Сыктывкарская весна откроется балетами Чайковского

XXXIII международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» в день открытия представит долгожданный весенний подарок как для ценителей балетного искусства, так и для тех, кто только открывает для себя прекрасный и загадочный мир балета.

7 апреля – вечер «П. И. Чайковский. Триумфатор балета». В главных партиях в каждом из балетных действ наряду с ведущими солистами театра оперы и балета Коми будут блистать приглашенные звезды: прима-балерина Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко заслуженная артистка России Наталья Сомова, прима-балерина Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Аманда Гомес, прима-балерина и премьер Астраханского государственного театра Оперы и Балета Айгуль Альмухаметова и Артур Альмухаметов.

Как отметил директор театра Дмитрий Степанов: «Это очень интересный проект, который познакомит зрителей со всем балетным творчеством Чайковского. Театр представил его на прошлом фестивале, и он настолько запомнился зрителям, что мы решили открыть вечером «П. И. Чайковский. Триумфатор балета« XXXIII «Сыктывкарса тулыс«, пригласив на главные партии солистов известных российских театров».

Три балета Чайковского — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — замечательные завоевания русской классической музыки, глубоко новаторские произведения, определившие последующее развитие русского балета.

В середине 1870-х годов П. И. Чайковский, уже известный автор опер и симфонической музыки, обратился к созданию балета. Ему, как он писал в письме к Римскому-Корсакову, «давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке». В те времена балет представлял собой, как правило, отдельные танцевальные номера, часто даже не связанные сюжетом друг с другом. И никто тогда, конечно, не мог предположить, что балетная музыка Петра Ильича произведёт настоящий переворот и даст мощный импульс для развития балетного искусства. Его музыка была совершенно новой — выражала непрерывное развитие сюжета, создавала глубокие образы и придавала драматическую выразительность исполнению артистов балета. И именно музыка Чайковского явилась началом славы русского балета.

Чайковский использовал в своих балетах все традиционные балетные формы, но вдохнул в них новое большое содержание. При этом основой лирического действия у него стала большая сцена-диалог, так называемый «танец-дуэт». В этих эпизодах он создал чудесную лирическую музыку, в которой выражалась глубокая внутренняя сущность сюжета. Композитор не отказался ни от классических, ни от характерных танцев, но органически включил их в развитие сюжета. Большое значение в балетах Чайковского приобрел «танец-действие», оказавший влияние на все другие формы. Большие вальсы и другие номера, в которых участвует кордебалет, Чайковскому удалось поднять на небывалую художественную высоту.

П. И. Чайковский охотно согласился на предложение дирекции московского Большого театра написать музыку к балету «Озеро лебедей» в 1875 году. Это был его первый опыт в области балетной музыки. Последующие балеты — «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — были также написаны по заказу театра (петербургского), но относятся к последним годам жизни и творчества Чайковского.

В балетной музыке проявилась одна из сторон большого и многогранного дарования композитора — удивительная изобретательность при воплощении фантастических образов. Все три балета Чайковского основаны на сказочных сюжетах. Оставаясь и в балете художником-гуманистом, он в сюжетах наивных народных сказок видел глубокий жизненный и философский смысл. Герои волшебных балетов в его глазах были живыми, реальными людьми, он щедро одарил их душой и чувствами человека. С появлением «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» сформировалось новое явление — балетный театр Чайковского.

Театр оперы и балета РК