Алексей Габов: «На аграриях держится село»

В ноябре 2020 года акционерное общество «Агрокомплекс» возглавил председатель исполкома МОД «Коми войтыр» Алексей Габов. Как совместить позиции лидера национального движения и опытного управленца, как развить северное село и сделать аграрную отрасль рентабельной, он рассказал «Региону».

– Алексей Иванович, что из себя сегодня представляет АО «Агрокомплекс»?
– В него входят общества с ограниченной ответственностью, где есть доля государства: «Сыктывкархлеб», «Молокозавод», «Комиагролизинг», «Инта Приполярная», «Абезь», «Петрунь», «Палевицы», «Нившера», «Южный», «Сыктывдинский», «Нёбдино», «Сторожевск».
– Холдинг может прирастать новыми предприятиями?
– Конечно. Недавно мы приобрели ООО «Нившера». 80 процентов доли в нем были в руках людей за пределами Коми. Они хотели закрывать предприятие, пускать коров под нож, распродавать технику. А это единственное в селе Нившера предприятие, которое дает рабочие места, 28 семей живут за счет него. У директора и главного бухгалтера – держателей оставшихся 20 процентов акций – денег, чтобы выкупить долю, не было. Они попросили нас о помощи. Я обратился к Главе Республики Коми, он услышал нас и дал добро на приобретение доли предприятия в 80 процентов.


– А какая задача стоит сейчас перед «Агрокомплексом»?
– Урегулировать дебиторскую и кредиторскую задолженности, дать новый импульс развития. Когда я возглавил предприятие полтора года назад, его долги составляли несколько сотен миллионов рублей. Грубо говоря: есть отопительная система, и можно бесконечно заливать туда воду и терять ее, если у тебя из дыр льется. Надо залатать их, чем я и занялся. Предприятия, особенно северные, нерентабельны, но мы должны найти экономический баланс для их существования. В той же Инте нерентабельно содержать крупный рогатый скот, но в то же время нужно сохранить рабочие места. Это возможно при внедрении в заполярном хозяйстве полной переработки оленины.
– В каком состоянии Вы застали «Агрокомплекс» в конце 2020 года?
– Мне была непонятна его тогдашняя структура. В состав «Агрокомплекса» входили «Агрохолдинг», «Комиакварыба», «Технопарк». И везде были свои расчетные счета, налогооблагаемая база, бухгалтерия. Мы реорганизовали эти побочные предприятия, оставив только «Агрокомплекс», и сейчас у нас нет никаких «прокладок». Кроме того, оказалось, что четыре года подряд не работал расчетный счет «Инты Приполярной», заблокированы счета «Петруни», «Абези», «Сыктывдинского». Оплату производили через третьи лица. Занялись бухгалтерским аудитом в отдаленных хозяйствах, где бухгалтерия велась «на коленке». Централизовали бухгалтерию. За год сократили расходы только у «Инты Приполярной» на 20 миллионов, у «Петруни» – на 12, у «Сыктывдинского» – на восемь, на 2,8 миллиона – у «Абези». Мы разморозили их расчетные счета, а значит, теперь эти хозяйства могут получать федеральные субсидии.
Обнаружилась масса неправильно составленных договоров. Как человеку, который занимается сельским хозяйством, быть специалистом в юриспруденции и параллельно заниматься реализацией, конкурсами, тендерами? Поэтому я централизовал и юротдел: теперь ни один договор не проходит мимо юриста. Таким образом мы разгрузили хозяйства от бумажной работы, которой они заниматься не умеют и в принципе не должны уметь.
Следующий шаг – кадровые вопросы. Так постепенно во всем мы наводим порядок. Тут нужен не агроном, а управленец. Когда я работал в Корпоративном университете «Северстали» у Мордашова, мы решали сложнейшие задачи, прямо по косточкам разбирали предприятия и находили узкие места, тормозящие их развитие. По такой схеме можно разобрать любую отрасль, что я и делаю в «Агрокомплексе».


– А рентабельные предприятия в составе «Агрокомплекса» есть?
– Безусловно. Среди них, к примеру, «Нёбдино», где недавно мы построили новый цех комбикормов, «Сыктывкар-хлеб», «Сыктывкарский молокозавод». Есть вопросы к довольно крупному хозяйству «Южное», сейчас мы делаем там повторный аудит. Одна из проблем «Южного» – не прижились венгерские коровы, не подошел им наш корм. Все-таки нужно брать то, что адаптировано к нашим климатическим условиям.
– Может ли аграрная отрасль на Севере в принципе быть прибыльной?
– Успешность предприятия зависит от многих факторов, нельзя четко назвать какой-то один. Лидер во главе, климат, урожайный год… Нужно максимально централизовать структуру. Именно такая система существовала в советское время. Это разумно, и мы к этому приходим. Но главный наш тормоз – отсутствие кадров, в особенности на селе.

Сегодня предприятия акционерного общества «Агрокомплекс» поставляют на рынок разнообразный ассортимент продуктов питания.

– Как же решить кадровую проблему? Знаю, что от нее, особенно в сезон, страдают фермеры, которые не могут нанять специалистов или просто людей, знакомых с трудом на земле.
– Необходимо заключать договоры со школами, выплачивать стипендию школьникам, готовым получать агроспециальности и возвращаться в село, открывать агроклассы. Мы уже начали вести эту работу. Пока контракты со школами не заключены, но огромный шаг – сотрудничество с Выльгортским агротехникумом, студенты которого проходят практику на наших предприятиях.
Вот мне нужен зоотехник, ветврач. Значит, надо заключать договор с молодым человеком, выплачивать ему стипендию и возвращать в наше хозяйство. Но при этом надо решить проблему жилья. Хорошо, если выпускник возвращается к себе домой, а если в другой район, то жилищный вопрос остается открытым. Я убежден, что молодежь у нас умеет работать, просто надо создать им условия.
Замечательно, что в школах начали снова заниматься профориентацией. В мое время мы заканчивали школу не только с аттестатом, но и с правами трактористов. Многие из моих сверстников начинали работать в аграрной отрасли и делали карьеру.
Кстати, в хозяйстве в Нёбдино у нас наименьшие проблемы с кадрами. Оно работает с прибылью и может платить хорошую зарплату: летом в страду трактористы получают 50–70 тысяч рублей. Конечно, это работа не из легких, но и вознаграждение достойное.

Олег Михайлович Терентьев из Ижмы содержит ферму, колбасный цех, где перерабатывает даже конину, кондитерский цех, 12 магазинов, транспортную компанию, создал множество рабочих мест, при этом он активный общественник, зампредседателя «Коми войтыр». На фото: с предприятием «Изьва» в деревне Диюр и его руководителем Олегом Терентьевым знакомится глава региона Владимир Уйба. Май 2020 г. Фото rkomi.ru.

– Можно ли возродить село с помощью правильно управляемого аграрного сектора?
– Его можно возродить не только с помощью аграрного сектора. Да, где-то нужно сажать овощи, а где-то не нужно этого делать. Ну, откроем мы в усть-куломском поселке Тимшер ферму. А как перерабатывать и реализовывать продукцию, если Тимшер далеко за рекой? Значит, в Тимшере нужно другим заниматься или строить хозяйство в соответствии с реальным спросом и рентабельностью. В Ижме, например, можно разводить лошадей, где-то заниматься рыбой, овцеводством или лесом. Для этого должна быть программа развития территорий. Вот предприниматель пишет проект, ему дают грант, и выясняется, что там, где он хочет работать, уже есть предприятие его профиля и он будет неконкурентноспособен. Поэтому надо сначала провести анализ, будет ли это целесообразно.


– Как «Коми войтыр» может включиться в решение этих вопросов?
– В июле президиум «Коми войтыр» встречался с Владимиром Уйба. Обсуждали много вопросов, в том числе комплексного развития сельских территорий. Глава отметил, что в условиях санкций значимость сельского хозяйства только растет и необходимо наращивать объем производства собственных продуктов питания. Села республики – это исконные места проживания коми народа, поэтому для Правительства Республики Коми крайне важно развитие сельских территорий. На заседаниях правительства уже с января этого года рассматривается Программа комплексного развития территорий, заслушиваются доклады глав муниципалитетов о проделанной работе. К сожалению, сегодня ни один глава района не отвечает материально за то, сколько у него создано рабочих мест, новых предприятий. Я могу привести пример главы Усть-Куломского района Сергея Рубана, который лично знает каждого предпринимателя в своем муниципалитете – именно на таких надо равняться. Если бы у глав была мотивация, то и экономика района развивалась бы. К развитию территории нужно подходить комплексно: не только минсельхоз должен об этом печься, но и власти на местах. Что касается министерства сельского хозяйства, то на каждый район у него должно быть свое видение развития. Мы понимаем, что за один год все проблемы не решить. Но мы видим перспективу в совместной работе с правительством республики, главами муниципальных образований и представительствами «Коми войтыр» на местах. По поручению главы республики на поддержку отрасли уже дополнительно выделено 276,4 миллиона рублей. В целом в 2022 году АПК региона получит около 1,4 миллиарда рублей, это на 38 процентов больше, чем годом ранее.


– Вы чувствуете в себе силы развить, ну предположим, Корткеросский район, на территории которого расположено несколько объектов «Агрокомплекса»?
– Я могу отвечать только за предприятия «Агрокомплекса» и мои собственные. Да, тут планов у меня много, но это далеко не весь район, а их в Коми двадцать. В «Агрокомплексе» за счет централизации мы сможем значительно улучшить хозяйства, но усилий нужно еще много: по колено еще ноги в болоте, на них гири в виде долгов, бежать с таким грузом не получается. Чтобы хотя бы уверенно идти, нужно избавиться от груза – со старой базой мы ничего не изменим. В Нившере, например, срочно нужно строить новый телятник и коровник. Только после собственных вложений мы сможем рассчитывать на компенсацию при строительстве. К счастью, и минфин, и минсельхоз нас слышат.
– Каким Вы видите развитие «Агрокомплекса»?
– Мы подготовили стратегию развития акционерного общества на три – пять лет. Нам не надо множество «ОООшек» в его структуре. Объясню на примере молока. Надо сделать одно централизованное ООО – «Коми молоко», а в районах, как когда-то в Советском Союзе, – отделения, который будут заниматься только производством продукта, а не глобальными проблемами. То же касается других направлений: производства мяса, растениеводства, закупок, маркетинга. Ну не должен руководитель хозяйства тратить время на поиски, где закупать комбикорм, или ГСМ, а это нужно делать централизованно, оптом, распределяя потом по заявкам на места. Тогда возможно получать прибыль, брать кредиты. Работы много, но постепенно мы решим все вопросы.
Сейчас я начал решать проблемы в северных районах. «Инта Приполярная» всегда была в многомиллионных убытках. Сейчас благодаря новому ООО «Интинская» – резидента северных городов, который имеет определенные льготы, мы эти убытки гасим. Как? Переводим туда активы северных предприятий, при этом избавляемся от безнадежных: хвосты нам не нужны. Сделали новую упаковку для продуктов оленеводства, расширив их линейку. Это экоупаковка для разнообразного ассортимента. На упаковке размещены названия и на русском, и на коми языке: то есть одновременно мы выполняем и просветительскую функцию. Пусть коми язык звучит вкусно.


– Вы лидер от природы. Где взять таких в каждом селе, чтобы дать ему импульс развития?
– Есть такие. Навскидку – Олег Михайлович Терентьев из Ижмы. Если бы все коми мужики были такими, село бы процветало: он содержит ферму, колбасный цех, где перерабатывает даже конину, кондитерский цех, 12 магазинов, транспортную компанию, он создал множество рабочих мест, при этом он активный общественник, зампредседателя «Коми войтыр». Или Александр Игнатов из усть-куломского села Пузла, на предприятии которого работает больше ста человек. Благодаря ему Пузла – одно из немногих в Коми сел, где после развала Советского Союза не сократилось количество населения. И таких людей много. На них держится сегодня село. Если мы сами на своей земле не будем двигаться, то никто к нам не придет и не создаст нам рабочие места. Только сами.

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото АО «Агрокомплекс»