Анжела Разманова. В поисках новой реальности

Продолжаем знакомить вас с творчеством ведущих мастеров изобразительного искусства Республики Коми. Анжелу Разманову, по словам искусствоведа Ольги Орловой, можно считать человеком, формирующим художественное пространство региона.

Художницей Анжелу Разманову сделал… Кот в сапогах, которого она рисовала в детском саду на удивление воспитателям и сверстникам. Вспоминая детство, она говорит, что ее будущая профессия была предрешена, несмотря на то, что когда-то она мечтала стать балериной. В школьные годы учитель рисования Тамара Клейн буквально заставила Анжелу поступить в художественную школу, чем привела намеки судьбы к воплощению.

В 1995 году Анжела закончила московский вуз по специальности «Интерьер и оборудование. Текстиль». Художница говорит, что текстильная школа дала ей очень много: «Она соприкасается и с историей, и с практикой, дает большое поле для экспериментов».

Среди экспериментов Размановой – работа с разными поверхностями, грунтами, фактурой, с серебром и золотом. Во время экспедиции по Печоре в 2017 году в работе «Две сестры» Анжела впервые стала вживлять в полотно кусочки старинной ткани, которые принесли ей устьцилемки. В следующем году тканям и нитям была посвящена уже отдельная творческая экспедиция.

С самого начала творческого пути у художницы возникло много проектов, связанных с Национальной галереей Республики Коми. Один из первых, «осознанных», как называет его Анжела Разманова, проектов – «Отражение» – был реализован именно в стенах галереи. «Это была яркая, красивая, радостная майская выставка», – вспоминает она.

Исследуя художественное пространство, Анжела творила и в Саду скульптуры Нацгалереи. Она называет эти проекты «хулиганскими», причем «соучастниками» становились студенты Сыктывкарского государственного университета, где художница преподавала в течение пятнадцати лет. Например, на побегах хмеля студенты с наставницей развешивали виноград, и публика всерьез думала, что тут он и был выращен.

Более десятка произведений Анжелы Размановой находятся в собрании Национальной галереи, многие из них художница считает программными и обозначающими вехи ее творчества. Героями ее полотен становятся коллеги-художники, семья, творческие люди, собаки, растения, город, коми деревни.

– Каждый год я стараюсь рисовать купальницы. Они олицетворяют для меня весну. Это особый цветок. Коми на Ивана Купала помещали его в умывальник и умывались этой красотой, – объясняет художница свою любовь к северному цветку.

А серию автопортретов она объясняет стремлением зафиксировать свой внешний облик и внутреннее состояние. Так родились «вдохновенный», «венецианский» и другие образы.

В 2012 году Анжела Разманова стала автором и куратором уникального проекта «Клюква». Проект стал синтетическим с точки зрения различных видов творчества, включая видеографию и музыку.

– Я люблю драйв, когда вокруг что-то двигается, когда ты собираешь вокруг себя людей, которые тебе интересны, и работаешь в команде единомышленников, – объясняет художница истоки своих проектов.

С картины «Свадьба в Онежье», написанной в рамках проекта «Клюква», началась история путешествий художницы по родному краю.

– Прожив всю сознательную жизнь в Республике Коми, я почти ничего про нее не знала. А тут увидела. Чего стоит только храм на берегу реки в селе Онежье, – рассказывает Анжела. – Работа о свадьбе несет в себе много смыслов. С одного входа шел жених, с другого – невеста. Между ними изображен лев, животное свирепое. Это работа про душевную чистоту, перед которой смиряется даже хищник.

По словам художницы, у нее сложился заочный, воображаемый творческий диалог с Василием Кандинским, побывавшим у зырян в начале XX века. Его творчество музыкально, считает Разманова и признается, что хорошо чувствует его как живописца и исследователя. Работы, вдохновленные личностью и творчеством Кандинского, связаны с самоидентификацией. В них художница переосмысливает дневники Кандинского, изданные несколько лет назад в Сыктывкаре. В работах Кандинского и Размановой, которых разделяет целый век, – поиск себя, связи со своим местом, исследование цвета и пограничных состояний души.

«Запас комбинаций цветовых пятен и графических штрихов у художницы неиссякаем и создает новую реальность. В этом творчество Анжелы Размановой сродни природе творчества «классика» абстракционизма Василия Кандинского, эстетическая информация холстов которого действует подобно физической. А сама природа творчества Анжелы Размановой – это синтез натурных наблюдений, эмпирических ощущений, пластических преображений», – пишет о творчестве современницы искусствовед Ольга Орлова.

Сегодня произведения Анжелы Размановой находятся не только в собрании Национальной галереи Республики Коми, но и в коллекциях музеев, галерей, частных собраний России и Европы.

Полина РОМАНОВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.