Ен и Омöль. Два начала

Практически в каждом уголке Республики Коми живет свой мифологический персонаж. Так, например, колдун Корт-Айка «прописан» в нынешнем Корткеросе, великан Яг-Морт – в бассейне реки Печоры, колдун Шыпича – в районе устья реки Сысолы, там, где возник город Усть-Сысольск, ныне Сыктывкар. С этого номера «Регион» начинает новую рубрику, посвященную пантеону мифологических персонажей коми. Первыми героями стали «родоначальники» вселенной Ен и Омöль.

Ю.Лисовский. Великий Ен на вершине горы Тельпосиз.

Ен считается одним из творцов природы. В коми-зырянских космогонических мифах он предстает в виде лебедя, утки или голубя, в одном из мифов – в виде лягушки. Одним из самых интересных мифов у коми считается миф «Кор пуксис му» («Когда создавалась земля»), в котором подробно описаны деяния двух богов-демиургов, Ена и Омöля.
Не было еще ни земли, ни неба, говорится в мифе. По беспредельному морю-океану плавала утка-чöж. Она долго искала место, где бы ей высидеть птенцов, но так и не нашла себе пристанища. Четыре ее яйца поглотила пучина морская, только два она сумела спасти. Из них вылупились два утенка: Ен и Омöль. Это были два начала: жизнь и смерть, добро и зло, правда и ложь, день и ночь. Долго мать носила их на спине, потом попросила утят достать из пучины упавшие яйца и разбить на ее теле, а сама взметнулась ввысь, камнем бросилась вниз и разбилась о поверхность воды.
Нырнул сначала Ен в бездну морскую. А коварный Омöль засвистел, закричал, и от этого крика поверхность океана заледенела. Но вдруг засверкали молнии, ударил гром – и лед растаял, и забурлила поверхность моря-океана. Это Ен, выходя из пучины морской, ответил на козни брата громом и молнией.
Ударил Ен вынутое из пучины морской яйцо о тело мертвой матери и взметнул вверх. В вышине загорелось и заиграло солнце, а тело утки-матери разрослось в длину и ширину, покрылось лесом, зеленью и цветами. Так появилась земля-матушка. Достал Ен второе яйцо и создал из него помощников-ангелов.
А завистливый Омöль достал со дна два яйца, покрытые затхлой тиной. Разбил он первое яйцо и подбросил ввысь. На небосклоне зарделась тусклая, вечно холодная луна, появились ночь и холод, а по земле потекли безжизненные реки, появились озера, болота и зыбуны трясучие. Разбил Омöль второе яйцо и создал демонов-омöлей, таких же злых, завистливых и злотворных.

В.Игнатов. Омöль.

Вступили Ен и Омöль на землю, приняли человеческий вид и стали править миром. Создал Ен птиц полезных, а Омöль – вредных и хищных. Создал Ен домашних животных и зверей лесных, а Омöль – хищных зверей и всяких гадов.
Вот Ен и Омöль решили создать человека. Вылепил Ен из земли фигуру мужчины и дунул ему в лицо. И появился первый мужчина на земле. Вылепил Омöль из земли фигуру женщины и дунул ей в лицо три раза, но не ожила женщина, ибо не было в Омöле животворного начала. Тогда дохнул Ен на творение Омöля, и ожила первая женщина. И сказал Ен людям: «Живите, размножайтесь и властвуйте над землей, и не творите грехов».
На двенадцатый год Ен спустился с неба и спросил у Адама, первого человека: «Где, Адам, твои дети?» И Адам ничего не сумел ответить, потому что ничего не знал о детях своих. Двенадцать лет жена его рожала детей, каждый год по девочке, и каждый год убивала их сразу после родов, как учил ее Омöль. Проклял тогда Ен первую женщину. И так велика была тяжесть греха ее, что земля не смогла больше держать ее на себе. Поглотила земля жену Адама и превратилась в смерть, чтобы пожирать своих потомков, а двенадцать убитых ею дочерей стали помощниками матери, духами болезней и пороков.
И тогда Ен во время сна вынул у Адама ребро и создал ему из этого ребра другую жену, Еву, женщину чистую, непорочную, и строго наказал Адаму оберегать ее от искушений Омöля. Но Омöль соблазнил жену Адама, и от этого стали ссориться дети Адама и жить в пороке. Тысячу лет прожили Адам и Ева, дети их заполнили все уголки земли, но не прекращались раздоры между ними. Не стал Ен вмешиваться в дела людей и ушел навеки от грешной земли.
Со временем много расплодилось по земле бесовской силы от Ом\ля, не стало от бесов покоя людям. И решил Ен уничтожить бесов. Однажды сошел он на землю, принял образ человека, сел возле дороги и стал лепить горшки. В это время проходил мимо него сам Антус, начальник бесовских полчищ, во главе своих войск и стал хвалиться, что он и бесы его могут так раздуться, что закроют и солнце, и луну, не будет видно света божьего. «А можешь ли ты всем своим полчищем поместиться в эти три горшка?» – спрашивает Ен у Антуса. Бесы Антуса в один миг превратились в маленьких мошек и все вместились в три горшка. Ен накрыл горшки и зарыл их в землю, только случайно один горшок разбился, и часть бесов осталась на земле.
Ен и Омöль были первыми кузнецами на земле, и тут Омöль принес пользу. Решил Ен научить людей делать инструменты из железа, но оно не сваривалось. Только после совета Омöля Ен освоил кузнечное ремесло и обучил ему людей. Сигудöк, с которым в коми-зырянской мифологии связано появление музыки, сделал Ен. Но сигудöк не звучал. Ен обратился за помощью к Омöлю, и тот посоветовал прилепить к углу корпуса сигудка кусочек «коз сир» (еловой смолы) и натереть ею смычок. Ен сделал так, и из сигудка полилась музыка.
После Ен отправился жить на небо и больше в земные дела не вмешивался. Впрочем, по представлениям коми-пермяков, Ен, который отличается от обычных людей бессмертием, гигантским ростом и физической силой, иногда нарушал принцип невмешательства в земные дела. Так, если жители какой-либо деревни начинали грешить и бесчинствовать, Ен поднимал всю эту деревню одной рукой и забрасывал ее далеко за море.
Мифы о сотворении мира привлекали писателей и художников. Каллистрат Жаков написал три произведения, в которых упомянут Ен. В них сочетаются правда и вымысел, реальные люди и выдуманные персонажи, а этнографические материалы перемежаются с авторской фантазией. Сюжеты о Ене также есть во многих народных сказках. Художник Аркадий Мошев в 2008 году издал альбом с 43 репродукциями «Мифология народа коми в графике А.В. Мошева». Многие картины этнофутуриста Павла Микушева отражают космогонические сюжеты: возникновение мира из яйца, борьбу-сотворчество Ена и Омöля. Его коллега Юрий Лисовский в своих произведениях также часто обращается к теме сотворения мира.
Ен запечатлен и в анимации. Мульт-фильм «Му пуксьöм» о сотворении мира подготовлен творческими группами «Новая идея» под руководством Дмитрия Кошелева и креативным агентством «Пеликан». Художником-аниматором стал Владимир Панев, а озвучивала мультфильм артистка республиканского драмтеатра Светлана Малькова.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национальной библиотеки Республики Коми.