Гости из прошлого

В столице Коми отреставрировали уникальное панно советских времен

Если в каком-нибудь старом храме реставраторы находят неизвестную фреску, мы, в общем-то, не очень удивляемся. А вот открытие, которое произошло в столице Коми два года назад, поразило многих: в бывшем учебном корпусе пединститута обнаружили стенную роспись… советских времен. Летом нынешнего года эта удивительная история пришла к завершению.

Неожиданная находка

Фрагменты художественной росписи под двумя слоями краски строители случайно обнаружили 7 августа 2020 года во время работ по реконструкции мемориального комплекса в корпусе № 8 Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина (ранее в этом здании по улице Коммунистической, 25 находился Коми государственный пединститут). Из-под смываемой побелки проступали лица и фигуры людей из прошлого.
Строго говоря, фреска – это живопись по сырой штукатурке. А масштабное изображение в учебном корпусе было выполнено масляной краской на фанере. Оно занимало целую стену вдоль фойе актового зала на третьем этаже корпуса. Стенную роспись делила на две части стела с именами погибших в годы Великой Отечественной войны сотрудников и студентов пединститута. Слева от стелы были изображены скорбящие женщины, проходящие вдалеке солдаты, ветераны с орденами на гимнастерках. По правую сторону – люди в костюмах семидесятых годов прошлого века. Видимо, такая композиция символизировала связь поколений.

Именно правая часть росписи вызвала особенный интерес у горожан, поскольку ее персонажи явно представляли реальных людей.
После такой неожиданной находки руководство вуза распорядилось приостановить ремонтные работы и обратилось в Министерство культуры, туризма и архивного дела Коми с просьбой о проведении экспертизы, которая определила бы художественную или историческую ценность росписи, а также возможность ее сохранения и восстановления.

Персонажи – реальные!

Специальная комиссия приняла решение восстановить панно. Но когда и кем оно было создано? Кто на нем изображен? До поры до времени это оставалось загадкой. «К сожалению, на сегодняшний день у нас нет информации о том, кто создал это изображение, когда, каковы мотивы создания и закрашивания изображения. Мы были бы очень благодарны, если бы эти сведения к нам пришли, если бы кто-то смог поделиться своими воспоминаниями», – обратилась тогда к выпускникам Коми пединститута ректор университета Ольга Сотникова.

Тем временем старожилы Сыктывкара в соцсетях высказывали свои версии о появлении росписи и пытались идентифицировать ее персонажей. Поисками необходимых сведений занялись сотрудники музейного комплекса университета. Вскоре нашлись люди, которые предоставили недостающие свидетельства. По оценкам художников-реставраторов Национальной галереи Коми, настенная роспись была создана в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Среди персонажей росписи – сыктывкарские художники, жившие в столице Коми в те годы. Один из них, Николай Цветков, осмотрев обнаруженную роспись, узнал на ней себя молодого. Удалось опознать и ряд других персонажей – художников Петра Антоновского, Владимира Ермолина, Галину Шаню, Татьяну Васильеву, Ивана Тютюнника, Евгения Борисевича, Николая Семенова, а также искусствоведа Валентина Кублицкого.
Но кто же был автором этого уникального панно?

Реставратор Татьяна Земцова.

Жил-был художник один…

Заведующей отделом современного искусства Национальной галереи Коми Надежде Беляевой удалось узнать, что автор росписи – Юрик Петрович Руднев, работавший в Сыктывкаре художником-оформителем с 1974 по 1990 год. В Сыктывкаре все называли его Юрием. Он родился в Донецке в 1947 году, окончил художественно-оформительское отделение Донецкого техникума советской торговли, работал в рекламе. В 1974 приехал в Сыктывкар, устроился в художественно-производственные мастерские при Коми отделении Худфонда РСФСР. Созданные им панно и рельефы были в Технологическом техникуме по улице Морозова, в сельхозтехникуме и в Доме культуры в Выльгорте, в столовой и клубе базы отдыха «Лемью». Но почти все они утрачены. Некоторое время Руднев работал на ЛПК, числился как маляр, но есть сведения, что он оформлял первый музей предприятия.

Автор росписи Юрик Руднев. Фото 1970-х гг.

Талант молодого живописца признавался коллегами: его «автопортрет» прошел выставком и экспонировался на масштабной зональной выставке «Советский Север» в 1978 году.
В годы перестройки художник вернулся на родину, в Донецк, а в 1993 году эмигрировал в Канаду. Жил в Монреале, продолжал писать натюрморты, пейзажи, портреты в реалистическом стиле. Выставлял свои работы в галереях Квебека. В 1998 году была персональная выставка Руднева в Монреале, в одной из частных галерей. В 1999 году он выиграл конкурс «Круга живописцев и скульпторов Квебека». Его работы есть в частных собраниях США и Канады. Но для того, чтобы развернуться как художнику в полную силу, нужны были деньги на продюсера. Юрий Петрович не забывал своих друзей в Сыктывкаре, часто звонил им. В старости жил один, болел. Хотел вернуться, но не в Донецк, а в Сыктывкар, но для этого не было финансовых возможностей. Умер художник в Монреале в 2012 году.

Реставрация фигуры Николая Цветкова.

Особенности росписи

О том, как и когда создавалась роспись, Надежде Беляевой рассказал один из изображенных на панно – художник Николай Семенов. Он рассказал, как более 30 лет назад проходил процесс создания работы, что было задумано изначально, какие правки пришлось внести. В частности, пришлось закрасить кошку, которая была в первоначальном варианте. Так многие делали в эпоху СССР – особенно в кино. Вставляли заведомо провальную деталь, худсовет на ней зацикливался, и ее просто и безболезненно убирали.
– У этой росписи было две уникальные особенности, – рассказала Надежда Беляева. – Первая – это реальные люди, которые написаны на ней. Причем, это уже потом они стали известными художниками, искусствоведами, деятелями искусств. А тогда они были просто молодыми художниками, работали в мастерских Худфонда. Второе – на старом месте, между дверями в актовый зал, роспись была сделана так, что составлялась полная иллюзия продолжения пространства холла – балки на потолке продолжались на росписи, пол в фойе был из черно-белых квадратов – и они переходили в роспись. С определенного ракурса иллюзия была полной и расширяла пространство. Интересно изображение Театра оперы и балета в проеме широких окон. Роспись является ярким отражением эпохи, в которой она была создана. Она обладает несомненными художественными достоинствами и представляет культурологический интерес как для города, так и для республики в целом, поскольку композиции подобного масштаба – редкость для нашего края. Наличие подобного панно делает интерьер учебного заведения уникальным и подчеркивает историческую преемственность.

Искусство реставратора

Восстановить уникальное панно поручили реставратору Национального музея Коми Татьяне Земцовой. В ее мастерскую панно перевезли по частям.
– Как оказалось, панно было выполненное на деревянной основе, – рассказала реставратор. – В условиях ограниченного времени и пространства я провела пробные расчистки небольшого участка, по результатам которых поняла, что верхний красочный слой удаляется легко без утрат авторского живописного слоя. Также оказалось, что красочный слой если не в идеальном состоянии, то хотя бы в удовлетворительном. И я согласилась. Реставрация проходила в несколько этапов, каждый из которых оказался со своим сюрпризом. Время начала реставрационных работ совпало с тем, что я обзавелась большой мастерской с высокими потолками, что дало возможность работать сразу над несколькими частями панно. Надо сказать, что переворачивать или доставать очередной фрагмент помогали друзья, которые потом уже со скрипом соглашались «забежать на чай», чтобы заодно перевернуть фрагмент.
При реставрации обнаружилось, что поверхность панно покрыта двумя видами побелки, условно говоря белой и более плотной голубой, которые удалялись легко, но были и свои нюансы.
– Если кто-то когда-то мыл полы или мебель от известки или побелки потолков после ремонта, помнит, что мыть можно бесконечно. Пока поверхность влажная, выглядит идеально, но как только подсыхает, белеет снова. И, если в домашних условиях в отношении бытовых предметов существуют какие-то хитрости, будь то народные средства или специальная химия, то к реставрируемому памятнику применяются только достаточно нежные составы, – рассказала реставратор.
Татьяна Земцова использовала водный раствор детского мыла, который наносится кистью и удаляется через некоторое время с размягчением поверхностного загрязнения. Казалось бы, можно взять ведро и тряпку и отмыть все за два дня, но это непозволительная роскошь для художников-реставраторов. Роспись, как оказалось, выполнена на фанере, которая не терпит воду в большом количестве и имеет свойство разбухать. Красочный слой, который выполнен масляной краской, кажется почти вечным. Но это не так. Попадаются хрупкие пигменты, которые при должном старании можно «отмыть» до голого основания.

Художник Николай Семенов. Его фигуру можно увидеть на восстановленном панно.

После долгой и тщательной очистки поверхности от побелки, перед очами реставратора предстал весь живописный сюжет, все части головоломки, хотя и вразнобой.
На фреске также имелись множественные мелкие утраты красочного слоя до основы, сколы, трещины, вздутия и осыпания. Местами обломанные края фанерной основы, отверстия от креплений, гвозди. Сохранились и следы вандализма студентов. Например, надпись LEE (фирма, выпускавшая джинсы) на заднем кармане у одной из женщин, а также поцарапанные лица и глаза у некоторых персонажей.
– Хотелось бы сказать, что изначальный шок от внешнего вида и состояния панно позже сменился облегчением, – отметила Татьяна Земцова. – Перечисление «травм» памятника должно пугать, но в общем масштабе росписи (более 30 квадратных метров), они не то чтобы теряются, но не шокируют. Докомпановка утрат красочного слоя проводилась масляными красками, где я позволила себе некоторую вольность без нарушения общей концепции реставрационных работ. В работе во многом использовались тюбики краски того же времени, что и панно.
После окончания живописных докомпоновок поверхность панно была покрыта несколькими слоями даммарного лака.
– Если люди, которым посвящен этот сюжет, вершили историю, то наша основная задача как потомков, как работников музеев, как просто культурных людей – сохранить эту историю во имя страха не повторить, – подвела итог реставратор.

Официальное открытие отреставрированного масштабного панно прошло 22 июня. Теперь оно располагается в том же фойе актового зала, только вдоль другой стены.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора, агентства «Комиинформ» и Татьяны Земцовой