Продажи смартфонов в РФ с начала кризиса снизились вдвое

Продажи смартфонов в России сократились в два раза по сравнению с периодом до начала спецоперации на Украине и санкционной кампании.

Об этом свидетельствуют данные, которые представила «Известиям» компания, являющаяся партнером нескольких производителей электроники.

Так, за неделю с 14 по 20 февраля в России было продано 744 тыс. смартфонов, на неделе с 21 по 27 февраля — 703 тыс., на следующей неделе — 476 тыс., а продажи за неделю с 7 по 13 марта рухнули до 380 тыс. единиц, то есть по сравнению с последней докризисной неделей реализация смартфонов сократилась почти вдвое.

В целом эти данные верны, согласился источник в другой розничной сети. По предварительной оценке, количество проданных смартфонов в России в марте снизилось на 18% по сравнению с тем же месяцем 2021 года, рассказали «Известиям» в МТС. Однако в I квартале этого года рынок в натуральном выражении вырос на 1,5%, отметил представитель оператора.

Двукратное падение продаж в марте ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин объясняет ажиотажным спросом на электронику в феврале. Те, кто стремился что-то приобрести, сделали это в первые недели после начала введения санкций, и сейчас покупательская активность схлынула.

«При этом часть наименований электроники исчезла из магазинов, а цены выросли на 30—300%. Так, например, подорожали внешние жесткие диски, смартфоны выросли в цене на 30—50%. В целом ситуация напоминает начало 2015 года — во время резкого скачка курса валют в конце 2014 года люди ажиотажно скупали электронику, в том числе смартфоны. После этой скупки спрос, соответственно, упал», — напомнил Муртазин.

Рынок смартфонов, как и рынок техники в целом, очень подвержен конъюнктуре и в равной степени зависит от общей экономической ситуации, логистики и курса валют, заметил вице-президент по закупкам и развитию «Связного» Михаил Догадин.

«Вместе с тем спрос на технику всегда высокий, особенно в кризисные времена, так как многие люди вкладывают в нее свои накопления. Падение на рынке смартфонов связано с перераспределением спроса в категорию бытовой техники и электроники. Плюс те, кто хотел потратить деньги на смартфоны, сделали это еще в конце февраля», — согласен он.

По оценке МТС, в 2021 году в России было продано 30 млн смартфонов на 728 млрд рублей. В денежном выражении рынок увеличился на 28%, в натуральном — сократился примерно на 2%. Средняя стоимость купленных гаджетов выросла на 31%, до 24,2 тыс. рублей, сообщала ранее компания. Средняя стоимость увеличилась в связи с тем, что все большее число россиян отдавали предпочтение более дорогим моделям смартфонов, говорится в материалах оператора.

К концу марта пик инвестиционного интереса к флагманским смартфонам прошел, спрос стабилизировался и перераспределился в нижний и средний ценовые диапазоны, отметил представитель «М. Видео — Эльдорадо». «В нем традиционно сильны и широко представлены китайские производители. Доверие к брендам, соотношение «цена — качество», широкий выбор и накопленный сток позволяют им в текущей ситуации наращивать долю рынка и удовлетворять спрос», — утверждает представитель ретейлера. По его словам, на российском рынке доля китайских брендов в последние недели уже достигает 55—60% в штуках против примерно 50% в 2021 году.

По словам руководителя проекта Content-Review Сергея Половникова, цены на смартфоны «нереально завышены», при этом «раздута именно наценка, реальная себестоимость ниже». Впрочем, тенденция к снижению цен уже наметилась, в частности из-за укрепления рубля. Соответственно, наценка ретейлеров станет меньше, надеется он. При этом насыщению рынка будут способствовать параллельный импорт и налаживание поставок гаджетов из Китая, прогнозирует эксперт.

Но производство бюджетных смартфонов на Android широко развито не только в Китае — существуют индийские и вьетнамские производители, добавил Половников. До последнего времени они оставались в тени, продажи в России у них шли не слишком успешно, но в сложившейся ситуации у них появился шанс занять определенную долю рынка.

Источник: Известия