Сенокосная страда

Июль – трудовое время для жителей коми деревень

Июль, мошкара, сенокос – такие ассоциации возникают у каждого, кто хоть одно лето провел в деревне. Но сенокос у коми – это не только страда, это целый мир со своей философией, сакральное время цветения трав и единения человека с природой. О традициях, которые до сих пор чтят в Республике Коми, корреспондент «Региона» узнала у своих родителей Татьяны и Михаила Новиковых в родовом гнезде — деревне Туискерос Усть-Вымского района.

Всякий, кто дорос, спеши на сенокос

В детстве каждое лето я гостила у бабушки, в соседнем с Туискеросом селе Семуково. В страду в большом доме собирались до двадцати человек: дяди, тети, братья и сестры, друзья семьи. С раннего возраста я помню атмосферу сенокосного праздника. Помню, как однажды в жаркий день мы собрали в перевалы полусухое сено с большого поля. Тогда оно мне казалось необъятным. В обед спустились к дому отдохнуть и выпить чаю. В этот момент на горизонте появилась туча. Моя тетя велела всем брать грабли и бежать на поле. Мы, малышня, держать грабли еще не могли, поэтому просто собирали копна руками. Сколько же радости и смеху было, когда туча прошла мимо!

Зыряне на сенокосе. 1906 г. Фото С. Сергеля

Раньше на сенокос брали детей с 10–12 лет. Те, что помладше, оставались дома – готовить обед. А могли и успеть сходить в ближайший лес за черникой или грибами. Теперь у меня самой дочь-школьница, но каждое лето я снова спешу домой – на сенокос.
Пока мы рвем мягкую ботву для козлят, мама Татьяна Александровна произносит: «Скоро можно косить траву, вон, купальница уже отцвела. А в старину только после Петыр луна (Петрова дня) выходили на покос».
Период сенокоса, как и охоты, в районах Коми начинался в разное время: «южане» брались за косы после Тихонова дня (29 июня), жители средних районов – после Иванова дня (7 июля), а северные коми – после Петрова дня (12 июля). Эти сроки были связаны с созреванием трав и воспринимались как переходное состояние природы, которое требовало особого внимания к действиям человека. Люди верили и до сих пор верят, что нарушение запретов может привести к неурожаю, плохой погоде и другим неприятностям.

В прилузском селе Прокопьевка горбуша тоже в чести.

Горбуши да литовки

Мои родители, хоть и современные люди, смотрят прогноз погоды в интернете, но приметам верят больше. Ждем, пока с вечера на поля опустится густой туман. Это верный признак того, что завтра будет жарко и солнечно. Отец прицепляет к трактору косилку, все тщательно проверяет и около четырех утра выходит на покос.
Основным сенокосным орудием у коми традиционно была коса-горбуша. Это коса с короткой изогнутой рукояткой, сделанной из березы, ели, ивы или черемухи. Для горбуши выбирали такой участок дерева, где есть изгиб необходимой формы. Обычно косы-горбуши изготовлялись местными кузнецами, позднее выпускались Нювчимским чугунолитейным заводом. В Семуково, откуда родом моя мама, до сих пор траву косят горбушей. А вот в Туискеросе еще в начале ХХ века стали косить литовкой. У нее широкое прямое лезвие и длинная рукоятка, позволяющая косить не нагибаясь. В газете «Архангельские губернские ведомости» № 90 за 1867 год написано: «Прежде, до времен Петра I, горбуши составляли единственное орудие для косьбы во всей России, ныне они доживают свои дни только в отдельных, глухих местностях, именно в губерниях Вологодской, Олонецкой, Пермской и в некоторых местах Сибири». Однако и по сей день горбуши есть во многих коми домах. Горбуша хороша там, где земля кочковатая или с пригорками. На ровных участках литовка удобнее. Кроме того, в деревне у каждого уважающего себя хозяина во дворе до сих пор можно заметить точильный круг, с помощью которого точили косы, а на лугах пользовались точильным бруском (зуд).

Зуд – точильные бруски.

Как на праздник

Собираемся в поле. Мама кладет в сшитую из старых зонтов сумку термос с чаем, яйца, молоко, бутерброды… «Раньше с собой брали только хлеб, молоко и свежий лук, – вспоминает она. – Чай кипятили на костре, вместо заварки кидали туда листья черной смородины. Вот и вся еда». В военные и послевоенные годы угодья под сенокос жителям ближайших сел давали в лесу, вблизи озера Ёвты. Мужчины в страду часто оставались там с ночевкой. Тогда к обеду варили еще и уху из рыбы, выловленной тут же, в озере.
В нашей семье у каждого был отдельный комплект белья только для сенокоса. В коми народной культуре обязательным было выходить первый раз на сенокос в праздничных одеждах. Уборка сена считалась чистой, праздничной работой. Со старых времен сенокосная экипировка мало изменилась: широкие штаны, рубашка, платок, который надевают не только женщины, но и мужчины, чтобы защититься от насекомых, на ноги – легкая обувь. Одежда должна была быть легкой и свободной, чтобы не мешать размашистым движениям при косьбе.
Раньше, собираясь на сенокос, в первый день коми женщины привязывали к спине клок сена и произносили заговор: «Господи, отсав уджавны дзоньвидзаон да веж турун чукортны» (Господи, дай здоровья для работы да помоги собрать душистого сена).

Грабли вниз

Около десяти часов утра мы с мамой вслед за отцом выходим на поле. В воздухе густой запах свежескошенной травы. Кто-то заметил на краю поля напуганных зайчат, и мы на минуту забываем, зачем сюда пришли. Папа первым начинает собирать подсохшую траву граблями, задавая темп всем остальным. За работой мы разговариваем на разные темы, кто-то напевает под нос нехитрый мотив. Когда поле покрывается перевалами-волнами, наступает время работать солнцу. К обеду оно должно высушить траву до хруста. Лишь бы не было дождя. В этот день нам повезло. Уже к вечеру мы собрали сено в копна и оставили «ночевать» на поле. «Так оно будет слаще, – говорит отец Михаил Александрович, – да и потом, на сеновале, такая трава хранится дольше, не портится».
Традиция заготовки сена в каждой деревне была своя. Например, в Семуково до сих пор не принято оставлять скошенную траву на ночь в копнах. Там предпочитали в тот же день ставить сырса. Сырса изготавливали из молодых ветвистых сосен. Деревья срубали, убирали мелкие ветки и ставили в ряд от пяти до десяти стволов. На них и «развешивали» сено. Получался плоский стог, который легко продувался ветром. Так трава досушивалась, словно белье на веревках.
У коми существовал обычай, который чтят в нашей семье и сегодня, – во время сенокоса нельзя поднимать грабли кверху, чтобы «тучи не притянуть». По этой же причине нельзя и наступать на грабли.

Куртан машина

Следующее утро начинается с раскидывания травы. За ночь сено успело отсыреть в копнах, и теперь его снова надо подсушить. В обед сено переворачиваем. Местами оно уже хрустит. К вечеру все начинают двигаться быстрее: до росы надо успеть собрать сено и привезти домой.
Папа прикрепляет к трактору конные грабли – «куртан машину». Так повелось, что управлять ими обычно доверяют мне. Тут надо иметь особую сноровку. Поле неровное, и на кочках важно не соскочить с сиденья, а еще вовремя успевать поднимать зубья граблей, чтобы перевалы получились ровными и одного размера. От старости куртан машина советского еще производства стала непослушной, рычажок часто не срабатывает, тогда я помогаю поднимать зубья руками.
В общем, к концу работы у меня дрожат коленки – то ли от страха, что не закончим вовремя, то ли от напряжения. Но главное – трава собрана. Теперь начинается самое интересное!

Каков стогарь, таков и стожок

Слаженно работает наша семейная артель. Мужчины собирают перевалы в копна, дети сгребают траву граблями. Теперь можно ставить стог. Отец заранее готовит поддон из досок и устанавливает на них длинные жерди. Когда стог становится достаточно высоким, мама поднимается наверх, чтобы утаптывать траву. Мужчины меняют обычные вилы на вилы с тремя зубьями и длинной рукояткой. Сено укладывают большими копнами сначала по краям, а потом в центр. Примерно через час в поле вырастает целая пирамида из сухого сена. На самом верху – мама. Отец подъезжает к стогу на тракторе, залезает на его крышу и помогает маме спуститься.
В прежние времена для облегчения спуска стогаря на вершину перекидывали вожжи, которые держали с земли, а мастер, цепляясь за них, медленно, чтобы не «поехало» навершие стога, спускался с другой стороны.
В каждой деревне был свой «специалист», у которого стога получались красивыми и ровными. Над кривыми стогами посмеивались: «Каков стогарь, таков и стожок». Были при укладке свои секреты: стога делали высокими, а их навершие укладывали с особенным старанием, разрывая заброшенные охапки на более мелкие и укладывая сначала по кругу, а потом и в центр стога. Хорошо сложенное навершие дождик не пробьет, а значит сено не сгниет и труды не окажутся напрасными.
Зимой, по снегу, наш стог привезут к дому. Затем разберут и занесут на сеновал. В холодное время года ароматная трава будет радовать наших коз.
Заканчивали сенокос обычно на Ильин день, 2 августа. После этого времени трава считалась перезрелой, и коровы действительно ели ее с неохотой. Отмечали этот праздник в Туискеросе широко, всей деревней, – пели песни, водили хороводы и пили сур.

Нина НОВИКОВА

Фото автора

Сенокосные секреты семьи Новиковых:

— Если случился дождь, то в перевале сено намокнет и быстро сгниет, а вот в маленьких стогах (по-коми «юр») – сохранится.
— Если при утаптывании стога сено посолить, то оно будет меньше портиться, да и животные такой корм едят с большим удовольствием.
— Коровы предпочитают сено с клевером (по-коми «боб\нянь»). Молоко от этой травы становится слаще.