«Спасай море»

Под таким лозунгом волонтеры из Коми очищали берег Черного моря от мазута

Тысячи людей со всей России уже третий месяц очищают береговую зону Краснодарского края от мазута. На золотых песчаных пляжах, где еще прошлым летом отдыхали миллионы россиян, сейчас опасно находиться без респираторов. Не остались в стороне от экологической беды и волонтеры из Республики Коми. Они оставили семьи и работу и за свой счет отправились очищать береговую линию, отмывать птиц от мазута…

Анапское горе

Напомним, морская трагедия случилась 15 декабря, когда в районе Керченского пролива из-за сильного шквалистого ветра и волнения моря до семи баллов столкнулись танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». По данным Минтранса, в результате крушения танкеров в море попало около 2,4 тысячи тонн нефтепродуктов. Выбросы мазута из трюмов танкеров продолжаются.

Катастрофа на Черноморском побережье стала первой в мире морской аварией с топочным мазутом. Больше всего пострадало побережье Краснодарского края, там ввели режим ЧС. Мазут выносит на берега в районах Анапы, Новороссийска, а также Крыма. Спасатели и волонтеры уже собрали сотни тысяч тонн загрязненного грунта и песка.

Станислав Барышев.

Свой вклад в сбор мазута внесли жители Сыктывкара. Один из них – механик-водитель Торгово-промышленной палаты Коми Станислав Барышев.

– В Краснодарском крае живут родственники. Практически каждый год всей семьей приезжаем сюда отдыхать, – рассказал Станислав. – Узнав, что случилась беда, мы с женой сразу поняли: это проблема не только местных жителей, а наша общая.

Через сайт акции «Спасай море» сыктывкарцы нашли волонтерскую организацию и записались в помощники. До Анапы супруги добирались на собственном авто. В оперативном штабе в курортном поселке Витязево Барышевым и еще десяткам волонтеров, приехавшим со всей России, выдали защитные комбинезоны, сапоги, респираторы, очки, перчатки и направили к ручью Можепсин. Именно здесь в первые дни аварии случился самый большой выброс мазута.

Работать добровольцы начинали в девять утра и заканчивали с заходом солнца. Поначалу мазут на берегу собирали в мешки и грузили на тракторы. А вот мазут, пролежавший на берегу несколько дней, успевал впитаться в песок и превращался в токсичные пласты. Убирать их оказалось куда более сложным, но все-таки посильным для добровольцев делом. Мешки с мазутом грузовики вывозили на специально подготовленный полигон.

– Нам объяснили, что долго находиться под воздействием мазута нельзя. Каждый день мы получали новые средства индивидуальной защиты: комбинезоны, фильтры для респираторов, перчатки, – рассказывает Станислав. – Но с непривычки мы все равно снимали респираторы, чего было делать нельзя. В первый же день получили легкое отравление, появились озноб, головокружение. В последующие дни уже тщательнее соблюдали меры предосторожности. Респираторы снимали только в разрешенных местах.

На пляжах стояли палатки МЧС и штабы администраций районов, где волонтеров кормили, поили чаем. Здесь можно было согреться и отдохнуть. А еще прямо на пляж перекус и напитки для добровольцев привозила пиццерия компании «Додо Пицца», которую основал предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников. Такому благотворительному жесту были рады все участники экологической акции, а особенно сыктывкарцы. «Увидев бренд из родной Коми, на сердце становилось теплее», – говорит Станислав.

Летом вместе с женой он снова планирует приехать в Анапу и встать в ряды волонтеров.

Кричат как младенцы

Сыктывкарка Алёна Кирушева новогоднему застолью в кругу семьи предпочла отмывать измазанных мазутом птиц.

– По образованию я эколог. Работу тоже выбрала связанную с этой сферой, – рассказывает Алёна. – Когда узнала о масштабах беды на Черном море, сразу поняла: это экологическая катастрофа, нужно ехать. Сына на время поездки забрала к себе бабушка, кота – подруга.

Вместе со своей ученицей Викторией Юркиной Алёна почти трое суток на попутной машине добиралась до Анапы. Сюда добровольцы прибыли 31 декабря. Заселились в гостевой дом, который неизвестный благотворитель оплатил для проживания волонтеров, и отправились в штаб.

Алёна Кирушева и Виктория Юркина.

Здесь уже кипела работа по спасению птиц. Развернутый в штабе отдел ветеринарии каждые сутки принимал 40–50 птиц. Сюда поначалу определили Алёну. Она помогала спасать чомг, чаек, краснокнижных гагар и бакланов, измазанных едким нефтепродуктом. Сначала добровольцы проводили первичную обработку – вычищали птицам специальными инструментами ноздри, полость клюва, под языком – места, где скапливается много мазута. Затем закапывали специальные капли в глаза.

С помощью крахмала добровольцы скатывали мазут с каждого перышка и только потом приступали к мойке со спецсредствами. Кстати, использовали для этого жидкость для мытья посуды. Мыли птиц очень тщательно, теплой водой. После мойки птиц направляли к ветеринарам, где их взвешивали и вновь осматривали.

– Признаюсь: я оказалась психологически не готова к постоянной работе с птицами. И дело не в том, что они кусаются и пытаются сбежать. Крик гагары, например, очень похож на плач младенца. Когда ее достают из коробки, всю в мазуте, и она начинает кричать, многие девочки начинали реветь. Физический труд на пляже не сравнить с отмывкой птиц. Эмоционально здесь намного тяжелее, – говорит Алёна. – В целом поразила сплоченность людей во имя спасения моря. Такие сложные ситуации показывают всю силу нашего общества, умение объединиться перед общей бедой.

Птиц в штаб привозила служба отлова. Вместе с ней Алёна дважды выезжала на побережье в район Бугазской косы и морского заказника Большой Утриш. Обе заброски случились ночью. На косе волонтеры пытались поймать поганок, но они, только заприметив людей, удрали в сторону моря. А это значит, предположили волонтеры, птицам в родной стихии не так и плохо. Бывало и по-другому. Обессилившие от токсичных паров птицы смиренно сидели на обочине и без сопротивления давались в руки людей.

В районе Большого Утриша птиц, испачканных мазутом, оказалось в разы больше, чем на косе. А побережье было усеяно мусором, измазанным масляно-черными пятнами.

– Патрулировали берег и искали птиц. Живых сажали в коробки и везли в штаб, – объясняет суть своей работы Алёна. – Отдельно собирали уже погибших пернатых, ведь на берегу оставлять их нельзя. Если бродячая кошка или собака съест такое, то тоже может погибнуть.

Курортный несезон

Массовый приезд добровольцев в Анапу чем-то напоминает фестиваль молодежи, хотя и далеко не праздничный, считает жительница Анапы Наталья Манова. Молодые ребята убирают мазутный грунт, спасают птиц, а еще знакомятся друг с другом. Наталья описала ситуацию, которую сама наблюдала в очереди у кассы магазина:

– Девушки, давайте знакомиться. Мы волонтеры из Нижнего Новгорода, холостые! А вы откуда?

– Мы из Санкт-Петербурга. Вы сначала все холостые, а потом – все женатые!

Молодое поколение не потеряно, отмечает Наталья. Они разговаривают, общаются, проявляют симпатию, назначают свидания. Они приехали спасать природу. У них добрые и отзывчивые сердца!

Наталья Манова вместе с мужем с первых дней ЧС приходит чистить морской берег от мазута.

Наталья Манова переехала в курортный поселок Джемете Анапского района в 2011 году из Сыктывкара. Здесь семья открыла гостевой дом. Сейчас в некурортный сезон Наталья преподает физику и математику в школе. В первые же дни после аварии танкеров Наталья вместе с мужем вышла чистить пляж от мазута.

– Мазут собираем лопатами в мешки. Вместе с мазутом сгребается и драгоценный песок, которым был так богат наш пляж. Именно из-за этого золотистого песка наше местечко называется Джемете, что в переводе с адыгского означает «золотой песок». Когда видишь такое, слезы сами катятся из глаз, – рассказывает Наталья.

Собранный замазученный грунт вывозят на временный полигон, который находится в поселке Воскресенский. Наталья считает, что это неправильное решение властей. В поселке бьют уникальные родники с чистейшей водой. Полигон с мазутным грунтом здесь ни к чему.

Последние шесть лет для работников гостиничного бизнеса Анапского района стали настоящим испытанием, отмечает Наталья. В 2020 году случилась пандемия коронавируса и полный запрет на работу гостиниц, в 2021 году – невиданное нашествие божьих коровок, а затем – наводнение и режим ЧС. В 2022 году ситуация на приграничной территории стала причиной закрытия аэропорта в Анапе. Лето 2023 года ознаменовалось экстремальной жарой. Теперь в море вылился мазут. В этой ситуации снижение спроса на курорт Анапы неизбежен. И это, по словам Натальи, понимают все представители гостиничного и туристического бизнеса.

– Трудно предсказать, как будут выглядеть пляжи и в каком состоянии будет море к концу мая, когда открывается курортный сезон. Сейчас самое главное – спасти природу, – говорит она.

Нужен новый план

Известный в России цетолог, научный директор Фонда защиты китов Владимир Латка считает, что экосистеме Черного моря может потребоваться от 15 до 40 лет, чтобы полностью восстановиться от последствий ЧС. Темпы восстановления, уверен ученый, зависят от многих факторов. Прежде всего от того, удастся ли остановить и предотвратить истечение мазута из лежащих на дне обломков танкеров. Еще один вопрос: развернут ли работу по защите от загрязнения миграционных путей рыб и дельфинов в Керченском проливе.

– При самом оптимистичном развитии событий, если стоки с танкеров будут исключены до середины мая, если анапские и феодосийские пляжи продолжат работать как фильтры до конца лета и если в Керченском проливе к началу мая начнет изыматься хотя бы 30 процентов дрейфующего мазута, прогноз будет мягче: последствия будут сказываться 10-15 лет, – отмечает Владимир Латка.

Чтобы впредь избежать подобных аварий, нужно разработать государственный план устойчивого комплексного природопользования в проливе, объясняет эксперт. Такой план – это особая процедура оперативного контроля за состоянием природной среды, животного мира, особая процедура принятия решений, обеспечивающая учет интересов природы и всех действующих экономических субъектов, надежную защиту от рисков.

– Сегодня, например, весь пролив и все мелководья к югу и к северу от него отданы под хозяйственную деятельность, – рассказывает цетолог. – Рыба практически полностью изгнана с обширных прикерченских мелководий, служивших раньше вторым по значению после Азовского моря районом нагула для десятков видов. Важнейшие районы концентрации рыбы перед проливом с юго-востока перерыты или критически загрязнены. Окна тишины в узких проходах не соблюдаются. Это можно и абсолютно необходимо исправить.

В проливе должны быть созданы такие условия, чтобы через него с легкостью и удовольствием проходило в пять – десять раз больше рыбы, чем сегодня, а в будущем – в сто раз больше. Это должно стать целью, объясняет директор Фонда защиты китов. Карта Керченского пролива должна стать разноцветной, с преобладанием зеленого, со множеством участков с гибким адаптивным управлением. Это не фантазия, а единственный способ сохранить наши моря живыми и чистыми.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото предоставлено Станиславом Барышевым, Алёной Кирушевой, Натальей Мановой, Владимиром Латкой