«Просто я – итальянец»

Как Орацио Ла-Боччетта поменял солнечную Сицилию на морозную Коми

Придуманная когда-то в Италии пицца сегодня стала поистине интернациональным блюдом. И все же бытует мнение, что настоящую пиццу могут делать только итальянцы. У сыктывкарцев есть возможность в этом убедиться: в городе уже несколько лет живет и работает Орацио Ла-Боччетта, повар, приехавший в Россию из солнечной Сицилии.

И швец, и жнец…

Орацио родился в 1973 году в городе Мессина. Его семья была небогата: отец владел небольшой станцией технического обслуживания, а мама работала в консерватории, где следила за порядком и чистотой. Вспоминая о детстве, Орацио рассказывает, что всегда очень ждал Новый год, когда можно было «много и вкусно поесть». В это время со всех уголков Италии в дом Ла-Боччетта съезжались родственники. Именно тогда Орацио постигал азы кулинарии, помогая взрослым накрывать новогодний стол.

В юношестве он решил связать свою жизнь со строительным делом и получил образование инженера, но во время учебы стал совладельцем небольшого школьного кафе. «Я был барменом. Хотя порой выполнял функции и директора, и менеджера, и повара, и продавца, из-за чего работать было довольно сложно», – рассказывает Орацио о своем первом бизнесе. Из-за этих трудностей и обыкновенного желания попробовать себя в чем-то еще итальянец вскоре продал свою долю.

На родине Орацио успел поработать и в магазине обуви, и в ремонтной бригаде. Трудился и пекарем, и поваром в многочисленных кафе, и даже открыл свой маленький ресторан.

– Тогда я делал все один: был в роли и управленца, и обыкновенного повара. Я буквально спал по три-четыре часа и сильно уставал, – вспоминает Орацио. – Кроме того, в отличие от России, в Италии очень большие налоги, из-за чего держать заведение довольно затратно. Поэтому через несколько лет я продал свой ресторан.

Кроме кулинарии, Орацио любит и путешествия. Посетил Францию, Австрию, Швейцарию, Испанию, Словению и Грецию, не говоря о том, что объездил всю Италию.

Во время путешествий он встречал профессиональных поваров, у которых старался перенять опыт. Вспоминает, как в конце 1990-х в Кальяри на острове Сардиния один шеф на пенсии показал ему тонкости готовки спагетти и рыбы. Кроме того, Ла-Боччетта изучал поварское искусство и в Милане, где постигал секреты, как правильно работать с мясом и овощами.

С женой Ольгой на катке.

Из Пезаро в Сыктывкар

В 2013 году Орацио жил в итальянском городе Пезаро. Именно в этот город поехала в отпуск и его будущая жена, сыктывкарка Ольга Борисова. Они встретились на пляже и, как рассказывает Ольга, сразу же влюбились друг в друга.

Орацио мне показался очень спокойным, что не свойственно итальянцам: бытует же мнение, что они там горячие все, импульсивные. А он рациональный и думающий человек, – рассказывает Ольга. – Кроме того, он очень много шутит. Конечно, я не всегда понимаю его юмор, но шутит он постоянно. Этим он тоже меня зацепил.

В итоге Ольга пробыла в Италии три месяца, после чего вернулась в Россию. А в следующем году Орацио уже сам прилетел в далекую столицу Коми.

Итальянца, привыкшего к солнцу и морскому побережью, город встретил холодом и пургой: на дворе был январь. Запомнились ему и деревянные покосившиеся дома. Поэтому сначала Сыктывкар Орацио не понравился.

Убедила его остаться в Сыктывкаре Ольга. Кроме того, тогда была выделена квота для иностранцев на временное проживание.

В здании, где как раз и оформлялись все документы, в очереди стояло 300–400 человек, – рассказывает Орацио. – Меня постоянно о чем-то спрашивали, а я ничего не мог понять…

Несмотря на трудности, получить квоту все же удалось, и Ла-Боччетта остался в России.

С сыном Давидом за приготовлением пиццы.

«Я сумасшедший, раз решился на такое»

Проблем с работой в Сыктывкаре у Орацио не было. После приезда в 2014 году он устроился в «Спагетти Хаус», а в 2017 перебрался в «Loft». В этих заведениях он впервые знакомился с русской кухней и просто с нашей культурой. Спустя два года уволился: причиной стали высокая нагрузка и низкая зарплата.

В мае этого же года Орацио вместе с женой все же решил переехать в Италию, в Пезаро. Но на родине он не нашел достойную работу поваром и пошел на фабрику сварщиком, Ольга же вообще не смогла куда-либо устроиться. Кроме того, итальянский уклад жизни показался ей очень непривычным и чуждым. Пробыв там полгода, пара вернулась в Коми.

Скорее всего, дело в привычке, – рассказывает Ольга. – Если бы мы там остались вопреки моим «это не нравится, то не нравится», то я бы, наверно, привыкла. Но почему-то я не стала себя заставлять.

В декабре 2019 года Ольга вернулась в Сыктывкар, а Орацио остался, чтобы покончить с обязательствами по работе. В 2020 году на мир обрушился коронавирус, и семья смогла воссоединиться лишь в середине 2021 года.

По приезде в Сыктывкар итальянец уже был настроен открыть свое дело. «Наверно, я сумасшедший, раз решился на такое», – шутит Орацио. Сначала они с женой продумывали, как будут открывать доставку. В ноябре 2021 года началась активная подготовка к запуску бизнеса: закупались мебель, техника, утварь, делался ремонт помещения, разрабатывалось меню. Вся нагрузка лежала на Орацио, Ольга была переводчиком. Тяжелее всего дался поиск недорогого места. По иронии судьбы выбор пал на один из деревянных домов, общее состояние которых как раз неприятно удивило Орацио во время первого посещения города. В феврале 2022 года доставка еды под названием «Палермо» открылась. Клиентов у «Палермо» было немного, но достаточно, чтобы заведение не считалось убыточным. Кроме того, за время существования доставки Орацио уже выработал несколько принципов, помогающих ему в управлении бизнесом и готовке.

Во-первых, продукты должны быть свежими. Их всегда нужно пробовать и, если они начали портиться, безжалостно выкидывать, – рассказывает Орацио. – Во-вторых, работать нужно как для себя, стараться делать как можно лучше, а не «как получится».

«Говорите потихоньку!»

С самого начала Орацио работал один. На его плечах лежала и покупка продуктов, и общение с клиентами, и готовка. Иногда Ольга помогала ему развозить заказы, но в основном Орацио пользовался отдельным сервисом доставки. Нанять дополнительного повара было невозможно: прибыли не хватало для оплаты еще одного работника. Кроме того, Ла-Боччетта считался самозанятым, что также мешало найму. Из-за этого итальянец работал семь дней в неделю, без выходных и с утра до вечера.

Еще одной проблемой можно назвать языковой барьер. За годы, проведенные в России, Орацио овладел русским на неплохом уровне, но ему все еще было тяжело воспринимать быструю русскую речь.

– Иногда я не понимал, что хотят сказать клиенты, потому что они быстро говорили, – рассказывает Орацио. – Я тогда отвечал: «Давай говорить потихоньку, просто я – итальянец». Люди в основном меня понимали и начинали общаться медленнее.

Доставка «Палермо» проработала чуть меньше года. Орацио пришлось закрыть дело в январе 2023-го из-за недостаточной прибыли. Чтобы не оставаться без работы, он устроился на время в пекарню, которую держит его друг. Кроме того, итальянец предлагает и услугу «повар на дому».

В душе Орацио все же остается сицилийцем…

Слишком долгая зима

Спустя несколько лет жизни и работы в Сыктывкаре у Орацио сложилось определенное мнение о городе. Итальянцу нравится размеренный темп столицы Коми. По душе ему и то, что здесь много аптек, универмагов, банков и других заведений, необходимых для комфортного и спокойного существования. «Это обычный город, в котором есть все для жизни», – утверждает Орацио.

Но кое-что в Сыктывкаре его все же не устраивает. Например, он жалуется на обилие машин и усеянные ямами дороги. Не нравится ему и отсутствие развлекательных мест. Особое отношение у Орацио к местному климату и долгим северным зимам.

– Я с трудом переношу сыктывкарские холода, – рассказывает итальянец. – Ладно, если бы зима длилась несколько недель, к такому даже с радостью, наверно, отнестись можно. Но когда она затягивается на четыре месяца, это уже тяжело.

Говоря о различиях между нашим бытом и итальянским, Орацио выделяет, что у россиян отсутствует традиция питаться строго в одно и то же время, как это делают у него на родине. Однако сами кухни этих двух стран, по его словам, не слишком отличаются. «Здесь многое похоже на Мессину. Мы тоже готовим котлеты, картошку, запеканки», – утверждает Ла-Боччетта.

С Сыктывкаром Орацио связывает многое: из столицы Коми родом его жена, здесь в 2015 году родился его сын Давид. Но все же в душе он остается сицилийцем…

Алексей БАТАЛОВ

Фото из архива Орацио Ла-Боччетта