Анастасия Лебедик: «Все только начинается»

Она многое помнит из детства. Даже тот самый вечер, когда мама собрала на кухне семейный совет и спросила у четырехлетней Насти, хочет ли та заняться танцами и выступать в ансамбле «Росинка». Слово Насти было решающим: иду танцевать. Сегодня Анастасия Лебедик – солистка Театра оперы и балета Республики Коми.

Судьбоносный переезд

– Настя, в 22 года ты исполняешь с десяток сольных партий в спектаклях театра. Это одаренность или упорство?
– Сложно сказать, что природа наградила меня балетными данными, я, скорее, считаю себя способной и талантливой. Балет в моей жизни мог и не случиться, если бы 12 лет назад моя семья не приехала в Коми.
Моя родина – Кировоград, это культурная, промышленная и, кстати, танцевальная столица Украины, очень красивый город. Именно там я впервые пришла в хореографический зал. Мама в детстве сама танцевала в главном детском ансамбле города «Росинка» у хореографа Галины Евгеньевны Чайковской. К ней же в четыре года привели и меня. Моя мама сама хореограф начальных классов и, наверное, во мне видела продолжение себя. После развода родителей в 2010 году мы с мамой переехали в Сыктывкар. Ехали в гости, но так сложилось, что остались жить на Севере. Оказалось, что в Сыктывкаре есть Гимназия искусств при Главе Республики Коми. Именно туда меня и отдали учиться.
– Ты попала в класс к Ольге Петровне Федотовой, в прошлом солистке театра оперы и балета, заслуженному работнику культуры России, лауреату премии Правительства Коми. Какие требования предъявлял именитый педагог к ученице?
– В Кировограде я занималась классическими, народными и эстрадными танцами. А здесь, в гимназии, готовят профессиональных артистов для балета, поэтому подход к обучению, нагрузки, требования совсем другие. Мне было 10 лет, когда я пришла в класс к Ольге Петровне. К началу учебного года я опоздала, так как возникли трудности с оформлением документов. До сих пор помню свой первый день в гимназии: мы стоим в позициях, выполняем комбинацию. Ольга Петровна останавливается возле меня и делает замечание, что вот, мол, сколько мы ее ждали, а приехала «свинка». С детства я была пухленькая и круглолицая. Но фраза педагога заставила задуматься. За первые полгода учебы в гимназии я похудела на восемь килограммов. Пришлось отказаться от многого, в том числе в еде. Бывали моменты, когда в столовой я ела булочку, а педагог подходила и забирала из рук недоеденный кусок. Я, конечно, плакала. Сейчас эти моменты вспоминаю со смехом, а тогда все было всерьез.
Далеко не все мои одноклассники дошли до выпускного. Чтобы учиться в гимназии, нужно иметь силу воли, понимание, для чего ты ходишь сюда и каждый день делаешь одно и то же. Мне самой этот путь дался непросто, ведь по характеру я холерик. Гимназия воспитала во мне терпение, умение ждать.

В балете «Яг Морт» Лебедик исполнила партию Райды.

Путь в театр

– Как ты попала в театр?
– На выпускном экзамене председателем комиссии была заслуженная артистка России Марианна Рыжкина. Мы знали, что Марианна Альбертов-
на – значимый человек в мире балета, прима-балерина Большого театра. На тот момент она работала главным балетмейстером нашего театра. Уровень образования и подготовки в гимназии хороший, и выпускают нас профессионалами. Но все-таки этого недостаточно для уровня состоявшихся артистов. Перед экзаменом появился страх, что меня не возьмут в театр: Марианна Альбертовна выдвигала высокие требования как к себе, так и окружающим. Но по итогам экзамена из пяти выпускников она указала на двоих, в том числе на меня, и пригласила работать в театр. Так в 19 лет я пришла в театр оперы и балета.

Заглавная партия в балете «Жизель» постановки балетмейстера Андрея Меркурьева.

– Как тебя приняли в труппе?
– Многие в труппе отнеслись ко мне настороженно. Часто, когда в балетный коллектив вливаются новые люди, к ним относятся с недоверием, оценивают, ждут, что они сейчас выкинут. Одни меня приняли хорошо, другие не приняли до сих пор.
– Почему?
– Я много работаю. Прихожу в зал часто раньше всех, а домой ухожу только спать. До сих пор руководствуюсь фразой, которую услышала еще в гимназии: тот, кто хочет быть первым, уходит из зала последним. В детстве было трудно заставить себя стоять у станка, репетировать до позднего вечера. Сегодня я понимаю: есть только я и балет. Поэтому не тороплюсь и остаюсь репетировать в классе столько, сколько мне нужно. Каждый день помимо общих репетиций я отвожу несколько часов для того, чтобы оттачивать движения, технику.

Солисты Театра оперы и балета РК Анастасия Лебедик и Ринат Бикмухаметов.

Грамота для балерины

– В твоем аккаунте в соцсети у тебя закреплена фраза: «Я обязательно добьюсь всего, пусть со слезами, но добьюсь». Скажи: всегда ли ради успеха в балете приходится плакать и чего именно ты хочешь добиться в профессии?
– Этот статус я выбрала, когда училась в гимназии. Предыстория такова: начались летние каникулы, а я никуда не уехала. Педагоги нас часто критиковали, что мы ленимся. В то лето я решила, что должна всерьез относиться к себе в профессии, поэтому взялась похудеть, тренировалась дома. Я стала на себя смотреть по-другому и действительно поверила в себя. Эта вера с каждым годом только крепнет благодаря новым вызовам и трудностям.
Для любого танцора балетное искусство – тяжелый труд. Даже если природа наделила тебя необходимой для балета астенической формой тела, гибкостью, способностью к вращению, ритмичностью, то это лишь данные, но не залог успеха. Еще важнее иметь голову, чтобы грамотно управлять своими данными и правильно подать себя на сцене. Моя цель в балете – быть грамотной балериной.
– И все-таки, что самое тяжелое для тебя в балете?
– Для меня тяжелее всего приходить в класс и делать изо дня в день одно и то же. Нужно не просто механически репетировать, а протанцовывать, проживать каждую комбинацию. Любая комбинация – это маленькая вариация, маленький выход на сцену. В этот момент нужно отключить свое ментальное состояние и, что бы ни случилось в твоей жизни, забыть обо всем и делать.
– Чему научила тебя Марианна Рыжкина?
– С трепетом вспоминаю нашу работу с Марианной Альбертовной и по сей день благодарна ей. Мы проработали всего год, жаль, что так мало. За это время она кардинально изменила мое отношение к профессии. Когда я только пришла в театр, то тело было зажато, неправильно работали руки, ноги, корпус. В итоге казалось, что многие движения не получаются, а на самом деле требовалась другая техника исполнения.
Летом 2020 года, в карантин, у нас была возможность заниматься один на один. Индивидуальная работа с педагогом напрямую отражается на профессиональном росте артиста. Тот опыт дал мне сильный толчок к развитию.

Марианна Рыжкина и Анастасия Лебедик на проекте «Большой балет».

Покорили «Культуру»

– Проект «Большой балет – 2020», съемки которого состоялись летом 2020 года в павильоне телеканала «Россия-Культура», тоже случился с подачи Рыжкиной?
– Да. Я была в отпуске, на родине моего молодого человека в Уфе. Раздался телефонный звонок от Марианны Альбертовны: «Настя, хочешь поучаствовать в проекте «Большой балет»? При этом вопрос звучал утвердительно. Участие в этом проекте – большая удача для любого артиста. В «Большом балете» выступают в основном представители крупных театров, артисты, долго проработавшие на сцене, уже профессионально состоявшиеся. Поэтому мы даже подумать не могли, что когда-то сможем претендовать на такой запрос.
Моим партнером был ведущий солист нашего театра Ринат Бикмухаметов. Подготовка шла в рекордно короткие сроки. Мы понимали, что для нас это очень ответственно и серьезно, ведь Республика Коми была впервые представлена в этом проекте. В шести турах проекта мы танцевали шесть номеров, среди которых сольные и дуэтные постановки.
В первый съемочный день мы исполнили «Вальс» на музыку Морица Мошковского, во второй программе станцевали адажио из балета Сергея Прокофьева «Золушка». В сольной конкурсной программе я исполнила «Цыганский танец» из балета Минкуса «Дон Кихот», Ринат – вариацию Филиппа из балета Бориса Асафьева «Пламя Парижа». Премьерным номером стала «Кадрилиана» («Кадриль» из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»). В шестом, заключительном туре мы исполнили номер хореографа из Швеции Анники Хёглинд «Хрупкость» на музыку композитора Макса Рихтера из Великобритании.
– Конкуренция была высокой?
– Участниками проекта стали восемь пар из Санкт-Петербурга, Воронежа, Бурятии, Екатеринбурга, Башкирии, Красноярска, Саратова и Сыктывкара. В сезон 2020 года, который был для меня первым, мы с марта не танцевали на сцене, театр ушел на карантин. Чтобы выступить достойно, нужно было многое наверстать. В проекте не было в прямом смысле состязательного принципа. Все пары исполняли номера, а члены жюри – прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва, народный артист России Фарух Рузиматов, заслуженный артист России хореограф Алексей Мирошниченко, художественный руководитель балета Новосибирского театра оперы и балета Денис Матвиенко – комментировали выступления. Было приятно, что жюри отмечало наш рост в ходе проекта. При этом критиковали нас очень мягко. Мне же, наоборот, хотелось более откровенной критики от членов жюри.
По итогам конкурса я получила специальный приз – мастер-классы в студии современной хореографии «Context. Diana Vishneva».

«Лебединое озеро» от Лебедик

– На кого ты ориентируешься в мире балета?
– Мне часто говорят, что я похожа на прима-балерину Михайловского театра Анжелину Воронцову. Мне интересно наблюдать за тем, что она делает на сцене. Всегда поражаюсь ее выносливости. Воронцова танцует в десятках спектаклей, готовит их еженедельно, показывает блоками. Это важный ориентир лично для меня, поэтому, когда мне становится тяжело, то говорю сама себе: раз кто-то выдерживает, то и я смогу.
– Недавно ты стала солисткой театра. Каков твой репертуар?
– Личной победой считаю исполнение «Трио теней» в «Баядерке». В этом балете очень сложная хореография. Считается, что если балерина танцует эту партию, то она может вести любой спектакль.
В этом году мне посчастливилось станцевать Жизель в одноименном спектакле. К этой роли меня готовил балетмейстер театра Андрей Николаевич Меркурьев. Также я веду сольные партии Маши в «Щелкунчике», Марии в «Привале кавалерии», Райды в «Яг-Морте». Я исполняю сольные номера (маленькие лебеди и па-де-труа) в «Лебедином озере», Кубышки в «Золушке», Подруги в «Дон Кихоте». Танцую в номерах современной хореографии – в «Признании», «Видеть музыку, слышать танец».
– Как шла подготовка к постановке спектаклей в период пандемии?
– Все три года, что я работаю в театре, пришлись на время пандемии. Но я благодарна этому периоду, потому что он научил меня внутренней дисциплине. Научил даже в условиях замкнутого пространства квартиры и простоя не лежать на диване, а продолжать тренироваться. С одной стороны, плохо, что первые месяцы мы не могли прийти в зал,
а с другой – появилась возможность остаться наедине с собой, все обдумать, и для многих этот момент стал толчком к развитию.
В этом году карантин продолжился, но под руководством Андрея Николаевича Меркурьева мы смогли подготовить «Жизель». После череды простоев было очень трудно готовить этот спектакль. Мы занимались даже на новогодних каникулах. Андрей Николаевич многое объяснял на репетициях, часто переучивал. Разбирали буквально каждый момент, нюанс, мы старались отточить каждый шаг – все это было очень ценно. Премьера спектакля прошла в марте.

Мама-хореограф и дочь-балерина.

– Тебе сейчас 22 года. О чем ты мечтаешь?
– В этом году я исполнила свое заветное желание. Мне давно нравится анализировать свои мысли, поступки, взаимодействие с людьми. Чтобы разобраться в психологии, я поступила в Московский международный университет на факультет психологии. Буду заочно осваивать программу бакалавриата. Что касается личной жизни, то скоро я выхожу замуж. О рождении детей пока не задумываюсь.
В творческом плане я поставила перед собой задачи исполнить партии в балетах «Дон Кихот», «Сильфида», «Спартак». Буду продолжать менять, исправлять себя, сценическую технику. Так что у меня всё впереди, всё только начинается.

Беседовала Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото Марии Шумейко, Екатерины Степановой и из личного архива Анастасии Лебедик

 

Заведующая хореографическим отделением Гимназии искусств при Главе РК Светлана Фролова:
– Настя Лебедик пришла к нам в гимназию обычной девочкой. Разве что от природы ей дано было чуть больше, чем остальным: приятная сценическая внешность, пропорциональное телосложение, хорошие природные данные и очень серьезный взгляд. А ей на тот момент было всего 10 лет. С первого года обучения был виден ее целеустремленный, твердый характер.
Педагог Насти Ольга Петровна Федотова очень тщательно и кропотливо работала с ученицей. Сложился хороший тандем, в котором было интересно обеим, только в этом случае может получиться качественный результат. Учиться Насте у Ольги Петровны было и трудно, и порой невыносимо – настолько высокую планку ставит педагог перед своими учениками. Но именно благодаря этому качеству из класса Ольги Петровны выходят прекрасно выученные классические танцовщицы.
За годы учебы Настя прошла множество испытаний, в том числе и профессиональными травмами. Но никогда не сдавалась, не позволяла себе жалеть себя.
Мы все, педагоги хореографического отделения, верили, что Настя со временем достигнет карьеры солистки. И очень радуемся ее новым партиям, профессиональному росту, открытию новых граней ее таланта.