Владимир Дурнев: «Поверить не мог, что не увижу снега!»

Как художник-керамист из Коми нашел себя
в одной из самых необычных столиц Азии

Коронавирусная пандемия сильно изменила нашу реальность.
В 2022 году уже никого не удивишь работой на дистанте, онлайн-образованием, сменой профессий и локаций. Владимир Дурнев, тогда еще преподаватель факультета искусств Сыктывкарского государственного университета, в разгар пандемии застрял в Тайване. Сейчас он преподает искусство в частной школе, учит китайский язык, активно участвует в выставках как художник в одном из самых густонаселенных городов мира – Тайбэе. Мы учли законы мегаполиса, разницу во времени в 5 часов и «поймали» Владимира для интервью на пути домой в общественном транспорте. Заодно почувствовали ритм шумного Тайбэя, пусть и по телефону.

– Вы извините, я иногда буду пропадать, интернет теряется, когда автобус въезжает в подземный переход. А до дома еще 2 часа, думаю, что успеем обсудить все вопросы, – вступает в межконтинентальную коммуникацию Владимир.

– Интересно! У меня такого опыта не было, ощущение, что я сейчас с вами в общественном транспорте. Это что же получается, вы каждый день тратите на дорогу около четырех часов? После компактного Сыктывкара, боюсь, сложно прибыть вовремя, особенно утром!

– Для меня никогда не было проблемой проснуться пораньше, я жаворонок и в мастерскую всегда приходил задолго до начала рабочего дня. А дорога меня не смущает: я читаю, смотрю фильмы или готовлюсь к лекциям. Утром все же добираюсь быстрее. Это вечером я не спешу, ужинаю в знакомом ресторанчике, потом снова сажусь в автобус, у меня всегда одна пересадка.

– Владимир, как Вы попали в Тайвань? Достаточно необычно для жителя северного российского региона обосноваться в Азии. Вы совсем не похожи на дауншифтера, сложно было с работой и визой?

– В 2018-м я поступил в университет Тайваня, приехал сюда учиться в магистратуре, а в июне нынешнего года получил местный диплом. Я давно знаком с климатом и особенностями этой страны, не раз был здесь туристом. Мне нравится бурлящая культурная жизнь Тайбэя, разнообразная природа острова, а как художника поразил музей керамики: я считаю его одним из самых лучших в мире.
Не было каких-то озарений, что я должен изменить свою жизнь, просто подумал: почему бы и нет? Поступил на бюджет, учебное заведение предоставило жилье, стипендию, страна – учебную визу. Особых финансовых запросов у меня никогда не было, а молодость дана для того, чтобы пробовать. И вот я здесь.
С работой я не испытывал сложностей. Во-первых, до недавнего времени продолжал преподавать в Сыктывкарском университете, а здесь, пока был магистрантом, вел курсы по гончарному делу для взрослых. Сейчас от онлайн-занятий с Сыктывкаром пришлось отказаться, нынешняя нагрузка и разные часовые пояса сказываются, но я безумно скучаю по своим студентам и коллегам.

– Учеба длилась два года?
– На самом деле, чтобы освоить здешнюю программу, обычно уходит гораздо больше времени. Помимо меня с курса в этом году выпустились всего два магистра. Обычно к дипломному проекту студенты идут четыре года и больше.

– Сейчас Вы зарабатываете как художник или как преподаватель?
– Скорее как преподаватель. В этом году получил «золотую карту»*, которая дает мне право жить и работать в Тайване. Я веду занятия в частной школе для детей на английском языке, рассказываю о разных видах искусства, продолжаю давать мастер-классы по керамике для взрослых. На выставки и творческие проекты как художника меня также приглашают. И большой плюс крупного города: за участие платят деньги. Хотя, чтобы стать знаменитым и зарабатывать только своим творчеством, нужно иметь громкое имя, деньги и связи.

– Для творческого человека еще важно быть востребованным, услышанным. Как приняли здесь Ваши работы? Судя по тому, что решили остаться, в Тайване Вы увидели больше возможностей для реализации, чем в России?
– Дело не в стране, а в менталитете большого города. Согласитесь, что Москва и Сыктывкар тоже отличаются. В мегаполисах и людей, и выставок больше, есть ценители, готовые покупать произведения искусства, много частных арт-резиденций.
Когда жил в Сыктывкаре, помню, отправить работы на выставку было целой проблемой. Однажды готовил свои вазы на экспозицию в Японию. Взял разрешение Министерства культуры, упаковал работы (керамика – очень непростой материал для транспортировки), в итоге отправка экспонатов обошлась в стоимость авиабилета. Для сыктывкарца показать свои работы миру – удовольствие не из дешевых.

– А есть особое отношение к произведениям искусства в Тайване? Может, какие-то популярные направления?
– Тайбэй – крупный город, сюда съезжаются творческие личности из Китая, со всей Азии и мировых столиц. И нельзя сказать, что какое-то направление здесь больше востребовано. Но у тайванцев есть страсть, которая меня поначалу удивляла. Здесь очень ценят чайную посуду. Пиалы покрывают уникальными глазурями по рецептам, которые мастера веками хранят в секрете, передавая из поколения в поколение. Одна такая пиала может стоить от 200 тысяч рублей в переводе на наши деньги.

– Вы за этими секретами и приехали?
– Нет, я поступил в университет Тайваня по специальности «Критические и кураторские исследования современного искусства», у меня не было мастерской, чтобы продолжать реализовывать себя в керамике. Но я связался с профильной кафедрой, показал свое портфолио, и мне выделили стол для работы в керамической студии при университете.
За год я сделал около двадцати оригинальных работ, и мой преподаватель, достаточно известный в Тайване художник, предложил организовать персональную выставку. Можно сказать, все произошло случайно, я не имел амбициозных планов и не рассчитывал на громкие экспозиции.
Начиная разговор с Владимиром, мы знали о его участии в арт-фестивале парка Гуанду. В этом знаменитом природном парке недалеко от Тайбэя (а там все недалеко) регулярно проводятся экскурсии, мультимедийные шоу, специальные выставки, лекции, обучающие программы и консультации. Так что следующий вопрос напрашивался сам собой.

– Владимир, что дал Вам этот фестиваль?
– Это был настоящий вызов, за ограниченное время мне предстояло украсить стену отеля. Я бы сказал, что проект был слишком рискованным для одного месяца, но с помощью коллег я справился. Моя работа называется «Воспоминания о Гуанду» и состоит из тридцати керамических плиток, которые можно использовать в разных вариациях, передвигать и комбинировать. Раньше рядом с парком размещался железнодорожный вокзал и другие архитектурные сооружения. Я недавно переехал на остров, своих знаний и впечатлений о парке у меня немного, поэтому запросил все документы из архивов, старые фотографии, детально рассматривал цифровые изображения, советовался с куратором.
Наша память, как и моя инсталляция – это мобильная конструкция. Что-то мы помним в красках, что-то забываем под влиянием новых впечатлений, какие-то фрагменты переставляем с места на место.
Интересно, что художники на фестивале для создания арт-объектов могли использовать только природные материалы, найденные на территории парка. А ведь натуральная глина совершенно непредсказуема! Я до конца не был уверен, как она поведет себя. Таблички после обжига и сушки я покрыл по авторской технике порошкового оксидирования. Цвета удивляют каждый раз, повторить их невозможно.

– В представлении среднестатистического человека, по крайней мере в России, керамика – это коричневые котики-колокольчики, посуда в голубой цветочек, всевозможные глиняные горшочки и кружки. Где проходит грань между искусством и массовым продуктом? Они объединены одним материалом, но что их отличает?
– Это очень сложный вопрос для меня как для специалиста по современному искусству. Любой объект массмаркета может стать частью творческого высказывания, если заложить смысл и поставить в определенный контекст, а может и не стать. Где четкая грань, вам никто не скажет. Но зритель интуитивно чувствует авторскую работу, она узнаваема. Конечно, керамика – это не только котики и посуда, массмаркет есть в любом направлении искусства. Пройдитесь по рынку, здесь же не только сувенирные колокольчики, но и попытка растиражировать живопись, графику.
А керамика – материал живой, непредсказуемый. Он позволяет художнику работать с объемом и на плоскости, реализовать любую идею. Среди современных керамических произведений есть как гиперреалистичные работы, так и абстрактные.

– Какие главные качества керамиста? Кому не стоит идти в это дело?
– Самый простой тест – первое занятие. Некоторым в буквальном смысле процесс кажется грязным. После мастерской я весь в глине: лицо, руки, одежда. Наверное, эта деятельность не для брезгливых. Еще глина не терпит длинных ногтей, в остальном, думаю, нет ограничений.
А вот такое качество, как стрессоустойчивость, пригодится всем художникам. Иногда ты не можешь предугадать результат: достал предмет из печи, а он в трещинах…
Когда я готовился к первой выставке в Тайбэе, очень волновался, у меня не хватало экспонатов, многое делал в последний момент. Отправил работы в печь, а вскоре случилось серьезное землетрясение. Я не находил себе места, думал, что вазы разобьются. Тайвань часто трясет, но большинство землетрясений проходят незаметно. Тогда был другой случай, мощные колебания почвы нанесли большой урон острову. Достав вазы из печи, я почувствовал себя счастливым: они не разбились. Одна из них была с сильным наклоном в сторону – так стихия стала моим соавтором.

– Владимир, там у вас все другое – культура, природа, климат… Чего не хватает, когда вспоминаете о родной республике?
– В первую зиму я поверить не мог, что не увижу снега! А когда собрался на родину, то объявили локдаун. Здесь бывает достаточно прохладно – плюс 16 и даже плюс 10 градусов, повышенная влажность и сильный ветер, но, конечно, сравнивать с нашими трескучими морозами не приходится.
Многие русские скучают по хлебу и сыру. Такого хлеба, как в России, тут нет, а сыры в основном плавленые и дорогие. Честно говоря, я не настолько гастрономически зависим. От хлебобулочных отказался еще в Сыктывкаре, а борщ сварить могу и здесь.

– Вы следите за новостями культурной жизни в Коми? Что можете сказать о биеннале «Новое открытие Севера»?
– Я на связи с коллегами из Сыктывкара, мы обсуждали биеннале как значимое событие в художественной жизни республики. Все, что мне удалось увидеть, впечатлило. Хочется, чтоб больше кураторов и художников посещало Коми, я тоже с удовольствием бы принял участие в подобном проекте.

– Что самое важное для молодого художника, на Ваш взгляд? Возможно ли сегодня быть и финансово успешным, и творчески реализованным?
– Самый трудный вопрос…Я не считаю, что успешен и реализован, а значит, не знаю ответа. Но самое главное для молодого художника, на мой взгляд, это не лениться и постоянно совершенствоваться.

Елена ТУРКИНА

Фото из личного архива Владимира Дурнева