Октябрь: Алексей Чеусов. Из когорты первых

140 лет назад родился Алексей Александрович Чеусов — поэт, краевед, журналист, общественный деятель. Он принадлежал к плеяде коми интеллигентов, с воодушевлением принявших новую, советскую власть, и от этой власти пострадавших…

Родился Алексей Чеусов 3 (15) октября 1882 года в селе Выльгорт, в крестьянской семье. В семь лет он поступил в начальное училище, уже умея читать, а затем в двухклассное Усть-Сысольское городское училище. Как позже вспоминал сам Чеусов, уже с 13 лет он засел за книги по философии и науке. С этого же времени стал «штудировать» иностранные языки, сначала французский, а позже немецкий, эсперанто, английский, польский, финский. Наконец, уже в зрелом возрасте Алексей Александрович взялся за удмуртский.

После окончания училища «первым учеником» подающий надежды юноша стал учиться в Тотемской учительской семинарии. В это время Чеусов написал свои первые стихотворения, установил переписку с видным коми ученым Г. С. Лыткиным, оказавшим на молодого семинариста большое влияние.


С юности у Чеусова сформировались левые политические убеждения. Знакомство с марксизмом и чтение политической литературы заставили оставить семинарию. Вернувшись в родной Выльгорт, Чеусов стал работать в хозяйстве отца. В 1901 году, выдержав экзамен на звание учителя начальных классов, он получил право преподавать в школе. В сентябре 1902 года стал помощником учителя в селе Усть-Кулом. Но из Усть-Кулома через несколько месяцев пришлось перевестись в Койгородок. Причиной перевода стал разорванный им в присутствии других лиц портрет императора Николая
II.


В 1903 году в Вологде вышла книжка Чеусова «Стихотворения зырянина». В некоторых поэтических опусах, вошедших в сборник, отразились мистические взгляды его односельчанина К. Ф. Жакова, к творчеству которого он питал пиетет. Состояли они и в переписке. Особенно тесные отношения сложились между Чеусовым и еще одним его знаменитым земляком – В. П. Налимовым. Эти связи и дружба в 30-е годы сыграли во многом роковую роль в судьбе А. Чеусова.

Алексей Чеусов, как и его соратники из когорты первых коми интеллигентов, оказался в гуще событий начала столетия. Первую русскую революцию он встретил в Устюге, где принимал участие в революционных выступлениях. Затем поехал в Москву, где стал участником грандиозной политической демонстрации, в которую вылились похороны большевика Николая Баумана. В Архангельске выступал на митингах. Возвратившись в Выльгорт, работу в хозяйстве отца совмещал с самообразованием.

В 1916 году Чеусов был отправлен рядовым в 202-й запасной пехотный полк, где пробыл до демобилизации в начале 1917 года. Работая с марта 1917 года волостным писарем в Выльгорте, он принял активное участие в создании новых органов власти. В частности, в организации «Общества обновления местной жизни крестьянского и трудового населения Усть-Сысольского уезда». На «руинах» этой общественной организации в начале 1918 года Чеусов создал в Выльгорте «Общество обновления жизни коми». Как делегат от него на I Усть-Сысольском уездном съезде Советов выступил за создание Коми автономии. А летом вступил в партию левых эсеров.

Алексей Чеусов работал сотрудником газеты «Зырянская жизнь», после этого — преподавателем коми языка в школе второй ступени, читал лекции и на учительских курсах. После открытия в 1921 году в Усть-Сысольске Института народного образования стал заведующим учебной частью, деканом рабфака, много ездил по волостям и уездам с лекциями на общественно-политические темы. Одновременно сотрудничал в различных научных кружках. Не оставлял и работу в газете, на страницах «Зырянской жизни» выступал с призывами решительно бороться с разрухой, разгильдяйством, дезорганизованностью. Хватало времени и на публикации о творчестве коми писателей. В эти же годы Чеусов женился на А. А. Савельевой, у него родилась дочь.

В мае 1922 года в Усть-Сысольске было создано Общество изучения Коми края. Чеусов одним из первых вступил в ОИКК, а с 1 июля 1924 года он стал ответственным секретарем общества, который превратился в центр научной и краеведческой работы в Коми области. На заседаниях общества обсуждались различные вопросы, вспыхивали дискуссии. Чаще других на его заседаниях выступал Алексей Чеусов. Его привлекали не только история и культура народа коми, но и разработка полезных ископаемых, финансовые вопросы, районирование Европейского Севера СССР. Как и многие коми краеведы, Алексей Александрович выступал против создания Северо-Восточной области с центром в Архангельске и вхождения в ее состав Коми области.

В 1925 году Чеусов стал одним из руководителей «Комитета содействия населению северных окраин» (под этим подразумевались оленеводы ижемцы и ненцы). В это же время Алексей Александрович представлял Общество изучения Коми края на различных съездах, курсах, собраниях. Докладчиком он был разносторонним и увлекающимся. Мог говорить и о важности антропологических исследований, и о свойствах лекарственных трав. В эти же годы активно занимался вопросами языкознания, увлекся яфетидологией – новым учением о языках, разработанным академиком Н. Марром. Одновременно с этим он ездил по районам Коми области, изучая диалекты коми языка.
Будучи учеником и продолжателем дела Г. С. Лыткина, Чеусов выступал с позиции так называемого ва-коми («чистый коми») языка, свободного от русских заимствований. Свои взгляды он отстаивал на конференции Коми ассоциации пролетарских писателей в 1928 году.

Долгое время А. Чеусов работал над «Историей коми народа». Приблизительно в 1927 году решил приступить к постепенному изданию своего труда. Первой вышла из печати небольшая брошюра «История коми народа». Он писал, что для исследования «производительных сил Коми края и самого коми человека и народа» необходимо развивать краеведческую работу, «создать сеть научных учреждений, учредить Коми академию наук и искусств». Эти начертания энтузиаста-краеведа оказались пророческими.

Однако «История коми народа» так и осталась ненаписанной Чеусовым. Центральные и местные власти постепенно охладели к краеведческому движению, а затем принялись «завинчивать гайки». Об изменившихся временах первым напомнило распоряжение об изъятии из обращения старых краеведческих изданий. Активисты Общества изучения Коми края объявили о ликвидации своей организации. 21 мая 1931 года общество было распущено.

В начале 30-х годов под влиянием громких судебных процессов в стране начались аресты и в среде коми интеллигенции. Первыми под подозрение попали руководители и наиболее активные члены самораспустившегося Общества изучения Коми края. Один за другим были арестованы В. Лыткин, Д. Батиев, А. Мартюшев, А. Чеусов. При аресте у Алексея Александровича изъяли все рукописи, переписку, библиотеку с редкими научными изданиями, книгами русских и зарубежных классиков. Перерыли не только его городскую квартиру, но и дом родителей в Выльгорте. Все изъятое безвозвратно пропало.

Предъявленные Чеусову обвинения мало чем отличались от обвинений в адрес его коллег, он был осужден по печально известной 58-й статье. Лагерь, куда его отправили, находился, по некоторым данным, в Казахстане, близ Актюбинска. К сожалению, о лагерной эпопее Алексея Александровича ничего не известно. После отбытия наказания он вернулся домой. Но в 1938 году попал в число повторно осужденных. Следствие длилось несколько месяцев. 13 февраля 1939 года он был осужден Верховным судом Коми АССР на семь лет лагерей.

На этот раз Алексей Александрович оказался вблизи от дома, в Пезмегском лагпункте Локчимлага. В заключении он старался не падать духом, подбадривал товарищей по несчастью. Н. Воробьев, учитель из Керчомъи, находившийся с ним в одном лагере и доживший до освобождения, говорил о Чеусове: «Он один поддерживал наш дух в лагере». Но возраст, лишения, тяжелый физический труд сделали свое дело: 23 июля 1940 года 58-летний заключенный Чеусов скончался. У него остались жена и маленькая дочь.

18 марта 1967 года определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР приговор, вынесенный в 1939 году, был отменен, А. А. Чеусов был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Игорь ЖЕРЕБЦОВ,

доктор исторических наук.

«…Не так еще близко то время, когда коми народ и мир будут иметь фактическую историю коми народа, коми энциклопедию, коми академию наук и искусств. Но к тому мы идем через напряжение к оптимуму труда».

(А.Чеусов, 1927 г.)