем голландцы, в мире пока нет.

Антифеминизм и флористика

Чем «Цукерочка» отличается от других цветочных салонов? Стойка, холодильник, букеты – это есть и у конкурентов. Ну, разве что размеры больше. Но главное отличие – в подходе к работе, считает владелица салона.
– Конкуренция в Сыктывкаре мощная, но с другой стороны – ее нет. К этому выводу я пришла, когда начала работать в цветочном бизнесе. Популярные цветочники в России и мире давно шагнули вперед – Сыктывкар в этом плане немного застыл. Наши флористы когда-то нашли свой стиль и остановились на нем, потому что покупателей он устраивает. Действительно, на каждый продукт есть свой покупатель. Но есть и те, кому не хватает чего-то нового. Быть как все – не мой путь. Надо расти и идти вперед. Я хочу заниматься современной коммерческой флористикой, – говорит Светлана Соценко.
Например, уже давно не актуален крафт, у него много минусов, и он изжил себя. Экологично можно оформить цветы в коробки, причем собрать их с классической круглой «шапочкой», многоступенчато или сделать раскидистую постановку цветов. Давно спутниками цветов стали сладости или плюшевые игрушки (кстати, покупателя в «Цукерочке» встречает целая армия разнокалиберных плюшевых медведей), и Светлана Соценко знает, как оформить их, чтобы сольную партию исполняли все-таки цветы.
Флорист немного психолог и видит, когда нужно сделать так, как просит клиент, а когда можно вступить с клиентом в диалог и помочь ему сделать правильный выбор. Если покупатель готов на контакт, Светлана расспрашивает его об адресате букета, его характере и предпочтениях. Тогда рождаются «психологические» цветочные композиции, выверенные по цветам и разновидностям составляющих букета. Помогут тут и первокурснику с бюджетом на букет для первого свидания в тысячу рублей, и состоятельному джентльмену.
– Женщины порой лучше меня «знают», что им нужно и что с чем сочетается. Часто это как плюс, так и минус. Нужно быть все-таки флористом и колористом, чтобы понимать, что с чем сочетается, а что нет. Но всегда можно построить диалог и рассказать, как будет лучше, чтобы результат удивил, – рассуждает Светлана.
Она признается, что с мужчинами работать проще: мужчина знает, что он хочет удивить свою женщину, но не знает как. С таким покупателем можно экспериментировать. Несмотря на «младенческий» возраст, салон уже обзавелся постоянными клиентами. Пока в большинстве своем это женщины. Почему-то на Севере мужчины не очень любят дарить цветы, удивляется Светлана.
– Меня этот вопрос всегда смущал, я себя даже называла в шутку флористкой-антифеминисткой, – признается предпринимательница. – Мужчина должен оставаться мужчиной, ухаживать, дарить цветы, чтобы женщина чувствовала себя женщиной. Мне важно преподнести салон так, чтобы мужчины хотели дарить цветы и заходить к нам. Мы и рекламу стараемся так сделать, чтобы женщина с цветами в ней выглядела счастливой и сексуальной.

Оксана ПЕТРОВА

Фото салона «Цукерочка»

Салон «Цукерочка»
г. Сыктывкар,
ул. Карла Маркса, 191.
Доставка цветов
8 (912) 171-29-27,
8 (8212)-21-60-28
What’s-app, Viber, Telegram
8 (912) 171-29-27

Проект «История успеха» осуществляется при поддержке Центра делового сотрудничества г. Сыктывкара.