Большое производство в маленькой «Пузляндии»

Александру Игнатову удалось создать в коми глубинке процветающее предприятие

Четверть века назад в маленькой усть-куломской деревне Пузла родилось предприятие с амбициозным названием «Комилесбизнес». Очень скоро оно подтвердило амбиции делом. Почти две сотни работников на себе испытали, что значит бизнес по-европейски в отдельно взятой глубинке.

«Енэжтас» – по-коми «горизонт»

В советское время детей воспитывали иначе: самостоятельными становились рано, считает генеральный директор ООО «Комилесбизнес» Александр Светозарович Игнатов. Сам он впервые ощутил себя ответственным за семью в десять лет.

– В дом зашли цыгане, поздоровались и спрашивают, не продадим ли сено, – вспоминает он. – А дома мама, бабушка с соседкой да я десятилетний, только из школы пришел. На вопрос: «Где хозяин?» – все женщины повернулись ко мне. Я подумал и говорю: «Нет, не продаем сено». Именно тогда я почувствовал вот эту ответственность.

Когда в 23 года Игнатов получил предложение создать новое предприятие, долго не раздумывал. Он уже управлял в то время подсобным хозяйством Помоздинского леспромхоза с двумястами голов крупного рогатого скота. Буренкам не объяснишь, что на дворе 1993-й, время реформ и натурального обмена. Им есть надо каждый день. А где взять корма, когда живых денег давно в леспромхозе не видели? Предполагалось, что новое предприятие прокормит подсобное хозяйство – источник бартера и продовольственной безопасности села. Александр Игнатов вместе с главным бухгалтером леспромхоза Игорем Шомысовым решили назвать предприятие «Енэжтас». Бухгалтер отвечал за финансы, Александр – за техническую часть.

– Енэжтас – это по-коми «горизонт»: «Енэж» – небо, «тас» – линия. Директор Помоздинского леспромхоза Николай Савватьевич Печеницын дал нам в аренду несколько лесопилок, и мы стали пытаться зарабатывать. Во времена сплошного бартера я приносил леспромхозу живые деньги: торговал досками на дачах. Мы проработали год, и у нас появились недоброжелатели, завистники: какой-то, мол, пацан мешками деньги приносит. А тогда с нами расплачивались даже монетами – это реально были внушительные кульки. В леспромхозе главного бухгалтера сняли с должности, и мы с ним остались вдвоем в свободном плавании, без поддержки леспромхоза.

Несмотря на название, за горизонт начинающие предприниматели тогда не заглядывали. Задача стояла выжить. Чутье подсказывало Игнатову, что вдвоем развить предприятие будет сложно, и он начал поиск инвесторов. Такие нашлись в Ухте, в дочернем предприятии «Коминефти». С подачи его руководителя Александра Георгиевича Мотовца и родилась компания «Комилесбизнес». Дата ее рождения – декабрь 1998 года. Именно тогда пошли инвестиции, появилась новая техника, а вместе с ней открылись и новые горизонты. «Енэжтас» работал на территории Помоздино, «Комилесбизнес» передислоцировался в родную деревню Александра Игнатова – Пузлу.

Трезвая деревня

Леспромхоза в Пузле в то время уже не было, в деревне остался гараж без окон и дверей и перспектива в скором времени пополнить ряды сотен российских умирающих сельских поселений. Как бы ни скромничал Игнатов, благодаря его предприятию деревня выжила.

– Проблем с кадрами у нас не было. Около двух тысяч человек работали тогда в леспромхозе, они все умели, помнили и тосковали без работы. Что ни говори, СССР был кузницей кадров, и их хватало. Вчера они работали, а сегодня остались без работы, – вспоминает Александр Игнатов.

Генеральный директор Александр Игнатов, чокеровщик Юрий Кынев, тракторист Петр Чисталев. 2000 год.

Правда, бывало такое, что на утренней планерке с несколькими десятками работников единственным трезвым оказывался руководитель. «От безысходности пили. Раньше за тебя государство все решало: были работа, жилье, зарплата – и вдруг люди оказались брошенными, – говорит Игнатов и улыбается: – Все наркологи Сыктывкара были моими друзьями». Шутка ли – кодироваться и лечиться от алкоголизма он возил своих сотрудников автобусами. Помогал и известный травник Анатолий Худин. Заваривая травки, мужики смеялись: ну-ну, мол, поглядим. А потом становилось не до смеха: помогало. По меньшей мере треть местных мужчин завязала с пьянством: для драматичного рубежа веков, да еще и в сельской местности, просто рекордные показатели.

Полвека назад население Пузлы составляло чуть более 350 человек, сегодня – около трехсот. Да, дети уезжают из деревни в вузы, возвращаются далеко не все, но сегодня в Пузле по-прежнему живут три сотни коренных коми и потомков советского интернационала, развивавшего леспромхоз в былые времена. Все шестеро детей отца Александра Игнатова – Светозара Михайловича – живут и работают в Коми: в Пузле, Помоздино и Сыктывкаре. Младший сын гендиректора «Комилесбизнеса», 11-летний Иван, в Пузле с отцом и матерью, ездит в Ягкеджскую школу, старший – помощник директора – живет на два дома: сыктывкарский и пузлинский, дочь учит детей английскому языку в сыктывкарской школе. Все в родной республике, потому что с детства научены: где родился, там и пригодился.

С исландским партнером

Время шло, новые технологии: машины, хлыстовые технологии, внедренные с приходом ухтинского инвестора, – стали устаревать, и предприятие рисковало отстать от более продвинутых игроков лесного бизнеса. В Европе делянки давно бороздили форвадеры и харвестеры, а «Комилесбизнес» по-прежнему работал с советским наследием – бензопилой «Урал» и трелевочными тракторами.

– Я начал понимать, что с этой технологией мы далеко не уйдем, и предложил учредителям: давайте, ребята, я найду нового инвестора, и вы ему продадите предприятие. И нашел, – говорит Александр Игнатов.

Легко сказать «нашел». По улицам Пузлы и даже Сыктывкара долларовые миллионеры не ходят. Помог случай. Исландец русского происхождения, через которого предприятие продавало пиломатериалы, познакомил Александра с бизнесменом Йоном Хельге Гудмансоном.

– У меня получилось, Бог помог. Йон приехал в Пузлу зимой 2003 года, посмотрел деревню, поселок, лес, дороги, людей, производство и решил приобрести предприятие, оставив прежнее название.

О своем старшем исландском партнере, разница в возрасте с которым у Александра Игнатова составляет двадцать лет, бизнесмен может рассказывать долго. «Человек мира», как говорит о нем Александр, Йон чаще живет на Багамах и Сейшелах. Но вырос, как и его коми партнер, в маленькой деревушке, только исландской. «Во мне он увидел себя молодого», – говорит Александр Светозарович. В 2004 году Йон Гудмансон выкупил доли бизнеса у бывших учредителей и сейчас владеет 66 процентами акций. При этом он предоставил новому партнеру внушительный займ под 1,5 процента годовых. У «Комилесбизнеса» появились новые форвадеры и харвестеры – раньше, чем у промышленного гиганта «Монди». Благодаря помощи Йона и на паях с «Комиэнерго» «Комилесбизнес» протянул до Пузлы сорокакилометровую линию электропередач. А раньше свет в дома подавался с помощью дизель-генератора и отключался в десять вечера.

– Я смеюсь: «Йон» по-коми – сильный, а у них – Джон, по-русски Иван. Я даже сына в честь него назвал – Иван, – говорит Александр о партнерстве с исландцем, которое давно переросло в дружбу.

Запад и Восток

На сегодняшний стиль управления предприятием и его внешний вид во многом повлияла насмотренность Александра Игнатова. Вовремя посчитав, что жизнь и практика дадут ему больше, чем учеба в образовательном учреждении, он оставил вуз и начал ездить по миру, набираясь опыта:

– Учиться надо, но тогда время было другое. Надо было работать. Чего-то не понимаю – почитаю книгу по экономике, поезжу, пообщаюсь, посмотрю другие предприятия.

В начале двухтысячных дальше Москвы и Сочи он не ездил, поэтому, попав в Европу в 2002 году, увидел другой мир. «Развиваться и развивать!» – решил гендиректор – и стал применять увиденное на малой родине, создав в Пузле «кусочек Европы», «Пузляндию», как в шутку называет ее. На предприятии сегодня кроме производственных цехов есть вахтовый поселок со всей инфраструктурой: центральным отоплением, водоснабжением, водоотведением, современным общежитием, магазином повседневного спроса, столовой, гостиницей, пекарней. Средняя зарплата на предприятии эквивалентна средней по региону – и это на селе, где продовольствием человека традиционно обеспечивает лес, река и земля.

Поездка в Европу помогла найти ему и новых партнеров. «Ваша елка лучшая в мире», – говорили ему покупатели из Евросоюза. Плотная древесина с отличной структурой шла на стропильные системы, применялась в домостроении. Забегая вперед, скажем, что сегодня рынок поставок «Комилесбизнеса» сместился на восток и юг. Налажены связи с новыми партнерами из Китая, Южной Кореи, Узбекистана, Азербайджана, Ирана. Пережить непростые времена помогает команда: сын Роман – правая рука отца, завпроизводством, пузлинец Вячеслав Уляшев, выросший до сегодняшней должности с оператора на лесопильном станке, главный бухгалтер Владимир Кирушев и другие профессионалы-единомышленники.

За плохим – хорошее, за малым – большое

В мае 2022 года на территории предприятия случился пожар. Сгорел пеллетный завод – тысяча квадратных метров, все оборудование. Причина – несовершенство технологии. Убыток составил ни много ни мало 55 миллионов рублей.

– Конечно, было плохо. Но когда что-то плохое случается, за ним идет хорошее. Одна компания из Нижегородской области предложила нам завод по производству пеллет в 2,5 раза мощнее. Этой зимой мы перевезли его в Пузлу, сейчас строим здание и в следующем году будем запускать. Значит, будет в 2,5 раза лучше, больше, круче, – говорит Александр Игнатов.

Экологически чистое топливо приходит на смену дровам, углю и даже древесным брикетам. Гранулы из древесных отходов – «пища» для автоматизированных котельных. Высокая плотность, низкая влажность и стандартизация по размеру позволяет при их сгорании получать большое количество энергии и точно дозировать их количество при автоматизированной подаче.

В «Комилесбизнесе» думают и о транспортной оптимизации. В 2005 году в поселке Верхнеижемский Сосногорского района предприятие приобрело транспортный терминал, сейчас там строится контейнерная площадка, куплен китайский 40-тонный кран, чтобы можно было грузить контейнеры. В чем прелесть контейнеров? В них, в отличие от вагонов, продукцию можно доставить в любой уголок мира.

– Пломбу повесил – и в любой уголок планеты пошла наша продукция. Логистика облегчается. Вагоном только туда, где железная дорога, а контейнер – пароходом, машиной и так далее. Это удобная тара, – объясняет гендиректор.

Для строительства сортировочной линии пиловочника впервые в своей практике он обратился за финансовой помощью к государству и получил от Фонда развития промышленности займ в 35 миллионов под 3 процента годовых.

Оператор харвестера Александр Игнатов, мастер Егор Шахов, механик Алексей Игушев, машинист форвадера Андрей Сажин.

Это наша земля

В 2004 году первыми в Коми «Комилесбизнес» сертифицировал арендную базу, получив сертификат FSC. К началу 2020-х почти 70 процентов лесов, предоставленных в аренду в Коми, были сертифицированы по международной системе FSC. В начале прошлого года организация ушла из России, а ей на смену пришла отечественная система «Лесной эталон», вобравшая в себя лучшие международные практики управления лесным хозяйством. Но и без этой системы предприятие ведет ответственное лесоуправление с учетом интересов местного и коренного населения.

– Мы местные, у нас свои охотничьи путики, свои угодья. Своих я много вырубил, но мы местных не обижаем – это наша земля, – говорит Александр Игнатов. – Леса в Коми, несмотря на официально заявленный потенциал в 35 миллионов кубов ежегодно, немного, растет он долго, в отличие от скандинавских стран, где на воспроизводство влияет Гольфстрим. И запас у них выше: 600–700 кубометров на гектар против наших 170.

Там, где компания заготавливала лес в 1990-е годы, сейчас «джунгли», но заготавливать еще нельзя. Природа должна восстановиться, и она обязательно возьмет свое. Невозможно заготовить леса больше, чем может вырасти. Удачное расположение компании – в деревне, где вокруг нет других населенных пунктов, – позволяет работать, не ущемляя ничьи интересы. А главное – что налоги от деятельности компании остаются в районе.

– В этом году нам исполняется 25 лет, и «пузлинский крест» на свою голгофу надо нести и дальше. Нам еще много что предстоит сделать: построить дороги, мосты, модернизировать производство пиломатериалов, выучить детей, – говорит генеральный директор. А на вопрос, чем он гордится уже сейчас, чуть подумав, отвечает: «Тем, что Пузла продолжает жить. Что я умру, а предприятие будет расти дальше. И деревня тоже. Важно, чтобы наверху помнили, откуда начинается Россия. А начинается она с деревни».

Полина РОМАНОВА

Фото из архива ООО «Комилесбизнес»