«Жизнь бурлит!»

Председатель Совета ветеранов Сыктывкара Вера Геннадиевна Михайлова рассказала «Региону», чем живут люди «третьего возраста»

Столичный Совет ветеранов был образован в 1969 году. Сегодня он объединяет около тридцати тысяч пожилых сыктывкарцев. Ныне его возглавляет Вера Михайлова, в прошлом проектировщик, а ныне активная пенсионерка и общественница.

Вера Геннадиевна, кого объединяет Совет ветеранов Сыктывкара? Ведь раньше под ветеранами подразумевались прежде всего участники Великой Отечественной и труженики тыла…

Ветеранов Великой отечественной войны в Сыктывкаре осталось всего пятнадцать, жителей блокадного Ленинграда – одиннадцать, узников гетто и концлагерей – 59, есть вдовы участников войны и дети войны. Наша задача курировать их, помогать, навещать. Но это далеко не все. Вообще-то мы объединяем всех ветеранов, которых в нашем городе насчитывается почти 30 тысяч. К нам относятся люди старше шестидесяти лет.

Активистов, как и везде, конечно, поменьше, но мы открыты для всех. В городе у нас 97 первичных ветеранских организаций. Чаще всего они относятся к организациям и учреждениям: школам, колледжам, министерствам, ведомствам, прокуратуре, предприятиям и так далее.

Сколько же у Вас помощников, чтобы управляться с такой большой организацией?

Помощников у нас немного, в аппарате всего четыре человека. Мы работаем каждый день с девяти до полчетвертого, а по пятницам дежурим до обеда. Самой младшей моей коллеге, бухгалтеру, 55 лет, остальные все старше. Мне, например, 68 лет.

А не хотелось махнуть на все рукой и заняться собой?

Иногда хочется, особенно когда что-то не ладится. Работы у нас очень много. Ежегодно мы получаем субсидию от города. Для этого подаем заявку на грант, защищаем ее, делаем презентации – и получаем средства на весь год, за которые отчитываемся согласно утвержденной смете. Работы хватает и кроме отчетов. Из малого – прием заявлений и отправка наших людей в санатории. У нас большая очередь на отдых. Нам каждый день звонят, чтобы узнать о предстоящих мероприятиях, с каждым, как правило, надо поговорить: ведь человеку хочется поделиться новостями, пожаловаться или, напротив, поделиться радостью. Иногда мне даже приходится делать замечание коллеге, чтобы она говорила покороче, но это невозможно.

Откуда столько активных людей среди пожилых?

Это зависит и от характера, и от образования, а главное – от желания помогать. У нас, например, прекрасная комиссия по патриотическо-нравственному воспитанию, у них всегда море идей, отличные проекты.

А кого вы воспитываете – молодежь? Неужели поддаются?

А как же! Им это нужно. Когда был ковид, и мы не могли встречаться, нам учителя говорили: «Как же вас не хватает». Наши ветераны проводят уроки мужества, рассказывают школьникам о войне. Вместе с Юношеской библиотекой мы реализовали в позапрошлом году проект «Пригороды Сыктывкара». В нем участвовали все школы города, была проделана огромная краеведческая работа. В основном исследованиями занимаются старшеклассники, но мы были поражены работой шестиклассницы об истории ее родного поселка Нижний Чов. Мы просто ахнули, узнав столько нового об этом пригороде. По итогам сделали презентацию проекта, пригласили участников, учителей, получился настоящий праздник. Вот это и есть воспитание – через знания, любовь к малой родине.

В этом году мы подготовили проект «Героический 1943 год», потому что в войне именно он был переломным. В наших планах – включиться в акцию «Чужих могил не бывает» для приведения в порядок мест захоронения участников войны, а также в работу по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению граждан пожилого возраста.

Каким проектом сыктывкарского Совета ветеранов Вы гордитесь больше всего?

Три года подряд мы делали ремонт в квартирах ветеранов за счёт средств субсидии гранта Главы РК, выигранного Республиканским советом ветеранов именно на этот проект. В 2020 году, в год 75-летия Победы, мы отремонтировали 75 квартир на 9 миллионов рублей. На текущий ремонт каждой квартиры было предусмотрено 75 тысяч рублей, а на капитальный – 150 тысяч. Для начала был сделан мониторинг квартир, куда выходила комиссия от нас, мэрии, соцслужб, потом объем работы оценивал подрядчик. В 2021 году отремонтировано 45 квартир, а в минувшем 2022-м – 198 квартир на 33,7 миллиона рублей. И это прецедент, такого проекта нет больше ни в одном регионе. И Сыктывкар в этом проекте впереди планеты всей.

Вы помогаете ветеранам, воспитываете молодежь, а для себя вы что-то делаете?

Конечно! Мы очень интересно живем, у нас одних только хоров – четырнадцать. Знаете, наверное, знаменитый народный танцевальный коллектив «Греннис», в котором сейчас 56 человек. А начинали они 15 лет назад в школе № 25. Коллектив «Секрет молодости» занимается бальными танцами. Только двое оттуда не достигли шестидесяти лет, остальные все старше. Кто чем увлекался раньше, тем и делится со сверстниками: кто-то вяжет, кто-то шьет, рисует, поделки создает, стихи пишет. Мы выставки проводим, концерты – жизнь бурлит. Я сама ходила в разные коллективы, но дольше всего пела в эжвинском народном самодеятельном хоре «Эжва Йолога». Я очень хотела изучать коми песни, тем более худрук ансамбля народный артист РК Александр Горчаков – мой земляк, мы с ним из Объячево.

Есть у нас множество клубов, например студия «Модницы», клуб многодетных бабушек «Мы из СССР» очень активный, они даже видеоролики снимают.

Немало ветеранов занимаются спортом, многие из них в прошлом профессиональные спортсмены. У нас есть мужская и женская волейбольные команды, любители настольного тенниса, шахматный клуб «Ладья», у которого с недавних пор даже есть свое помещение. Общее руководство спортсменами «третьего возраста» осуществляет ветеран спорта, бывший директор Республиканского стадиона Анатолий Васильевич Соловьев.

А у вас сколько внуков?

Всего два. Мне не приходится разрываться, потому что живут они не в Сыктывкаре. Если бы мои внуки были со мной, то, вероятно, я бы не смогла заниматься Советом ветеранов. А так он меня спасает. Дома ведь скучно, домашняя работа бесконечная, все не переделаешь. Бывает, устаю, но дома сидеть хуже.

А как Вы оказались в Совете ветеранов?

Случайно. В 63 года я вышла на пенсию и поняла, что дома не смогу сидеть, готова была искать работу на несколько часов в день. А в Совете ветеранов работала моя коллега Виктория Михайловна Попова. Как раз два человека ушли из аппарата и нужен был сотрудник. Она и предложила мне попробовать. Для меня это был темный лес, я в строительстве понимаю, а в общественной работе не очень. Но согласилась. Меня взяли сразу замом. Я стала осваиваться и была поражена активностью людей третьего возраста. Им за восемьдесят, а они такие боевые!

Раньше женщина, выходя на пенсию, практически отлучала себя от общества. Образ советской пенсионерки – бабушка в платочке с клубочком. И вот за какие-то двадцать лет этот образ исчез. Как бы Вы сейчас охарактеризовали людей «третьего возраста»?

Они очень изменились: они и танцуют, и волонтерят, у всех есть увлечения, занимаются спортом. Я думаю, что и в головах стало что-то меняться, и условия для активного образа жизни создали. Мы в свое время восхищались пенсионерами Швеции, Финляндии, Германии, а теперь мы и сами такие. В ковид было тяжело: встреч и мероприятий очень не хватало. У нас в офисе телефон не умолкает: спрашивают, когда следующее мероприятие. А социальная активность влияет и на продолжительность жизни.

Беседовала Полина РОМАНОВА