Из Крыма в Воргашор
переехала учитель химии и биологии Наталья Спивак
по программе «Земский учитель»
Школу в Керчи, где работала уроженка южного портового города Наталья Спивак, от школы №14 в воркутинском Воргашоре, где она преподает с этого учебного года, отделяют четыре тысячи километров. В августе 2021 года педагог с 26-летним стажем приехала за новыми знаниями и впечатлениями на Север. Как встретила ее Воркута и чем отличается южное образование от северного, она рассказала «Региону».
– Наталья Львовна, у Вас почти 26-летний педагогический стаж, огромный опыт работы в школе. Что заставило Вас сорваться с места и поменять море и теплый Крым на суровый Cевер?
– Честно говоря, мне самой до сих пор не верится, что это произошло. Захотелось кардинально сменить обстановку. Я родилась в Крыму и всю жизнь прожила там, работала в школе в Керчи. Но решила посмотреть мир, Cевер, природу, другой климат, менталитет.
– Что это – мечта детства, незакрытый гештальт?
– Я путешественник в душе. Когда-то давно, когда моя сестра работала проводником, я однажды ездила с ней в Мурманск и запомнила белые ночи, северную красоту. И вот вернулась, видимо, за ними.
– Как Вы узнали о программе «Земский учитель»?
– Прочитала в интернете, что с 2020 года будет действовать такая программа. Первый год я не рискнула поехать, во-первых, нужно было дождаться, чтобы сын закончил девятый класс и сдал экзамены, во-вторых, просто присматривалась, познакомилась со многими учителями из регионов, узнала у них, как работает программа, – и решилась.
– Как проходил выбор региона?
– Я написала заявки и отправила документы в несколько регионов: Новосибирскую и Свердловскую области, Пермский край, Крым, Республику Коми. Прошла отбор сразу в нескольких, но выбрала Коми, Воркуту.
– Почему?
– Я сама себе задаю этот вопрос – почему именно город за Полярным кругом. Может быть, романтика. Ну и захотелось сравнить южный и северный подход в образовании, получить новый опыт, знания, впечатления.
– Слышали о магии Воркуты: люди приезжают на три года, а остаются на тридцать?
– Пока настолько дальних планов я не строю, но жить и работать учителем в Воркуте я намерена твердо.
– Как к Вашему решению отнеслись коллеги и семья?
– В Керчи я работала в очень хорошей школе, о том, что хочу участвовать в программе, коллег предупредила примерно за год. Меня никто не отговаривал, но я видела, что моему отъезду не очень рады. Родителей у меня уже нет, в прошлом году умерли брат с сестрой. Сын Никита поначалу очень не хотел этого переезда. Тем не менее мы вместе с ним изучали регион, его природу, историю, хотя он и не был настроен оптимистично. Дома у нас газ, вода, рядом море, он привык к этому. Но его обрадовало поступление в Воркутинский политехнический техникум на сетевое и системное администрирование. Его это направление увлекало и в Крыму, он рад, что группа у него очень сильная. А когда в самом начале походил по техникуму, сказал: «Мам, я не уверен, что такое есть у нас в Керчи». То есть уровень образования в Воркуте он оценил. Теперь говорит, что, даже если я вдруг уеду, он, пожалуй, останется. Ну, а к морю мы съездим летом.
– Какой для Вас оказалась заполярная реальность против ожиданий?
– Я не рисовала себе никаких ожиданий. Просто решила ехать, хотя и боялась в глубине души, что придется развернуться и уехать. Но особо не готовилась: посмотрела карту, измерила расстояние – оказалось четыре тысячи километров – посмотрела фото поселка в интернете, почитала комментарии – и поехала. И все-таки подсознательно почему-то рисовала себе Север необустроенным, поэтому была поражена, увидев высотные дома, стройные улицы, все коммунальные блага. В Крыму, где я росла, печное отопление, вода из колодца. Тут – широкие улицы, площади, сочетание современных домов и сталинского ампира. Воркута – уникальный по своей архитектуре город и при этом компактный и уютный.
– А как Вы оценили здешнее педагогическое сообщество?
– Педагоги Воргашора удивляют, они стремятся к самосовершенствованию, работают на всех электронных платформах, обучают детей дистанционно в актированные дни – это, кстати, тоже новинка для меня – так что дети в учебе не отстают. Мой новый коллектив меня очень поддержал. Вообще воркутинское образование потрясающее. Поражает мощное методическое сопровождение учителей на муниципальном и региональном уровнях. Дети имеют возможность принимать участие в проектной деятельности, научно-исследовательской, в конкурсах различного уровня, олимпиадах на школьном, муниципальном, республиканском уровнях. В школах Воркуты для этого создана мощная материально-техническая база. У меня прекрасно укомплектованный оборудованием кабинет химии, лаборатория – все это позволяет проводить опыты, что всегда очень интересно ученикам.
Отдельно хочу сказать о компьютеризации школы: компьютеры, ноутбуки, планшеты, классы с цифровыми образовательными ресурсами, высокоскоростной интернет. При этом в информационных технологиях учителя чувствуют себя как рыба в воде. Удивляет осознанное стремление воркутинских учителей к профессиональному росту: вебинары, семинары, курсовая подготовка – все, чтобы повышать квалификацию. Сейчас, например, мы проходим курсовую подготовку для того, чтобы с нового учебного года работать в 1 и 5 классах по новым ФГОСам.
В Крыму я никогда не работала с электронным дневником, электронным журналом – их ввели только в этом году – поэтому мне и хотелось нового. Тем не менее поначалу чувствовала себя очень неуверенно, но коллеги все объясняли, поддерживали. Я все думаю: «Боже мой, мне столько лет, а я учусь!». И все учителя вокруг учатся.
Под стать им и дети: они любят учиться и делают это с удовольствием и интересом. В Воркуте холодно, а жизнь кипит. Вроде Север, маленький поселок – а есть возможность заниматься спортом, творчеством. Никто не стоит на месте.
– Как, кстати, Вы холода перенесли?
– Я готовилась к суровой морозной зиме, утешала себя: ну, люди же живут. Мы купили все необходимые теплые вещи, но дубленку я за год так ни разу и не надела – пока не очень замерзла. Хотя все говорят, что зима в Воркуте в этом году была удивительно мягкая. Ощущения в минус тридцать незабываемые – все звенит, скрипит, а вокруг раздолье, просторы. Ветра у нас в Крыму, конечно, тоже бывают, но чтобы так облепливало снегом, такого я не видела.
В феврале я немного затосковала: там в Керчи в это время у меня цветут подснежники а тут сугробы до второго этажа. И вдруг мне пишут крымские коллеги: в Крыму выпал снег, засыпало подснежники и крымчане начали мерзнуть.
– А что Вы можете сказать о здешних людях?
– Северяне добрые, отзывчивые, сильные духом, готовы помочь бескорыстно, если у человека возникает проблема. Они поразили меня своей открытостью и отзывчивостью. Например, когда я обустраивалась в новой квартире, мне посоветовали обратиться к специалисту. Он помог, я предлагаю деньги, а он не берет, отказывается. Вот и получается, что условия суровые, а люди теплые. Северные дети тоже отличаются от южан. Мне сразу же дали классное руководство, 22 пятиклассника. Дети везде дети, но эти поразили меня своей непосредственностью и открытостью. У них теснее отношения между собой, они тут как одна семья.
– Что на новом месте стало для Вас самым большим удивлением?
– Северное сияние. Я даже специально выходила на улицу, ждала это многоцветье в морозную погоду.
– А что оказалось неприятной неожиданностью?
– Заброшенные поселки, разрушенные дома. Едешь на маршрутке, думаешь: столько вложено труда, была тут когда-то жизнь. Поднять бы это, но люди уезжают. Хотя примеров таких много по миру: закончились полезные ископаемые – и все забросили.
– А что стало первой радостью в Заполярье?
– И первая зарплата, и успехи и отношение к переменам моего ребенка. Меня радует, что ему понравилось в Воркуте, что он хочет остаться тут. Радуют мои ученики, когда у них что-то получается. Да, сложно было перестраиваться: я не привыкла к такой активности учеников и учителей, не привыкла к шестидневке. Но я подтягиваюсь. На научно-практической конференции хорошо выступила моя ученица из 10 класса. Мы с ней взяли тему «Искусственное мясо», рассмотрев соевое, мясо из насекомых, мясо из пробирки. Мы исследовали тему со всех сторон, и она стала лауреатом муниципального этапа. Потом меня с учениками пригласили участвовать в Химическом турнире, сначала я не понимала, что это такое, потом все закрутилось, подготовили команду от нашей школы, мы стали лауреатами, а мальчик из нашей школы – дипломантом третьей степени.
– Вы представляете, сколько еще открытий Вас ждет: грибы, комары, история Воркуты?..
– Грибов я еще не видела, хотя очень хотела перед началом учебного года, но конце августа застала только чернику и голубику. Это еще впереди. Что до комаров, меня с детства искусывают комары – у нас в Крыму они тоже есть. Видимо, они готовили меня к переезду в Воркуту. В планах у меня большое исследование Воркуты – музеи, экскурсии, посещение музея в Воргашоре, куда я хочу сходить вместе со своими учениками.
Беседовала Полина РОМАНОВА
10 января 2020 года Минпросвещения России запустило Всероссийский информационный портал «Земский учитель», который позволяет педагогам найти вакансии в сельских населённых пунктах, посёлках или городах с населением до 50 тысяч человек.
Обязательное условие для участников федеральной программы «Земский учитель» – дальнейшая работа в школе не менее пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов.
Победителям конкурсного отбора, заключившим со школами трудовой договор, предусмотрена единовременная компенсационная выплата в размере 1 млн рублей (в Дальневосточном федеральном округе – 2 млн рублей).
Планируется, что с 2020 по 2022 годы участие в программе «Земский учитель» примут около 4,5 тысяч учителей по всей стране.
В Республику Коми в рамках программы «Земский учитель» за два года приехали 30 педагогов.