Юбилейный сезон в театре оперы и балета откроется «фантазией сумасшедшего балетмейстера»

Коми государственный театр оперы и балета анонсировал журналистам содержание юбилейного, 65-го сезона главной музыкальной сцены страны.

16, 17 и 18 сентября – впервые в течение трех дней – сыктывкарцы и гости столицы увидят премьеру балета «Русалочка» на музыку современного финского композитора Туомаса Кантелинена. Главный балетмейстер театра, в шутку назвал спектакль «фантазией сумасшедшего балетмейстера», имея в виду ряд вольностей, которые позволили себе постановщики в отношении музыки и концепции балета.

Была перекроена музыка, изменен порядок номеров и либретто, введен оперный состав – и все это благодаря абсолютной свободе в обращении с музыкальным материалом, который дал сыктывкарским коллегам финский композитор.

— В спектакле много сюрпризов, которые я раскрыть не могу, — признался главный балетмейстер театра оперы и балета Андрей Меркурьев. – Финал будет открытым, и зритель, уходя из зала, унесет с собой два-три варианта концовки. Это балет с юмором и со скрытыми смыслами.

Сыктывкарская команда создала свое либретто. За основу взяли историю Андерсена, но нашли новые решения. В финской постановке есть прямой контакт со зрителями через слово, по задумке автора, его ведет сам Андерсен. В новой постановке Русалочка почти не контактирует с Принцем и не спасает его от гибели.

Хореография, по словам Андрея Меркурьева, рождалась очень легко и словно сама – под влиянием «говорящей», «волшебной» музыки. Все артисты – и взрослые, и юные –  работали с огромным желанием и «горящими глазами».

Все три премьерных дня зрители увидят трех разных Русалочек – в исполнении примы театра Натальи Супрун, Анастасии Лебедик и талантливой выпускнице сыктывкарского Колледжа искусств Валерии Загайновой.

Директор театра Дмитрий Степанов раскрыл планы относительно дальнейшего сотрудничества с финским композитором: в следующем сезоне зрители увидят «Снежную королеву», которую театр должен был поставить на два года раньше, если бы не ковид. Работу над балетом он назвал живым творческим процессом, когда концепция может поменяться за неделю до премьеры, а после нее снова измениться.

Несмотря на то, что в афише «Русалочка» заявлена как семейный спектакль, создатели считают, что он для взрослых. «Потому что про любовь», — пояснил главный дирижер Роман Денисов. В начале сезона он работает в паре со своим коллегой Александром Дмитриевым, который специально на премьеру приехал из Франции. Дирижер отметил колоссальный рост уровня театра: балетной труппы, оркестра и солистов. Ему есть с чем сравнивать: Александр Дмитриев руководил сыктывкарским оркестром в 2005 – 2006 годах.

Оценивая работу с сыктывкарскими коллегами, Туомас Кантелинен отметил, что чувствует родство с Коми и ему приятно говорить здесь по-фински.

— Мне приятно, что о моей музыке тут говорят как о музыке классиков, которые уже ушли, — пошутил он, комментируя лестные отзывы о своем творчестве.

Анонсируя дальнейшее сотрудничество с финским композитором, Дмитрий Степанов заметил, что это новый виток развития сыктывкарского театра.

— Это неповторимый стиль музыки, вокруг которой крутится все. В таком музыкальном направлении наш театр еще никогда не работал, — отметил он.

Полина РОМАНОВА