В университет – с пятого класса

В Доме научной коллаборации им. В.А. Витязевой школьникам открывают дверь в новый мир знаний и будущую профессию

Что может заставить ребенка после школьных уроков дополнительно идти заниматься физикой или биологией? Только то, что эти занятия будут ему действительно интересны. В ключевом центре развития детей «Дом научной коллаборации им. В.А.Витязевой» преподаватели рассказывают о научном и сложном простым, занимательным языком. Наверное, потому из года в год количество желающих обучаться по образовательным направлениям в этом центре превышает число мест в учебных группах.

Первый на Северо-Западе

В Сыктывкаре ключевой центр развития детей «Дом научной коллаборации им. В.А.Витязевой», или сокращенно – ДНК, открылся в сентябре 2019 года. Учрежден центр в рамках национального проекта «Образование», одна из целей которого – интеграция центров дополнительного образования в деятельность ведущих региональных вузов и, как следствие, улучшение качества образования. Простым языком, ДНК – это дополнительное пространство для школьников, где они могут попробовать себя в научной сфере, расширить свой кругозор, знания, компетенции и умения, а также принять участие в профориентационных мероприятиях.

Такие ДНК, или, как их еще называют, ключевые центры развития детей, организуют по всей России только на базе лучших региональных вузов. В Республике Коми ДНК работает при Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина. Центру дали имя Валентины Александровны Витязевой. Первый ректор Сыктывкарского государственного университета, доктор географических наук, профессор, она стала первой женщиной, возглавившей в СССР вуз. В свою очередь, сыктывкарский ДНК оказался первым среди аналогичных центров, открытых в Северо-Западном федеральном округе.

На старте проекта в сыктывкарском ДНК преподавание вели по 8 образовательным программам. С каждым годом количество программ возрастало, и сегодня ученики 5–11 классов занимаются по 17 направлениям: «Анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний», «Техносферная безопасность», «Робототехника», «Основы создания фото- и видеоконтента», «Заниматика», «Программирование на С++», «Game maker studio 2: мультимедийные приложения и компьютерные игры», «Шахматный клуб», «Мехатроника и робототехника», «Инженерная физика», «3d-моделирование и виртуальная реальность», «Наука под микроскопом: химия», «Урок технологии» и т. д. В этом году в центре запустили новую программу – «Техническое творчество».

Учебные программы ДНК имеют технологический уклон. Школьники изучают 3D-моделирование, нейротехнологии, учатся самостоятельно разрабатывать компьютерные игры, изучают микробиологию и многое другое. Ряд программ рассчитан на посещение дома научной коллаборации целыми школьными классами — например, уроки физики, технологии и анатомии.

В центре занимаются профориентацией, формированием профессиональных и общекультурных компетенций у подрастающего поколения, подготовкой школьников к обучению в вузах и профессиональному развитию.

Осторожно: затягивает!

Обучение в ДНК проводят востребованные преподаватели, ведущие специалисты университета, а также магистранты. Важно, что для детей, а за учебный год занятия и мастер-классы здесь посещают до 2000 школьников, обучение бесплатное. Чтобы записаться на интересующий курс, достаточно подать заявление и указать номер сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования.

С 2022 года участниками интенсивов ДНК в рамках федерального проекта «Университетские смены» являются школьники из ЛНР и ДНР.

Образовательные программы центра рассчитаны на один учебный год. Однако многие ребята, окончив одну программу, «перекочевывают» на новый образовательный курс. И так повторяется из года в год. Например, Павел Зимин впервые пришел в ДНК три года назад, чтобы научиться веб-дизайну. Компьютерный курс понравился. Да так сильно, что постигнув азы создания сайтов, на следующий год школьник записался на курс «Заниматика». На этих занятиях Павел учился решать нестандартные логические и математические задачи, получал знания вне школьной программы по английскому языку.

В июне школьник стал участником летней площадки «СГУщёнка» – ее уже третий год подряд проводят на базе ДНК. А с сентября он стал учащимся Коми республиканского лицея при СГУ.

– Лицей – это новый этап в жизни сына. Да, у него выросла учебная нагрузка, но от обучения в ДНК не отказался. Выбрал направление «Робототехника и программирование на scratch». ДНК «затягивает» детей, – улыбается мама 13-летнего Павла Татьяна Александровна. – И это неслучайно. Та информация, которую сын уже получил от педагогов центра, например, в области создания сайтов, – уникальна. Причем ребят учат не формально, а с применением знаний на практике. Мы рады, что у младшего сына есть прекрасная возможность посещать университет, получать дополнительное образование по сертификату ПФДО. И не просто обучаться, а искать себя.

Доступная среда

В ДНК школьники не замкнуты в одной аудитории. Дети активно взаимодействуют с ресурсами университета: участвуют в различных мастер-классах, знакомятся с педагогическим составом, кампусом. Для подростков доступны специализированные лаборатории, компьютерные классы и спортивные объекты СГУ имени Питирима Сорокина. С помощью ДНК ребятам легче понять, что такое высшее образование, увидеть новые формы взаимодействия и обучения, погрузиться в специальность и экспериментировать, развить навыки критического мышления. Командная работа и самоорганизация позволяют проявить себя, раскрыть таланты и определиться с профессией.

Ядро ДНК расположено в главном учебном корпусе университета и обеспечено всеми элементами доступной среды. Благодаря этому занятия могут посещать в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья. Во многом по этой причине Екатерина Данилова – мама школьницы с ОВЗ, сделала выбор в пользу занятий дочери в ДНК. Здесь девочка обучается по программе «Интеллектуальный английский».

– Дочь Татьяна с детства влюблена в иностранные языки. Неоднократно она побеждала на школьном и муниципальном уровнях всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, а в прошлом году стала участником республиканской школьной конференции «English Science Lab: School Projects». Таня с рождения не видит, однако это ей не помешало достичь высокого уровня владения английским языком, – говорит Екатерина Андреевна. – Уже второй год подряд она учится в ДНК на «Интеллектуальном английском»: готовит публичные выступления, представляет результаты исследований, получает академические знания – и все это на английском языке!

По словам Екатерины Даниловой, в центре работают опытные педагоги, которые делают возможным именно инклюзивное образование. Еще один плюс – удобная локация вуза, он расположен в центре города.

Территория смыслов

Сегодня университетский ДНК – это центр притяжения для школьников всего Сыктывкара и близлежащих районов. Посещать его программы нередко горят желанием даже младшие школьники уже со 2–3 класса. В исключительных случаях руководство центра идет таким слушателям навстречу. Дети играют и заодно учатся программировать, собирать простейшие механизмы, в том числе роботов, и составлять программное обеспечение, управляющее ими.

Обучение проходит в комфортных условиях. Ключевой центр развития детей поделен на функциональные зоны: лекторий с возможностью проведения интерактивных занятий, коворкинг для творческих и технологических стартапов, зоны для занятий шахматами и отдыха, площадка для тестирования устройств и механизмов. Мастерские оборудованы станками с числовым программным управлением. На них школьники учатся программировать и с помощью современных технологий обрабатывать дерево, металлы.

С 2020 года обучающиеся ДНК реализуют собственные проектные и социальные инициативы. Ребята изготавливают для воспитанников детских садов деревянные лопатки, кормушки для зимующих птиц. Школьники самостоятельно с помощью компьютерных программ проектируют модель изделия, его дизайн, а затем уже на станке воплощают его в жизнь. Сегодня десятки таких лопаток, каждая из которых единственная в своем роде, служат малышам в детских садах Ухты, сел Корткерос, Выльгорт и Сторожевск. С 2022 года воспитанники центра делают скворечники, которые потом крепят в зеленых зонах столицы Коми.

Многим в ДНК запомнился коллективный проект, который ко Дню памяти Бородинского сражения подготовили ученики одного из классов Коми республиканского лицея при СГУ имени Питирима Сорокина. Каждый из ребят изготовил по одной фигурке солдатика российской или французской армии. Этому предшествовала познавательная работа, в ходе которой подростки изучили военные чины и соответствующие им костюмы, характерные для представителей двух государств начала XIX века. Когда «военные» были готовы, дети устроили в лицее настоящий спектакль, разыграв известное историческое сражение.

Директор ДНК им. Витязевой Светлана Смирнова считает, что задача ее центра не только собственно в обучении, но и в привитии ребятам навыков командной работы, пробуждении научного интереса.

– Этот проект стал возможностью полностью переформатировать систему работы в университете со школьниками. Занятия в нашем центре не являются заменой школьного образования. Наши уроки в большей степени ориентированы на освоение инноваций и формирование современных профессиональных навыков, – говорит Светлана Васильевна. – Основная цель Дома научной коллаборации – создание условий для повышения качества образования через реализацию дополнительных образовательных программ по приоритетным направлениям. Среди них биотехнология, микробиология, IT-сфера, виртуальная реальность. Это направления будущего.

Детский университет

Результаты работы ДНК говорят сами за себя. Например, дети, которые обучаются по направлению «Микробиология, биотехнология и клеточная инженерия», активно экспериментируют над бактериями. Микробов они сводят, кормят, красят, замораживают… В таких манипуляциях юные ученые видят практическое применение своих знаний, а, значит, интерес к науке возрастает.

В этом году совместный проект научного дуэта «Морошка» учениц ДНК Вероники Кармановой и Екатерины Абжалиевой вошел в число лучших на федеральном конкурсе для школьников «Микробное сообщество: кто там?». Всероссийский конкурс проходил на базе биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Юным биологам нужно было провести научное исследование: сделать анализ микробного сообщества, выявить особенности микроорганизмов, показать связи между ними, взаимодействие в природе. Задание, предложенное московским университетом, было сложным, но творческим. В возрастной группе «12–15 лет» соперниками «Морошки» стали 76 команд из разных регионов России. Сыктывкарские исследовательницы успешно справились с заданием, защитив работу «Особенности и разнообразие микроорганизмов с челюсти моллюска Cadlina laevis», и вышли в финал федерального конкурса.

Ректор СГУ имени Питирима Сорокина Ольга Сотникова уверена, что образовательные программы, которые преподают в ДНК, позволяют уже в школе взращивать будущих ученых. А значит, центр помогает обеспечивать будущее экономики региона профессиональными кадрами.

– Сегодня самая главная инвестиция – в развитие детей. И главная наша задача – сформировать у них те компетенции, которые помогут ребятам быть более успешными, – говоря о перспективах ДНК, отметила Ольга Александровна. – Для себя мы определили, что ДНК – это интеграция университетской науки в развитие Республики Коми. Я уверена, что работа на образовательных площадках ДНК поможет школьникам в изучении учебных предметов, и через некоторое время, достойно сдав экзамены, они станут студентами нашего университета, а также других ведущих учебных заведений республики и страны.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото СГУ имени Питирима Сорокина