На край света за парным молоком

Можно попасть благодаря туристическому маршруту Ольги Беляевой

Увидеть «край света» и отметить это событие стаканом парного молока предлагает серебряный волонтер Ольга Беляева в экотуре «Парное молоко». А еще – побывать в деревне, чьи жители стали прототипами героев знаменитой «Свадьбы с приданым» Николая Дьяконова. И все это – в тридцати километрах от столицы республики.

За двумя реками

Сыктывкар в переводе с коми – город на Сысоле. Что по эту сторону Сысолы, мы прекрасно знаем. А что находится по ту сторону реки? Там, куда не ведет федеральная трасса? Совсем рядом с городом расположились старинные коми села и деревни. Именно туда, а если быть конкретнее – в Озёл и Сёйты – мы отправились с автором тура «Парное молоко» Ольгой Модестовной Беляевой.


Маршрут начался в Сыктывкаре. Впереди у нас две реки. Проехав по Краснозатонскому мосту через Сысолу, нужно пересечь еще и Вычегду. Пока ждем паром до Седкыркеща в местечке Алёшино. Раньше тут был поселок лесосплавщиков, образованный в 1946 году. Первыми плотогонами были ссыльные спецпоселенцы. Сейчас лишь самые внимательные заметят в Алёшино разрушенные, затянувшиеся мхом и кустарником фундаменты старых домов.
Едем по улицам Седкыркеща. Название населенного пункта переводится с коми языка на русский как «Черный обрыв». Раньше здесь заготавливали и сплавляли лес. Поселок состоит из непримечательных многоквартирных бараков, но благодаря обилию сосен здесь по-домашнему уютно. Рядом со школой – бюст Елизаветы Чайкиной — участницы Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, в честь которой названа улица. Во время войны 23-летняя партизанка Лиза Чайкина попала в плен к немцам, но даже под пытками не выдала информацию врагу.

«Земляничное озеро»

Вдоль живописных сосновых боров, по песчаной дороге мы едем дальше около десяти километров. Приезжаем в село Озёл. Возле дома культуры нас встречает его директор Марина Карманова, знаток истории здешних мест.
Село Озёл появилось на правом берегу реки Вычегды в 1678 году. На русский язык его название можно перевести как «земляничное озеро». Действительно, по берегам озера попадаются земляничные поляны. В 1860 году в селе была построена деревянная церковь Вознесения Господня, а через шесть лет открылась церковно-приходская школа. Трагическими в жизни церкви стали 30-е годы прошлого столетия. В 1930 году храм был закрыт. В нем устроили «очаг культуры», на церковном кладбище вырыли силосную яму, а обнаруженные при этом человеческие кости и черепа свалили у озера. Уже в наше время церковь восстановили верующие сельчане, и сейчас в ней проходят службы. В церкви мы увидели ведомость о прихожанах за 1888 год, причем не какую-нибудь ксерокопию, а оригинал.
Сейчас в Озёле живут около семидесяти человек. Оставшихся в селе двух школьников на учебу возят в Седкыркещ. Несмотря на малочисленность населения, в селе работает администрация, Дом культуры, библиотека, почта, два магазина, ФАП, куда раз в неделю на час приезжает фельдшер. «Не болеем», – то ли обреченно, то ли с иронией вздыхает Марина Карманова.
Заходим в Дом культуры. Директор рассказывает, что односельчане стали тяжелы на подъем, но все же она старательно готовит для населения праздники, познавательные площадки, показы фильмов. Общаясь с Мариной Николаевной, удивляешься, с каким трепетом и любовью она рассказывает о своем месте работы. Будто прочитав мои мысли, она добавляет: «Я работаю здесь 29 лет. Это мое детище».
При библиотеке в Доме культуры небольшой музей деревенского быта. Среди традиционных орудий труда и быта коми я нашла настоящий раритет: выпуск газеты «Правда» от 10 мая 1945 года. Почитать может любой желающий.
Угостившись чаем с блинчиками, едем дальше. Ольга Модестовна рассказывает, что на дороге деревенские часто встречают медведей. Так, косолапые стали главными героями этого отрезка тура. Мой шестилетний сын вглядывался в каждый кустарник на пути в надежде увидеть мишку, однако хозяин тайги попадать на фотокамеру не хотел.

У «глинистого озера»

Конечная точка маршрута «Парное молоко» – деревня Сёйты. В переводе с коми «сёйты» – «глинистое озеро». Ольга Модестовна рассказывает, что на берегу озера издавна брали глину для кирпичей. Сейчас в деревушке около сорока жителей. Дальше дороги нет.
– Мой старший сын живет в Таллине, работает капитаном сухогруза, и вот он всегда говорит, что, мол, объездил все моря и океаны и нигде не видел края света. А, мол, вот же он где, этот край света, – в Сёйты, – улыбается Ольга Модестовна.
Из Сёйты дедушка по материнской линии Ольги Беляевой – Степан Николаевич Елфимов. Здесь стоял его большой двухэтажный дом. В 1930-е годы дом вместе со всем скарбом перевезли по реке в Сыктывкар. Именно в этом деревенском родовом доме, но уже в столице Коми, выросла Ольга Модестовна. Наша героиня много лет проработала воспитателем детсада, а выйдя на пенсию, вернулась на родину предков, купила себе домик в Сёйты.


Жемчужина Сёйты – часовня Модеста Иерусалимского. Когда она была построена, точно не известно. В 1930-е годы советская власть устроила в ней зерновой склад местного совхоза. Спустя 60 лет сёйтинцы решили восстановить часовню. Ольга Беляева добилась, чтобы верующим передали здание, принадлежащее местному совхозу. Сёйтинцы, вооружившись инструментами, вычистили чуть ли не метровый слой гнилого зерна, убрали негодные доски. Принесли старинные иконы, которые их предки прятали по домам. Говорят, что образа, возвращенные в часовню, начали очищаться и светлеть без всякой реставрации. Ольга Модестовна считает это знаком, что можно оживить и ее малую родину. К слову, знаковое совпадение: не только отца Ольги звали Модестом, но и ее деда…


– Когда нам стало не хватать средств на восстановление часовни, я предложила показывать наши красивые места туристам, чтобы заработать деньги и передать их на благое дело, – рассказывает Ольга Модестовна. – Если мы привлечем туристов, дадим местным жителям возможность заниматься чем-то новым и иметь дополнительный источник дохода, то сможем возродить деревню.

Один драматург и три буренки

Так и появился туристический маршрут. Но почему его назвали «Парное молоко»? За ответом направляемся в еще одну достопримечательность деревни – большой старинный дом, в котором летом жил и работал известный коми драматург, артист, режиссер, автор пьесы «Свадьба с приданым» Николай Дьяконов.
– Из нашей деревни была родом жена Николая Дьяконова – Мария Степановна, – рассказала Ольга Беляева. – Драматургу нравилось здесь отдыхать. Говорят, что именно сёйтинцы являются прототипами героев пьесы «Свадьба с приданым».

Стараниями Ольги Беляевой этот дом стал настоящим этнографическим музеем. Экспонаты активистка собирала вместе с мужем по чердакам и сараям. Особенность музея в том, что все предметы можно трогать и брать в руки. Среди экземпляров предметы утвари, ткацкий станок и даже кинопроектор: в биографии героини есть период работы киномехаником.
Пока я разглядывала богатую библиотеку экскурсовода, Ольга Модестовна пригласила на стакан молока с настоящими деревенскими шаньгами из печи. Как-то раз в Сёйты приезжали на отдых велосипедисты, и им так понравилось местное парное молоко, что сейчас угощение этим напитком стало пунктом программы и дало название туру. Правда, буренок в деревне всего три. Хозяйство держат две семьи.
Жители деревни относятся к проектам Ольги Модестовны по-разному. Кто-то вдохновляется и хочет помогать, а кто-то выжидательно наблюдает со стороны.

На благо деревни

За стаканом молока мы успеваем поговорить с Ольгой Беляевой о личном. Нашей героине 81 год, но ее энергии можно позавидовать. Серебряный волонтер Сыктывдинского района, эксперт региональной Общественной палаты, депутат Озельского сельсовета, председатель ТОС деревни Сёйты, автор и экскурсовод уникального туристического маршрута, Ольга Беляева полна идей и активно воплощает их в жизнь. Пишет заявки на гранты, выигрывает, реализует, в процессе возникают новые идеи. Такой вот круговорот творческих дел.
Всей этой бурной деятельностью на благо села Ольга Модестовна начала заниматься, выйдя на пенсию в 1991 году. Сперва организовала программу «Войпук керка» («Народный дом») для досуга односельчан. Потом научилась писать проекты на гранты. Главным помощником Ольги Беляевой стал ее сын Николай Октябринович. Женщина благодарит за помощь в работе и АТОС Республики Коми, и инициативных жителей глубинки.
– Это не я что-то делаю, это вокруг меня все что-то делают, – говорит Ольга Модестовна. – Я так живу и хочу, чтоб все так жили – на благо деревни Сёйты.
Ольга Модестовна стала связующим звеном между деревней и городом. Женщина активно обращается в министерства и инстанции, чтобы решить конкретные проблемы глубинки. Не раз она обращалась и напрямую к главе региона.
– Магазин закрыли – к министру бегала, насчет ФАПа – в Минздрав, – делится опытом общественница. – Конечно, я лично не восстановлю деревню. Но «лучиком» быть могу…

Любовь ДЕНИСОВА

Фото автора и группы «Парное молоко» ВКонтакте