«Зырянская мадонна»

Как создавалась картина «Мать-земля Коми»

Каждого, кто заходит в Администрацию Главы и Правительства Республики Коми и поднимается по центральной лестнице, встречает большой портрет статной, величавой, полной спокойного достоинства женщины в ярко-красном национальном ижемском костюме и с младенцем в колыбели. Картина «Мать-земля Коми» самим своим названием подчеркивает, что художник воплотил в ней образ нашей северной земли – степенной, мудрой, богатой детьми и достатком в доме, по-настоящему прекрасной. Это полотно можно по праву назвать одной из самых ярких художественных визитных карточек нашей республики.

Многие из вас, наверное, знают, что автор этой картины – народный художник России и Республики Коми Станислав Анфимович Торлопов. А вот история ее создания известна далеко не каждому.

Всю свою жизнь Станислав Торлопов любил путешествовать. В творческих экспедициях объездил многие регионы Советского Союза, бывал во Вьетнаме, Германии, Нидерландах, Румынии, Болгарии, Польше… Но более всего изъездил и исходил Север, который определил главной темой творчества уже в начале 1960-х годов. Печора, Полярный Урал, Арктика, Кольский полуостров, остров Вайгач… Здесь он встречал героев своих будущих жанровых картин и портретов, находил необыкновенные пейзажи.

Во время одной из таких поездок – в предгорья приполярного Урала у верховьев Оби – Станислав Анфимович встретил в деревне Мужи зырянскую семью. Это была семья потомственных коми оленеводов, издавна живущих за Уралом. Тогда и возник у художника замысел будущей картины. Искусствовед Э. Поповцева отмечает, семья зауральских коми, которую встретил художник, исторической памятью, языком, национальной культурой была неразрывно связана с родиной предков – ижемской коми землей. После длинных разговоров с этой семьей, когда художник отметил, что и он, и они – коми, то есть «родственники», хозяйка чума горделиво заметила: «Это вы коми, а мы зыряне».

«Индивидуальное своеобразие личности хозяйки этой семьи, неповторимо характерные черты ее внешнего облика стали для художника прообразом легендарной «Зарни Ань» («Золотой матери»), связующим звеном для воплощения вневременного символически обобщенного образа Коми земли, духовных сил ее народа, – пишет Э. Поповцева. – Величавый образ женщины-матери – хранительницы семейного очага, пластически решенный в стилистике монументально-декоративной картины-панно, приобретает характер эпического звучания. Этому впечатлению способствует и раскрывающийся за ее фигурой пейзаж – широкое пространство тундры с белоснежными склонами Уральских гор на горизонте. Печать места несет на себе и бытовой антураж, и костюм героини, дающий образную характеристику народности. По особому близкая и дорогая автору картина «Мать-земля Коми» стала ярким выражением не только образа родного края, но и содержания его многогранного творчества…»

Картину «Мать-земля Коми» Станислав Торлопов писал около десяти лет и завершил работу в 1979 году (по некоторым источникам, в 1978-м). Полотно получилось поистине монументальным – 212х200 см.

Как писали искусствоведы, в 1980-е годы «торлоповский романтизм» обрел глубину философского звучания и лирической образности – эти слова относились и к полотну «Мать-земля Коми». В этом произведении С. Торлопов не просто создал символический образ родной земли – картина стала своего рода итогом размышлений автора о сущности жизни. Мощным аккордом в творчестве С. Торлопова, монументальным по масштабам и звучанию полотном называет эту картину в монографии о художнике И. Котылева: «Звучность красок и выверенность композиции придали картине поистине симфоническое звучание». Исследователь также отмечает, что одним из первых вариантов работы был образ «Зырянской мадонны», а второй авторский вариант картины назывался «Зарни Ань». Величественное национальное самосознание и внутреннее достоинство женщины подсказало художнику образ, воплотивший в себе всю ширь родного края.

Первоначально картина хранилась в Государственном музейно-выставочном центре РОСИЗО, а в 1986 году была передана в Национальную галерею Республики Коми и с тех пор хранится там, периодически ее выставляют. Сейчас картина демонстрируется в Администрации Главы и Правительства РК как часть выставки галереи.

Ирина Самар
Фото Сергея ПАРШУКОВА и из домашнего архива С.А. Торлопова
Редакция благодарит сотрудников Национальной галереи РК за помощь в подготовке публикации

Станислав Торлопов (1936-2015) – многожанровый живописец, отразивший в своем творчестве и Природу во всем ее многообразии, и Человека, и культуру, созданную им. А доминантой его творчества, главным объектом восхищения и вдохновения был Север. Вот как он сам писал о себе: «От корня – северянин. Севером воспитан, я не мыслю себя вне его. Он – мой наставник и судья… В своей привязанности к Северу я сам – максималист».

Станислав Анфимович родился 12 октября 1936 г. в Москве, но в 1938 г. его семья переехала в Сыктывкар. Увлекаться рисованием начал еще в детстве, что привело его в изостудию Дворца пионеров, которую в 1950 году он представлял в Москве на международной детской художественной выставке, где и стал лауреатом. Увлекался юноша и геологией. Выбор профессии был сделан все-таки в пользу искусства, но былое увлечение и связанные с ним романтика дальних странствий, стремление открывать новое всегда были присущи его натуре. В 1953 г. Станислав Торлопов поступил на живописное отделение Костромского художественного училища, учился у художника-монументалиста Н. В. Шувалова, который не только посвятил в тайны мастерства живописи, но и привил самое главное: умение самостоятельно мыслить.

Еще за три года до получения диплома (1958 г.) начал выставочную деятельность, и с 1955 года до своей кончины (3 марта 2015 г.) принял участие в более чем 150 выставках – коллективных и персональных, отечественных и зарубежных. С 1967 г. он – член Союза художников СССР. Уже в 1968 году за серию картин «Моя Северная земля» стал первым лауреатом только что учрежденной Государственной премии Коми АССР в области изобразительного искусства.

За всю жизнь недостатка в наградах и регалиях у С. Торлопова не было. Но все же, для художника самое главное – народное признание и память, живущая в его полотнах. И судя по тому, что картины С. Торлопова ныне находятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальной галерее Республики Коми, региональных музеях, частных собраниях в России и за рубежом, а его полотна восхищают и ныне, творчество этого мастера можно по праву назвать одной из самых ярких и интересных страниц в истории живописи Республики Коми.

Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF

(С) «Регион» 08/2017