Музей денег

в Сыктывкаре насчитывает более тысячи экспонатов

В этом году Национальный банк по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации празднует свой столетний юбилей. В центре финансовой системы региона есть собственный музей, который открыт для всех. Рассказ о нем мы подготовили с помощью главного эксперта регионального отделения Банка России Анастасии Сажиной.

Купюры прошлого

В экспозиции музея более тысячи экспонатов. Нумизматическая коллекция представлена множеством дореволюционных и советских денежных знаков. Некоторые экспонаты имеют особенную ценность: на них есть слово «образец», напечатанное или выполненное перфорацией, а это означает, что их невозможно найти где-то еще или купить.

Самыми красивыми деньгами музея по праву считаются кредитные билеты 1898 года с портретами Петра I номиналом в 500 рублей и Екатерины II номиналом в сотню рублей, ласково прозванные в народе «катенька» и «петруша». Эти банкноты были вершиной художественного печатного мастерства и в России, и за рубежом. А вот на кредитных билетах Временного правительства под изображением двуглавого орла можно увидеть зеленоватый элемент – свастику. В 1917 году Временное правительство обратилось в Экспедицию заготовления государственных бумаг с просьбой о том, чтобы были напечатаны новые денежные знаки. Но печать денег – процесс не быстрый. Только год нужен для создания эскиза, для понимания, какие защитные признаки должны быть вложены в эти купюры. Поэтому были использованы готовые формы, которые изначально предназначались для выпуска… монгольских денег. Они были немного доработаны, но солярный знак свастики, изначально несущий в себе символ благополучия и величия, а также изображение узлов бесконечности, сохранились. Этот же элемент присутствовал на советских денежных знаках, но со временем исчез с банкнот.

Когда началась Первая мировая война, в стране сложился дефицит монет, и в 1915 году появились бумажные копейки и деньги-марки, выпущенные в честь трехсотлетия дома Романовых. В 1917 году Временным правительством был организован выпуск казначейских знаков – эти деньги получили в народе название «керенки» по фамилии министра – председателя правительства А.Ф. Керенского. На таких банкнотах был изображен орел без короны. Они печатались на белой бумаге с водяными знаками листами по 40 штук без всякой нумерации, года эмиссии и подписей должностных лиц. По мере того как развивалась гиперинфляция, «керенки» перестали разрезать, поскольку это потеряло смысл, и расчеты совершались целыми листами. Часто они печатались незаконно, разными красками, иногда даже на обороте этикеток каких-нибудь товаров. Само слово «керенки» стало нарицательным для презрительного обозначения обесценившихся, никому не нужных денежных знаков. Впоследствии ими могли оклеивать стены или топить печи: ценность таких купюр была ничтожной.

«Лимарды» и червонцы

В 1919 году Народный комиссариат финансов РСФСР утвердил Положение об управлении фабриками заготовления государственных бумаг: московской, петроградской и пензенской. Однако Гражданская война затруднила или полностью исключила возможность доставки денег из центра. В результате началось «деньготворчество» – выпуск различных суррогатов местными властями. В этот период на территории Российской Империи в обращении находилось около 20 тысяч различных денежных знаков и их суррогатов. Часть из них представлена в экспозиции.

Самая крупная купюра музея имеет номинал в один миллиард рублей и воочию представляет масштабы гиперинфляции своего времени. Она была выпущена в 1924 году в Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике. В обращении ходили «лимоны» и «лимарды». Эмиссия таких купюр продолжалась недолго, а параллельно с ними в обращение поступили банкноты достоинством в десять миллиардов рублей. Затем власти ЗСФСР решили, что с добавлением нулей пора завязывать, и стали выводить эти денежные знаки из обращения.

В 1922–1924 годах советским правительством была проведена денежная реформа. Выпущенные в это время червонцы, приравнивавшиеся к 10 рублям в золотой монете царской чеканки, были на 25 процентов обеспечены золотом. Они были выпущены, чтобы укрепить рубль, и обращались на крупных биржах, в том числе мировых: Милана, Тегерана, Рима, Шанхая, Нью-Йорка.

Один из создателей червонцев – Михаил Шефлер, чья подпись видна на купюре, представленной в музее, – был членом Тимирязевской академии и руководителем Сельскохозяйственного банка. Его судьба печально связана с Коми краем: во время репрессий Шефлер попал в лагерь, и в феврале 1943 года скончался в селе Пезмог от воспаления легких.

Вплоть до сейфа

Отражение политики и истории своего времени – это деньги 1938 года, когда на государственных казначейских билетах номиналом в один, три и пять рублей появилось изображение простого красноармейца, летчика и шахтера. В 1947 году были выпущены денежные знаки с изображением Ленина. При их создании комиссия обратилась к Сталину с вопросом, какие бы деньги он хотел видеть. На что вождь ответил: «А чем плохи были царские?». Его ответ восприняли буквально: были выпущены большие горизонтальные и вертикальные купюры, очень напоминавшие «катеньки» и «петруши» царских времен.

В музее есть и уничтоженные денежные знаки. Когда купюры проходят полный цикл оборота, они изнашиваются и рвутся. Разумеется, деньги, пришедшие в негодность, нельзя просто выбросить в мусорное ведро. На специальном предприятии, которое обладает правом их уничтожения, отработавшие свое купюры измельчаются, прессуются и отправляются на хранение. Такой брусок «мертвых» денег посетитель может подержать в руках. Под стеклом в витрине покоятся спрессованные цилиндры, которые, будучи полноценными купюрами, имели ценность в 250 тысяч и в 25 миллионов рублей.

Самый тяжелый экспонат в музее – 300-килограммовый сейф британской марки CHUBB’S, произведенный в конце XIX века. Он прибыл в Сыктывкар из села Усть-Цильма, где долгое время использовался в местном расчетно-кассовом центре. Никто не знает, как этот сейф оказался в старинном селе у полярного круга, учитывая, что на весь бывший Советский Союз их обнаружено всего два. Зато в Британской империи сейфами марки CHUBB’S пользовались многие финансовые учреждения, включая Банк Англии. Стенки сейфов сделаны в несколько слоев с добавлением меди и бетона, позже в бетон стали добавлять корунд или графит. В замке применена трехсторонняя ригельная система, поэтому вскрытие сейфа без ключа невозможно. Высверлить замок тоже никак не получится, поскольку он защищен пластиной из карбидной стали.

Есть в музее Национального банка и коллекция раритетной банковской техники. Это «прародители» современных компьютеров – бухгалтерские машины двадцатого века, которые использовали метод суммирования, вычитания и умножения. Среди них легендарный советский арифмометр «Феликс», выпускавшийся в СССР с 1929 по 1978 год, названный в честь революционера и председателя ВЧК Феликса Дзержинского, недолгое время возглавлявшего ВСНХ СССР. Также можно увидеть аппараты для сортировки и упаковки денег, устройства для определения подлинности и монетосчетные машины. На специальных экскурсиях по технике сотрудники запускают некоторые из этих устройств, чтобы показать гостям, как они работают.

Настоящая или фальшивка?

Анастасия Сажина показала учебный материал – поддельные денежные знаки, состоящие на учете в нацбанке, и рассказала, как в разные годы в нашей стране боролись с фальшивками.

Первые в России ассигнации вышли в 1769 году. Они были выпущены номиналами 25, 50, 75 и 100 рублей. С помощью народной смекалки и аккуратной подчистки 25 рублей очень быстро переделывались в 75. Защита купюр была простая: серийный номер, водяной знак и надписи. Во время войны 1812 года по России ударила крупномасштабная акция по подделкам ассигнаций со стороны наполеоновской Франции: в то время у французов даже бумага была лучше. Надписи на подделках могли быть с ошибками, но малограмотное население активно принимало эти банкноты.

Когда война закончилась, по решению Александра I подделки обменивали в течение 10 лет на настоящие деньги. Это единственный случай в истории, когда правитель принял такое решение, чтобы защитить население от обнищания.

Изготовление полноценных бумажных денег в нашей стране началось с создания Экспедиции заготовления государственных бумаг в 1818 году. Задачи стояли сложные. Больше сорока лет потребовалось, чтобы создать две бумагоделательные машины. В 1886 году в экспедицию пришел выходец из крестьян, выпускник Строгановского училища технического рисования  Иван Иванович Орлов. Интересно, что он был принят как ткацкий мастер, поскольку деньги изначально планировалось печатать на шелковой основе и только позже от этой идеи отказались. Орлов спроектировал эластичный валик с мягкой структурой, который позволил создать уникальный метод многокрасочной однопрогонной печати, и подделать узор купюры без наличия сложного оборудования было невозможно.

Может быть, самая громкая история, связанная с подделкой денежных знаков, – дело Виктора Баранова 1977 года. Его называли фальшивомонетчиком №1. Баранов взялся за криминальный промысел, считая денежные билеты несовершенными. Увлекаясь тонкостями денежной печати, он в одиночку решил посостязаться с Госзнаком.Тогда Баранов наладил в своем сарае производство поддельных купюр. Бросая вызов самому себе, выбрал номиналы в 25 и 50 рублей образца 1961 года – сложные виды банкнот со множеством мелких деталей системы защиты. Подготовка была основательной. Лет восемь Виктор Баранов изучал только производство бумаги. Объездил все букинистические магазины, читал специализированные книги в библиотеке имени Ленина, несколько изданий даже украл. Его подделки были настолько качественными, что сотрудники спецслужб предполагали провокацию со стороны США или похищение секретов непосредственно с предприятий Гознака. Эксперты не могли поверить, что весь объем работы Баранов выполнял в одиночку, но следственные мероприятия подтвердили это. После отбывания наказания Виктор Баранов передал специалистам Госзнака свои рационализаторские предложения по улучшению защиты рублей от подделок. Однако за это время уровень защиты банкнот шагнул далеко вперед. Суд приговорил Баранова к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима и к конфискации имущества.

История фальшивомонетчика Баранова является примером знания процесса производства банкнот и способов их защиты. Станок знаменитого фальшивомонетчика сейчас находится в музее МВД в Москве.

Виктор Баранов – случай уникальный. Обычно фальшивомонетчики копируют признак, изображенный на купюре, не углубляясь в детали. Это срабатывает, потому что очень часто люди, проверяя сдачу, просто верят, что перед ними подлинные деньги, или им достаточно беглого взгляда на защитный признак, а какой он и как работает, знают не все. Сегодня специалисты Национального банка проводят работу с населением, чтобы помочь разобраться в нюансах, и даже проводят отдельные мастер-классы по тому, как отличить подделку от настоящей купюры.

Познакомиться с экспозицией музея банка можно совершенно бесплатно и взрослым, и детям. Сотрудники будут рады рассказать о мире денег каждому гостю. Экскурсии могут быть коллективными и индивидуальными. Информацию о порядке посещения выставки можно узнать по телефону 28-00-19.

Надежда ШУКЮРОВА

Фото Отделения Банка России по Коми и журнала «Регион»