Март. Виктор Кушманов. Поэт печали и любви

20 марта исполняется 85 лет со дня рождения Народного поэта Республики Коми Виктора Кушманова. Его произведения – стихи, повести, рассказы, пьесы – стали заметным явлением в литературной жизни республики. А песни на стихи Кушманова – поистине народными.

На формирование Виктора Кушманова как поэта и человека оказали сильное влияние детские годы. В одном из своих интервью поэт рассказывал, что его мать, донская казачка, была замужем за белогвардейским офицером, на север ее сослали с семилетней дочерью и годовалым сыном. Жила она в поселке для спецпоселенцев Нияшор на берегу Сысолы, рядом со старинным коми селом Пыелдино. Там вышла замуж за учителя Виталия Кушманова, там же 20 марта 1939 года родился у них сын Виктор. В 1943 году мать умерла. Отца репрессировали, он освободился лишь спустя 15 лет и завел новую семью. Так Виктор оказался в детском доме, построенном здесь же, в Нияшоре: смертность среди спецпоселенцев была большая, и в целых семьях дети оставались сиротами.

Спустя годы навеянный смутными воспоминаниями, собирательный образ Матери войдет во многие стихи Кушманова, ей он посвятит небольшую поэму «Молитва спасения». Есть там такие строки:

В тридцатые годы лихие
Под вой колокольный и звон,
Прикладами пол-России
Загнали в телячий вагон.
На север, снегами продутый,
Туда, где кончается свет,
Пригнали казачку Анюту
Неполных семнадцати лет.
Глаза голубые. Косички.
На теле прекрасном – тряпье…
Всю горькую жизнь я молиться
Буду потом на нее.

Спецпоселка Нияшор давно уже нет, официально его закрыли в 1974 году. Иногда Виктор Кушманов приезжал на это место и долго бродил по заросшему полю, где когда-то стояли дома спецпоселенцев.

После окончания восьмилетней школы Виктор Кушманов поступил в сыктывкарский лесотехнический техникум. Там и начал писать стихи. Один из кружков в техникуме вел композитор Яков Перепелица. Однажды он увидел в стенгазете стихи, написанные Кушмановым, и переложил их на музыку. «Потом эту песню пел хор, и мне каждый раз было странно слушать, когда, объявляя ее, называли мою фамилию», — вспоминал поэт.

В дальнейшем Кушманова и Перепелицу будет связывать долгое и на редкость плодотворное сотрудничество. Созданное ими великое множество песен композитор Михаил Герцман метко назовет «звучащим дневником нашей республики». Многие песни станут поистине народными: «Деревенька моя», «Ижемские шали», «Над речкой Вымь», «Край ты мой рябиновый», «Сыктывкарское лето»… Но это будет позже, а первые стихи Кушманова, помимо стенгазеты, появились в конце 1950-х годов в республиканской газете «Молодежь Севера», где начинающий поэт стал работать литсотрудником и корреспондентом. В 1965 году был издан первый сборник его стихов «Мне двадцать лет».

С журналистикой Виктора Кушманова связывали годы работы в «Молодежке», «Красном знамени», «Голосе строителя», на республиканском радио. Это давало ему возможность бывать во многих уголках республики, чувствовать «пульс жизни», встречатьсяс самыми разными людьми, становившимися не только героями очерков и заметок, но и лирическими героями его стихов. В газетной работе Кушманов часто не вписывался в жесткие идеологические рамки, его материалы порой не устраивали комсомольское и партийное начальство. Когда его увольняли из редакции, Кушманов, впрочем, не очень-то огорчался. Он мог работать хоть землекопом на стройке, хоть дворником. «Материальная сторона вопроса» была на втором плане, у Кушманова никогда не было сберкнижки, он мог потратить весь свой литературный гонорар на дружеские застолья: «Как нищий, занимал порой я деньги и тратил их беспечно, как богач». Его истинным призванием, сутью всей жизни была поэзия, а для этого, в сущности, достаточно листа бумаги и карандаша.

Через все богатое поэтическое наследие Виктора Кушманова проходят два вечных лирических мотива: Печаль и Любовь. Печаль, навеянная трагическим прошлым его семьи и страны, военным лихолетьем, любой несправедливостью, встречавшейся на жизненном пути. Любовь к родине, ее природе и людям, к матери, женщине. Все, что он видел вокруг, с чем его сводила судьба, Кушманов пропускал через свое сердце.

Однажды в редакционной командировке Кушманов оказался в усть-куломской деревне Бадьельск, откуда на фронт во время Великой Отечественной были призваны 112 мужчин и все погибли. Эта история так потрясла Кушманова, что вслед за газетной статьей родилась «Песнь о 112 Уляшовых». На эти скорбные и пронзительные стихи Михаил Герцман написал знаменитую кантату «Уляшовы», ставшую своего рода реквиемом по коми воинам, не вернувшимся с войны.

В 1979 году уже признанным автором Виктор Кушманов стал заведующим литературной частью республиканского драмтеатра. Здесь он не только работал над репертуаром, написал множество стихов к песням для спектаклей, но и проявил себя как драматург. В разные годы в театре были поставлены спектакли по его пьесам «Югыд кодзув» о судьбе Виктора Савина и «Питирим» о Питириме Сорокине.

Виктор Кушманов совсем немного не дожил до своего 65-летия. 17 февраля 2004 года он умер от остановки сердца в своей квартире, сидя за рабочим столом.

Несмотря на многие жизненные неурядицы, Виктор Кушманов в общем-то не был опальным поэтом. Его стихи печатали газеты и журналы, у него вышло более десятка поэтических сборников и один – прозы. В 1973 году он был принят в Союз писателей СССР, что удавалось тогда далеко не всем литераторам. Дважды Виктора Кушманова удостаивали Государственной премии республики, ему присвоили звание Залуженного работника культуры Республики Коми. А звания Народного поэта Виктор Витальевич был удостоен уже посмертно – в 2004 году.

«Тьмой глухою подползает старость,
Жизнь из сказки превратилась в быль.
Все ушло, но родина осталась,
На которой я когда-то был»…
(Виктор Кушманов)

Евгений ВЛАДИМИРОВ