Уходящая натура

Как придать национальный колорит архитектуре столицы Коми?

Сыктывкар – столица национальной республики. Но в архитектуре города этот статус почти не отражается. Коми орнаменты и мозаичные панно украшают лишь несколько панельных домов еще советской постройки, а на современных зданиях их уже не встретишь. Можно ли придать национальный колорит архитектурной палитре столицы региона?

Декор для панелек

Обращаться к национальной символике при декорировании сыктывкарских зданий начали в советское время. В первую очередь орнаменты и мозаики появились на панельных зданиях. Этими домами-конструкторами город застраивался с 1960-х годов. На самых первых панельках еще не было никаких дизайнерских излишеств. Главным достоинством панельных домов считалась высокая скорость строительства, которая обеспечивалась, в частности, однотипностью зданий. По всему городу, да что уж там, по всей России стоят практически одинаковые дома. Поэтому архитекторы могли проявить фантазию лишь в мелочах.

– На местах придумывали, как можно из «ничего» сделать узор, просто хотели, чтобы город был красивым, – говорит научный сотрудник Национального музея Республики Коми Надежда Беляева.

Проектированием гражданских сооружений занимался институт «Комигражданпроект», который подчинялся Совету министров Коми АССР. В обязанности института входило проектирование жилых зданий, школ, больниц и других сооружений. Кроме того, в 1960-е годы в Сыктывкаре был создан домостроительный комбинат, на котором и отливались плиты для хрущевок. По словам сегодняшнего главного архитектора «Комигражданпроекта» Алексея Гришина, именно этот завод стал внедрять орнаменты, которые мы видим на панельных домах. Советские здания в основном украшались орнаментами, позаимствованными в традиционной одежде коми. Из них вычленялся один элемент, который использовался при декорировании зданий. Самый заметный элемент на панельных домах – «оленьи рога», которые считались в коми культуре символом жизни. Их можно встретить на канте – верхней части зданий. Кроме этого, украшались торцы домов, на которых не было окон, балконы, соединительные плиты между панельками.

Однако узнать, кто именно делал все эти украшения, уже невозможно.

Мэтры сурового стиля

Уже в 1950-е годы Коммунистическая улица приобрела статус главной, особенно после появления железнодорожного вокзала в 1964 году. В конце 1960-х вдоль нее активно возводили панельки, которые изображались на открытках с видами города. На торцах этих зданий и появились шесть больших мозаик, рассказывающих о становлении республики. Каждая посвящена отдельной отрасли: шахтерскому и транспортному делу, лесозаготовительным и сельскохозяйственным работам, строительству и нефтедобыче.

Сергей Добряков, Рем Ермолин и Станислав Торлопов были авторами исторических панно на сыктывкарских панельках.

Имена авторов этих мозаик смогли определить лишь в 2022 году. Ими были художники Рем Ермолин и Станислав Торлопов. Ермолин родился в 1926 году в Ленинграде, был эвакуирован в Коми во время войны. Торлопов был на десять лет моложе, появился на свет в 1936 году в Москве, через два года он стал сыктывкарцем. Оба получили образование живописцев и после обучения вернулись в столицу Коми. В 1968 году они в тандеме взялись за работу над мозаиками на Коммунистической, однако совместно сделали лишь одну работу, посвященную шахтерам. Созданием оставшихся мозаик руководил либо один Ермолин, либо Торлопов. Эскизы работ проходили строгую проверку в художественном совете. Изготовление мозаик происходило не на месте постройки, а на домостроительном комбинате. Сначала делался макет из картона в полную величину, на котором изображали саму мозаику. После макет делился на блоки, выкладывался на панели и отливался согласно рисунку под руководством автора. Сами панели собирались уже на месте строительства.

Искусствовед Надежда Беляева называет Ермолина и Торлопова «мэтрами сурового стиля», которому присущи «рубленность, лапидарность, отчасти даже мрачноватость».

Самый первый

На улице Куратова в Сыктывкаре стоит дом, торец которого также украшен панно. На нем изображена сцена праздника оленеводов. Примечательно, что автор мозаики Сергей Добряков жил в этом же доме. Он родился в 1924 году в селе Вомын Корткеросского района в семье потомственных священников. После войны, где Добряков поддерживал огнем зенитных орудий французских летчиков из знаменитого авиаполка «Нормандия-Неман», он вернулся на родину. В 1949 году стал членом только образовавшегося Товарищества художников и начал заниматься оформительской работой.

В начале 1960-х годов Добряков увлекся мозаикой. Вскоре он стал автором первой мозаики в Сыктывкаре, изображенной на здании Института биологии Коми научного центра. А в 1967 году на Куратова, 17 построили тот самый дом, торец которого украсил его жилец, художник Добряков.
– У Добрякова не было никакого специального образования, но было большое упрямство. Он был самым первым, а самым первым всегда сложно, – утверждает Надежда Беляева.

Имена Ермолина, Торлопова, Добрякова как авторов сыктывкарских мозаик были обнаружены лишь благодаря протоколам заседаний художественного совета, который как раз и рассматривал эти монументальные работы. По словам Надежды Беляевой, изучение этих записей – огромный и тяжелый труд, занимающий несколько месяцев. Работать приходится с пожелтевшими страницами, текст на которых написан неразборчивым почерком.

Ничто не вечно…

К сожалению, срок эксплуатации хрущевок, построенных в советское время, варьируется от 50 до 100 лет. Многие здания уже пережили срок, положенный им по документам. Однако, как утверждает Алексей Гришин, они могут стоять и гораздо дольше, если к ним относиться бережно. В перспективе панельные советские дома с коми элементами все равно ждет либо реновация, либо снос. Вместе с ними исчезнут и орнаменты, мозаики с национальным колоритом. Возникает вопрос: а что придет им на замену? Увы, какого-то вразумительного ответа на него нет.

Современные архитектурные решения не отличаются приверженностью своих создателей к коми традициям. В новых жилых комплексах не увидишь орнаментов или обращенных к местной культуре сюжетов. Разве что можно вспомнить ЖК «Бьярма», чье название отсылает к «Биармии» Каллистрата Жакова, известного коми писателя и ученого, жившего в Давпоне, где и построен комплекс. Хотя кроме названия, ничего национального в этих многоэтажках нет.

Искусствовед Анелия Лянцевич связывает отсутствие на новостройках национальных элементов с дороговизной их внедрения.

Чтобы внести орнамент, должна быть проведена работа со специалистами: этнографом, дизайнером, художником. У проектировщиков на это нет ни финансов, ни сил, ни желания, – говорит она.

Алексей Гришин утверждает, что сегодня нет «социального заказа». Горожан не волнует, как будет отражена коми культура в дизайне города. Сейчас жителей больше беспокоят другие вопросы.

Уйти от монотонности

Между тем архитектурный облик города – вопрос далеко не праздный. По словам преподавателя этнопсихологии СГУ им. Питирима Сорокина Елены Усмановой, национальная символика, используемая в городской среде, помогает сблизиться с местной культурой.

Это может положительно влиять на поддержание у старшего поколения и формирование у молодежи чувства патриотизма, но только в том случае, если количество символики будет достаточным, расположение – адекватным, а качество – эстетически безупречным, – уверяет она.

Кроме того, коми орнаменты придают домам индивидуальность. Как утверждает Анелия Лянцевич, монотонность городской среды угнетает человека.

Элементы коми культуры, отраженные в дизайне города, имеют и историческое значение. По словам заведующей отдела истории Национального музея РК Анны Мельниковой, Сыктывкар – единственный национальный город республики. Все остальные строились и заселялись в советское многонациональное время.

Национальный дизайн должен развиваться вместе с местными традициями, идти в ногу со временем. Так, Алексей Гришин предлагает при декорировании зданий обращаться за помощью к этнофутуристам Юрию Лисовскому и Павлу Микушеву, разработавшими свое направление на основе пермского звериного стиля.

– Опираясь на их работы, можно сделать в городе, республике что-то интересное. Не увлекаться «оленьими рогами», а создавать свое направление, – говорит он.

Алексей БАТАЛОВ