Что наша жизнь? Соцсеть!

Государственный театр оперы и балета Республики Коми представил новую версию оперы «Дон Жуан» на музыку Моцарта

В новой интерпретации великой оперы, премьера которой состоялась на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми  18 ноября, развенчали миф о главном герое как вечном соблазнителе, а артисты сыграли настоящую психологическую драму.

Из Франции в Сыктывкар

Два баса, три баритона, два сопрано, меццо и тенор, два Дон Жуана, одна донна Эльвира и одна донна Анна. «Арифметику» премьерной оперы Государственного театра оперы и балета Республики Коми «Дон Жуан» можно было продолжить, но уже этот вокальный набор говорит об амбициозной задумке руководства театра. Идея постановки родилась в результате конкурса, объявленного во Франции два года назад. Команда белорусского режиссера Ольги Поляковой, живущей в Париже, потратила почти год, чтобы создать убедительный образ соблазнителя ХXI века. Проект стал финалистом конкурса режиссуры, но во Франции постановка так и не увидела свет. Поставить оперу в Сыктывкаре Ольге Поляковой предложил главный дирижер театра Роман Денисов. Новую трактовку великого творения Моцарта на сцене театра вместе с Романом Денисовым воплотили режиссер Николай Глебов, художник из Екатеринбурга  Дарья Бочкарева, художники видеоконтента Михаил Смолко и Александр Бондаренко, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова, художник по свету Нелли Сватова. Сценографию пришлось несколько видоизменить, ориентируясь на технические возможности сыктывкарской сцены.
Постановщик и автор идеи Ольга Полякова познакомилась с сыктывкарской труппой в феврале этого года и уже тогда охарактеризовала ее как сильную и очень творческую. Артисты буквально стали соавторами постановки.

– У всех разный темперамент, но включились все, предлагали свои версии, – вспоминает Ольга Полякова начало работы с артистами. – В спектакле задействованы несколько составов, все разные, с разными фактурами, темпераментом, видением. И это здорово, хотя и сложно. Важно, чтобы артист естественно себя вел. У нас первичен актер, а не персонаж. Создавая образ героя, артист опирается на собственный социальный опыт.
Артисты появляются на сцене в современных костюмах и на протяжении всего действия не выпускают из рук гаджеты, причем это отнюдь не реквизит: камеры телефонов действительно включены и транслируют на огромный экран происходящее на сцене.

Все ради контента

Дон Жуанов в трактовке театра оперы и балета два: один реальный, а второй подменный.
– Мы представляем себе Дон Жуана – и у всех сразу возникает образ соблазнителя,– рассуждает режиссер. – Но когда мы читаем пьесы о Дон Жуане или смотрим оперу, то видим, что его ждет провал за провалом, он неудачник. Так почему же он стал соблазнителем? Откуда этот миф?
Развенчивая миф о неудавшемся соблазнителе, авторы новой концепции оперы задались вопросом, как люди создают миф о себе сегодня. Его главным инструментом становятся соцсети, а негласным девизом – рекламный слоган «Не запостил – значит не было». Соцсети используют, чтобы рассказывать истории о своей жизни, и чаще приукрашенной, додуманной или вовсе вымышленной. Но какая реальность стоит за аватаром владельца гаджета на самом деле?

В версии постановщиков театра оперы и балета Дон Жуан в затасканном спортивном костюме не выходит из дома. Он не знает, как в реальности общаться с женщинами. Он лишь за компьютером смелый и способный на все. Лайки, просмотры историй становятся допингом и главным условием существования Дон Жуана ХXI века. В реальном мире его ждет крах, но надо «пилить контент», давать пищу подписчикам, поддерживать образ соблазнителя. Поэтому главный герой отправляет «в люди» подставного себя, нанимая для этого актера. Через беспроводной наушник реальный Дон Жуан режиссирует его поведение, снимая с себя полную ответственность за исход встреч. Не видно – значит не стыдно, не получится с этой – найдет другую. Для каждого эпизода он находит новую жертву. Контент пополняется, количество подписчиков растет, а реальный Дон Жуан вместе с ними смотрит трансляцию, не выходя из своей берлоги.

Социальный эксперимент

Социальные различия в новом «Дон Жуане» решаются не сословно, а количеством подписчиков и популярностью аккаунта персонажей. Все они в версии сыктывкарского театра зависимы от соцсетей. Свободен от их влияния лишь слуга Лепорелло, который между тем ориентируется в виртуальном мире лучше остальных. Донна Анна снимает всю свою жизнь и пристально следит за своими виртуальными знакомыми. Даже когда от руки подменного Дон Жуана гибнет ее отец, Командор, первое, что она делает, – в погоне за шок-контентом и комментариями подписчиков снимает бездыханное тело и, рыдая, выкладывает фото в сеть. Зрители тем временем наблюдают за комментариями подписчиков в реальном времени. «Отомстите», «Ужас», «Подпишись на меня», «Дон Оттавио красавчик», «Кто это сделал?» и другие реакции валом сыплются на зрителя.
Разумеется, донна Анна в исполнении Иране Ибрагимли – главная цель Дон Жуана. Но накладка с отцом, которого девушка призвала на помощь, смешала все карты. Однако жертв меньше не станет. Правда, параллельно приходится разбираться с прежними «возлюбленными». Одна из них – донна Эльвира, партию которой исполнила Дарья Гапонова. Донна Эльвира пытается контролировать виртуальное пространство вокруг себя.

Ей важно, кто онлайн, кто кого лайкнул, прокомментировал, она пытается подражать виртуальному образу донны Анны, как и еще одна героиня оперы – Целина. Но подписчиков у нее меньше, вкуса и шарма нет, как ни старается она следить за всеми модными блогерами. Именно донне Эльвире отводится роль разоблачительницы ловеласа.
Изучая феномен виртуальной жизни, команда создателей новой концепции оперы поставила социальный эксперимент: более двух лет назад параллельно с участием в конкурсе у вымышленного Дон Жуана появился настоящий аккаунт в нескольких соцсетях. Количество реальных подписчиков несуществующего персонажа перевалило за тысячу. Кто-то включился в игру шутя, кто-то принял ее за чистую монету. Виртуальный Дон Жуан «путешествовал» по Европе и России, был в Сыктывкаре. Его лица никто не видел, но посты ловеласа до сих пор набирают лайки, ему задают вопросы и предлагают знакомство.
– Никакой стратегии у нас сначала не было, но я собой горжусь: мне пришлось освоить множество нюансов в ведении страницы и развитии личного бренда, изучить SMM, – говорит Ольга Полякова. – Мы обязательно «рассекретимся», потому что я чувствую меру ответственности. Я задумалась об этом после просмотра фильма «Аферист из  Tinder», где раскрывается тема фикции, обмана женщин в соцсетях. Боюсь, что нашего Дон Жуана могут принять за такого же.

Сбой связи

Условием получения гонорара актером-«двойником» Дон Жуана в исполнении Андрея Ковалева является поцелуй, который знаменует очередную победу виртуального ловеласа. Его фиксирует на камеру «сисадмин» Лепорелло, дама автоматически заносится в «донжуанский список», актер получает деньги. Прием, который нашла режиссер для того, чтобы опера свернула в традиционное русло, – в духе времени: в тот момент, когда он встречается с донной Анной, возникает сбой связи. Фальшивый Дон Жуан оказывается заложником ситуации, ему приходится самому решать, как действовать. Гонорар под угрозой, «соблазнитель» паникует и скатывается к банальному домогательству. Донна Анна не понимает, что происходит, и в ужасе зовет отца. Тень Командора нависла над незадачливым любовником. Дон Жуану не нужна драка, ему нужны деньги, но приходится защищаться. В панике Дон Жуан пронзает ножом Командора, и старик падает замертво. К тому моменту, когда Лепорелло устраняет неполадки со связью, мнимый Дон Жуан уже убил человека, но один ли он виновен в смерти Командора?
Актер спасается бегством, по пути продолжая зарабатывать. За всем этим, заказывая еду и протирая штаны, из своей кельи наблюдает настоящий Дон Жуан. В поисках свежих впечатлений он собирает вечеринку, на которую является и полиция. Мнимого Дон Жуана уводят, а на экране в лучших традициях хоррора появляется надпись: «Вы уверены, что взяли того?»
Второе действие снова выводит на сцену погибшего Командора. Призрак отправляет убийце вирус, и на эту удочку попадается Дон Жуан. Вирус запустил хакер дон Оттавио, в спектакле он этакий Марк Цукерберг, король соцсетей, тогда как в традиционной версии оперы слабак и мямля. Донна Анна не горит желанием связать с ним свою жизнь, но, обещав ей отомстить, дон Оттавио доводит дело до конца. В сыктывкарской постановке он приобретает черты серого кардинала. Когда становится ясно, что виртуальный мир, созданный Дон Жуаном, пошатнулся, дон Оттавио с помощью вируса, запущенного Командором, разоблачает его, показывая крах виртуальной жизни «соблазнителя» всему миру. А поскольку другой жизни у Дон Жуана нет, он мертв. Аватар остается бесплотным.
– Эта опера в первую очередь о создании мифа, о том, что реальная жизнь заменяется аватаром, нивелируется и разменивается на лайки в соцсетях. Зритель должен задуматься: где же тут человек? – говорит Роман Денисов.

На современном языке

Несомненной находкой постановки публика отметила партию погибшего Командора (солист Максим Палий), исполненную из оркестровой ямы. Призрак то ли воскресает, то ли мистическим образом является в мир живых в бесплотном образе. Так или иначе финальная сцена всеобщего ликования о победе над злом в лице Дон Жуана происходит с его участием. Потрясая гаджетами, актеры радуются разоблачению и социальной смерти главного героя. Живы ли они сами? Этот вопрос остается открытым.
Сам Моцарт назвал жанр своего «Дон Жуана» drammagiocoso, «веселая драма». В некоторых моментах спектакля зал действительно хохотал. Однако в новой интерпретации оперу можно назвать и мистическим детективом, и даже триллером. Вполне в духе современности постановщики снабдили оперу, исполняющуюся на итальянском языке, современными речитативами на русском. При этом им удалось избежать вульгарности, оставшись в рамках литературного языка.
– Когда зритель идет на оперу, написанную 250 лет назад, он неизменно попадает в «музыкальный музей». И если музыка Моцарта вечна и неизменна, то речитативы должны звучать не языком Гомера, а быть понятны современнику. Никто сейчас не говорит: «О, коварный соблазнитель». Но и нельзя в опере сказать: «Чувак, отвали». Наши герои говорят современным выразительным русским языком, при этом оставаясь в литературных рамках, – поясняет главный дирижер театра.
Интерпретация истории знаменитой моцартовской оперы в новой постановке – это зеркало жизни сегодняшнего общества, особенно в молодежной среде, считает директор театра оперы и балета Дмитрий Степанов.
– Далеко не всегда изображение в зеркале нравится, правда? Кто же признается, что давно уже стал сильно зависим от социальных сетей? Что человеческое общение в виртуальном и реальном мирах очень отличается? Что образ жизни в своем личном замкнутом пространстве наедине с компьютером стал нормой? – задает директор риторические вопросы. – Феномен многовекового интереса к театральному искусству – в его способности отразить сегодняшний день жизни общества. Театр должен быть современным, интересным, он должен удивлять. «Дон Жуан» не оставляет публику равнодушной, а это и есть главная цель постановки.

Полина РОМАНОВА

Фото пресс-службы Государственного театра оперы и балета РК