Александра Куликова. Дух живописи

Имя Александры Куликовой неразрывно связано с именем Вячеслава Куликова – супруга художницы, во многом сформировавшего ее взгляды на творчество. Однако неповторимый стиль уроженки села Куратово, «коми ань» Александры Куликовой, узнаваем и не похож ни на какой другой. Все дело, по ее словам, в насмотренности и проникновении в суть вещей.

До десяти лет Александра Куликова, тогда еще Пунегова, жила в родном Куратове. Попав в город, включила свое природное любопытство и самостоятельно нашла Дворец пионеров, а в нем – изостудию. Преподаватели сразу признали, что рисует девочка хорошо. Три года подряд она ездила в изостудию из пригородного поселка Максаковка, где жила с мамой, а на четвертый по распределению после вуза в Сыктывкар приехала чета художников – Рем и Елена Ермолины. Будущий мэтр живописи Рем Ермолин стал педагогом Александры, а очень скоро и старшим товарищем, наставником. Александра поступила в нижнетагильское художественном училище, а на каникулах работала в республиканском фонде художников.

Ожидание.

– Со всеми перезнакомилась, к тому времени в Сыктывкар приехали Рохин, Пунегов, Кононов, Куликов и другие. Все они были направлены преподавать к нам в художественную школу, – вспоминает Александра Александровна.

Вскоре молодая художница вышла замуж за Вячеслава Куликова и стала расти, по ее определению, «в тени мастера». Коренной москвич, Вячеслав Михайлович и сам прикипел к Коми.

Натюрморт с груздями.

– Про меня говорили, что я подражаю ему. Я при нем как Санчо Панса при Дон Кихоте. Вот, мол, художник Куликов, а вот его жена, и она тоже пишет. Но меня это мало беспокоило, я продолжала учиться – чисто технически, но данные мои всегда были со мной. Вот видят натюрморт, а в детали мало кто вглядывается. Это тонкие, часто интуитивные вещи, как в музыке: кому-то частушки, кому-то джаз, кому-то симфонии, и немногие поймут, где Куликова, а где Куликов, – говорит художница. – Шестьдесят лет я занимаюсь техникой, много изучаю, смотрю – и только сейчас начинаю понимать, что и как. Я знаю, что я умею и что могу.

Натюрморт с шаньгами.

Профессиональная планка для Александры Куликовой была изначально очень высока – иначе и быть не могло рядом с таким большим художником, как Вячеслав Куликов. Он высоко ценил работы жены и понимал, что как у живописцев у них разные качества.

Горница.

– Он камерный художник, он видит натуру в чистом виде. А я изображаю обобщенно, с помощью чувств, у меня, как у коми человека, тонкое отношение к природе, родине, мне надо это отразить, а ему важно было показать конкретный предмет, – говорит Александра и замечает, что у нее, выпускницы провинциального училища, «университеты» благодаря мужу продолжались всю жизнь и длятся по сей день.

Ягоды.

«Тонкие вещи» в живописи Александра Александровна называет «духом» и очень ценит то, что никто не мешал ей развиваться и искать свой путь.

– Я была свободна, сама по себе, никто от меня ничего не ждал и никто не давил,– рассуждает она. – С каждой работой идут поиски, всю жизнь, это не скачки и не ровная дорога, а всегда чуть-чуть вперед и вверх. Я постоянно ищу: глаза не видят, руки не работают, но все дергаешься.

Закат.

Глядя на работы российских художников, Александра Куликова может «прочитать» путь художника, сказать, от кого он идет, и нашел ли себя. А еще она может по картине, как по народной песне, определить национальность автора – благодаря тому самому духу, который так хорошо прочитывается в ее работах.

На Сысоле.

– Важно найти себя. Многих художников нельзя отличить. И мой стиль еще не окончательный, но он виден, меня уже нельзя спутать с другими, – говорит она и называет своих любимых, уникальных, с ее точки зрения, живописцев: прежде всего это Суриков и Пластов.

Утро рыбака.

Выделяет она и нашу северную, к сожалению уже ушедшую, школу.

– У нас шикарные художники, каких на Севере мало. Ермолин самый сильный, глубокий, он смог отразить именно коми дух. Семячков сильный, особенно в своих последних работах. Ранний Митюшев. Козлов больше относится к русским классическим ленинградским художникам, он не отражал коми духа. Лемзаков тоже чисто русский классический художник. Последние тридцать лет у нас нет школы. Мне повезло несказанно – я попала «под руку», а так и меня бы не было. И дело тут в общей культуре. Надо это знать назубок, на ощупь, технически. Человек должен находиться в крепких руках, а теперь свобода во всем: делай что хочешь, – говорит Александра Александровна. – Кто заставит молодого художника работать круглосуточно? Заказчики?

Окраина Сыктывкара.

Рассуждая о творческой среде, Александра Александровна отмечает, что в свое время выделила Вячеслава Куликова именно благодаря отсутствию страсти к «тусовкам», как принято сейчас говорить.

Зарни ань.
Зов предков.

– Я мимо тусовки, общение мне не нужно. Молодежь у меня бывает, но профессиональная тусовка мне не нужна. И муж мой не был тусовщиком. Я и пишу для себя, меня интересует исключительно собственное развитие, – говорит художница.

Полина РОМАНОВА

Фото Дмитрия Напалкова

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.