Март. Михаил Сидоров. Опередивший время

В марте исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Константиновича Сидорова – промышленника и мецената, неутомимого исследователя и публициста. Его именем названа одна из вершин на Шпицбергене, остров в архипелаге Новая Земля, улица в Ухте… Михаил Сидоров внес выдающийся вклад в освоение природных богатств Севера, в том числе Печорского края.

Михаил Сидоров родился 16 марта 1823 года в Архангельске, в семье купца II гильдии. В шестом классе гимназии после конфликта с учителем французского своенравный подросток оставил учебу, что не помешало ему через два года самостоятельной подготовки сдать экзамен на право быть школьным учителем. Такое начальное образование очень пригодилось Михаилу, когда он в 1845 году в поисках лучшей доли перебрался в Красноярск – центр Енисейской губернии. Здесь Сидоров устроился домашним учителем в семью золотопромышленника Василия Николаевича Латкина, уроженца Усть-Сысольска. С этого момента карьера молодого учителя пошла в гору. Помимо уроков своим детям, Латкин привлек Сидорова к работе в конторе и разведывательных партиях, занятых поиском золотоносных месторождений.

Михаил Сидоров оказался упорным и удачливым старателем. Свое первое месторождение золота он открыл в 1848 году и вскоре начал самостоятельную разработку приисков, что в итоге принесло ему богатство и славу. «За десять лет М.К.Сидоров освоил 170 приисков, где было занято до 20 тысяч работников, добыто свыше 1000 пудов золота и дал казне три миллиона рублей дохода», — отмечалось в ходатайстве о награждении Сидорова орденом Святого Владимира четвертой степени. Помимо золотоносных жил и россыпей, в енисейской тайге Михаил Сидоров разрабатывал и богатое месторождение графита.

Надо сказать, заработанные миллионы преуспевающий купец I гильдии не растрачивал на пошлую роскошь и кутежи. Значительную часть доходов он жертвовал на благие дела, помогая школам и приютам, а во время Крымской войны – на нужды русской армии. Известен факт, когда Сидоров предлагал на свои средства открыть в Красноярске университет, но эта идея не нашла понимания у губернских властей.

В начале 1860-х годов Василий Латкин основал в Санкт-Петербурге Печорскую компанию. В число пайщиков со своим капиталом вошел и Михаил Сидоров, который в дальнейшем, после смерти Латкина в 1867 году, и возглавил предприятие. Компания занялась заготовкой и экспортом печорского леса, в основном – ценной лиственницы. Через устье Печоры и северные моря Печорская компания вела торговлю с европейскими странами и поставляла корабельный лес на верфи Санкт-Петербурга. Ценный печорский лес имел большой спрос, но логистика, как сказали бы сегодня, не позволяла сделать бизнес рентабельным. Лес вывозился торговыми судами иностранных компаний, запрашивавших за это высокую цену. К тому же арктическое мореходство было в те времена делом весьма рискованным.

Пайщики Печорской компании решили обзавестись своим флотом. В селе Усть-Цильма они организовали небольшую верфь, где построили несколько парусных судов и две баржи. А в 1863 году Государственный Совет при протекции самого императора Александра II предоставил Печорской компании право на открытие пароходства сроком на десять лет. Так в 1864 году на Печоре появился первый пароход. Этот небольшой двухвинтовой пароход английской постройки Михаил Сидоров приобрел у петербургского заводчика Людвига Нобеля, старшего брата знаменитого Альфреда Нобеля, учредившего престижную премию. Пароходишко в десять лошадиных сил получил гордое имя «Печора». С огромным трудом и приключениями, по многим рекам, а где и волоком, его доставили на Печору. 28 августа 1864 года жители Троицко-Печорска с удивлением наблюдали «чудную посудину, которая нещадно чадила, ревела, баламутила воду и… плыла».

А замыслы Сидорова шли дальше, он вынашивал идею Северного морского пути, который бы объединил порты в устьях трех рек – Енисея, Оби и Печоры. Несколько лет он тщетно добивался от властей отвода земли и разрешения на строительство порта в устье Печоры. Предлагал даже основать там город с названием Югорск, с портовой и социальной инфраструктурой, с башней-музеем в пять этажей… Идеи настырного промышленника в российской столице посчитали слишком экстравагантными, и никакой поддержки он, конечно, не получил. В устье Печоры Сидоровым была обустроена лишь временная гавань, где с 1860-го по 1876 год побывало около 130 кораблей — русских и иностранных. А город в низовьях великой северной реки все же появился – в 1930-е годы. Теперь это центр Ненецкого автономного округа Нарьян-Мар…

Уже в советские годы получило развитие и другое начинание Михаила Сидорова – добыча и переработка ухтинской нефти. Надо помнить, что первую скважину на берегу Ухты, где когда-то стоял кустарный промысел Федора Прядунова, пробурили именно рабочие Михаила Сидорова летом 1868 года. Скважина достигла глубины 52,9 метров, приток нефти был слабый, за несколько лет ее добыли всего 1000 пудов. Но Сидоров и тогда был уверен, что при более масштабном освоении месторождения, поддержке властей, преференциях нефтепромышленникам, отдача будет. «Я уверен, что нефтяные месторождения на Севере будут иметь обширное значение», — пророчески писал он.

Важное значение освоения Севера Михаил Сидоров старался донести и до российских властей, и до мировой общественности. Он принимал участие во всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Вене, Брюсселе, Филадельфии. Представлял вниманию публики древесину, графит, ухтинскую нефть и ее производные, каменный уголь, замшу из оленьей шкуры, скелеты моржей, тюленей, белуг, оленей, шкуры морских и лесных зверей, чучела рыб и птиц, даже копченую рыбу и многое другое, чем богат наш Север. На многих выставках Сидоров получал престижные награды.

Биографы Михаила Сидорова отмечали, что он опередил свое время. Его планы и проекты – создание Северного морского пути, обустройство портов в Арктике, железной дороги через Уральские горы и многие другие – не могли осуществиться благодаря лишь частным инициативе и капиталу. Комплексное освоение Севера, за которое ратовал Сидоров, было возможно лишь при участии государства, а оно в его время было занято другими проблемами. Потратив миллионы на свои начинания, Михаил Сидоров в конце концов остался ни с чем. Печорская компания разорилась, ухтинский промысел заглох. Весь в долгах, больной, Михаил Константинович летом 1887 года выехал на лечение в Германию, где вскоре и умер. Тело его перевезли в Санкт-Петербург и похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой его знаменитого земляка и тезки Михаила Ломоносова.

Помимо замыслов и проектов, Михаил Сидоров оставил потомкам огромное количество статей и книг (более ста!) по вопросам освоения богатств Севера, опубликованных в позапрошлом веке и оставшихся в рукописном архиве. Другое дело, что эти ценные труды до сих пор не сведены в единое, современное научное издание. Может быть, прав был Валентин Пикуль, писавший в очерке о Сидорове: «Слишком необъятен материал для размышления о небывалой судьбе человека, желавшего освоить весь Русский Север — от Камчатки до архипелага Шпицбергена!». Хотя всем, кто заинтересуется судьбой Михаила Сидорова, можно порекомендовать интереснейшую книгу сыктывкарского краеведа Владимира Королева «России беспокойный гражданин», вышедшую в Коми книжном издательстве еще в 1987 году…

Евгений ВЛАДИМИРОВ

«Где нет права и свободы в действиях, где все зависит от произвола администрации — там всякий промысел немыслим».

(Михаил Сидоров, 1873 г.)