Макта Дораев. Пластика металла

Знакомство с творчеством ведущих мастеров изобразительного искусства Коми мы продолжаем рассказом о Макте Дораеве. Его считают одним из интереснейших художников декоративно-прикладного искусства Республики Коми, прошедшего крепкую профессиональную школу в Санкт-Петербурге. Дораев работает с камнем и деревом, является прекрасным рисовальщиком, но более известен в Коми и за ее пределами как художник по металлу.

Макта Дораев приехал в Сыктывкар в 2007 году из Санкт-Петербурга, где учился в Государственном университете технологии и дизайна и долгое время работал в одной из ведущих мастерских по обработке металла. В столицу Коми уроженец Республики Калмыкия приехал за любовью: сегодня вместе с женой, художницей-текстильщицей Анастасией Денисовой, о которой «Регион» рассказывал в июле 2021 года, он воспитывает двух сыновей 14 и 7 лет. На вопрос, где ему комфортнее жить, Дораев приводит цитату из фильма «Асса», в котором один из персонажей сказал: «Он художник, он на белом свете живет». Хотя место проживания большого значения для Макты и не имеет, можно сказать, что именно в этом ему повезло: он реализуется на Севере как художник и одновременно живет в весьма комфортном месте.

– В Сыктывкаре сильное творческое сообщество, я чувствую большую поддержку. Много неравнодушных людей. В принципе, в Коми очень добрые люди, – говорит Макта.

Образование позволяло начинающему мастеру стать и ювелиром, и чеканщиком, но Макту, как он признается, «больше тянуло к массам».

– Кузнец – всем ремеслам отец, – напоминает Макта старинную поговорку. – С древних времен он делал все и для других ремесленников, и для себя. И сегодня кузнец может создать все: от печи и инструментов до произведений искусства. Я могу сделать себе молотки, тиски, которым зажимают изделия, горн.

Кроме того, обладатель редкой в нашем веке профессии всегда прокормит себя и семью. С этого и начал Макта, приехав в столицу Коми. От заказчиков отбоя не было. Сегодня его работы можно видеть в частных домах и общественных пространствах, например в ресторане, владельцы которого заказали Дораеву лестницу на второй этаж, или в стоматологической клинике. Без заказов дипломированный художник по металлу не сидел ни дня.

– А хотелось другого – более творческого. И в заказах есть, конечно, творческое начало, но свои внутренние желания ты реализовать не можешь. Пришлось отказываться. Я стремился заниматься только творчеством, и сейчас достиг этой цели, – говорит Макта.

Отражение своего видения предназначения художника Макта видит в работе Альбрехта Дюрера «Меланхолия». Визуально ее можно поделить на три уровня; на самом нижнем лежат ремесленные инструменты, и среди них идеально выточенный шар как символ мастерства.

– В какой-то момент пришло понимание, что я уже выточил свой шар и необходимо подниматься выше. Конечно, познание ремесла бесконечно, как и познание всего остального. Но время неумолимо, и нужно продолжать тянуться к своей звезде, – говорит Макта.

Реализовать творческие задумки художнику по металлу помогают фестивали. Одним из лучших он называет «Праздник топора» в Томске. Название посвящено мастерам-деревянщикам, с которых и начинался фестиваль. Теперь и художники по металлу – его полноценные участники. В прошлом году сыктывкарский кузнец занял первое место в номинации «Современная пластика металла». В этом году Макта планирует принять участие в проекте российской гильдии кузнецов «Меч России», на котором художники по металлу будут ковать старинное оружие.

В фондах Национальной галереи Республики Коми хранятся несколько работ Макты Дораева. Это садово-парковые скульптуры, изготовленные во время международных скульптурных симпозиумов, проходивших в Сыктывкаре.

Художник работает со сталью, реже с латунью и медью. Иногда новые образы ему навевают обрезки, найденные в мастерской.

– Идея идет от формы, остается что-то добавить, убрать, оттянуть. Металл – очень пластичный материал.

Подчеркивая роль образования для художника, Макта в то же время говорит, что проявить себя творчески может любой.

– Главное – понимать, видеть, чувствовать, открывать самого себя, найти диалог с самим собой, слышать себя и понимать, что ты хочешь. Иначе можно искать всю жизнь. Хотя я и сейчас в поиске, – рассуждает художник. – Самое главное – оставаться честным, верным избранному поприщу.

Педагог по первому образованию, художник считает, что камертоном «настоящей» работы является реакция на нее детей, которые «многое чувствуют и многое понимают».

Предметом исследования Макты Дораева, по его признанию, является «непознанное».

– Меня интересует непонятное мне. И в моих работах это чувствуется, именно поэтому я и пытаюсь отдаляться от стереотипного взгляда. В названиях это видно. Последняя моя работа, например, называется «Умиротворенные напряженности», – говорит художник.

– Макту Дораева отличает яркий авторский почерк и современный подход к общепринятому пониманию художественной ковки как ремесла. Работая с аутентичными материалами: металлом, деревом, камнем – он стремится к поиску общего языка со временем, ищет дух времени в современной быстротекущей жизни. Его работы – искусство, наполненное содержательной массой, а не только фигуративными образами, – говорит о художнике искусствовед, научный сотрудник Национальной галереи Республики Коми Ольга Орлова.

Полина РОМАНОВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.