Премьеры сезона и яркие проекты

представил зрителям фестиваль «Сыктывкарса тулыс»

Последние несколько лет в провинции, как утверждают эксперты, наблюдается всплеск интереса к классическому искусству. Периферийные сцены стали площадкой для крупных проектов и смелых экспериментов. Для будущих звезд работа в небольших театрах становится отличной школой и началом творческой карьеры, а для звезд состоявшихся – возможностью выступить перед благодарной публикой. Подтверждением этого в апреле стал XXXIII Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) имени И. Бобраковой.

Открылся фестиваль роскошным «ассорти» из самых красочных и ярких фрагментов балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В разных партиях блеснули приглашенные исполнители, солисты и артисты балета: в «Щелкунчике» – прима-балерина Астраханского государственного театра оперы и ба-лета Айгуль Альмухаметова (Маша), партию Принца исполнил артист этого же театра, лауреат международных конкурсов Артур Альмухаметов. В «Лебедином озере» на сцену в образе Одетты-Одиллии вышла прима-балерина Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, заслуженная артистка России Наталья Сомова. В «Спящей красавице» на сыктывкарской сцене блистала прима-балерина Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Аманда Гомес.

«Щелкунчик»

Но праздник начался еще в фойе, где зрителей приветствовал ансамбль скрипачей Колледжа искусств Республики Коми. В честь открытия фестиваля в театре разместили пункт Почты России: ценители театрального искусства могли бесплатно отправить открытки с изображением балета «Лебединое озеро» в любой уголок страны. 

Концерт к 150-летию Сергея Рахманинова собрал беспрецедентное количество хористов. Для исполнения симфонической поэмы «Колокола» на одной сцене сошлись три хора: театра оперы и балета, ансамбля песни и танца «Асъя кыа» и сыктывкарского академического хора. Одно из самых популярных сочинений Рахманинова, концерт № 2 для фортепиано с оркестром, звучал в исполнении оркестра театра и одного из ярчайших представителей поколения молодых российских пианистов Алексея Мельникова.

А 19 апреля в Сыктывкар прилетел знаменитый альтист и дирижер Юрий Башмет, причем после бессонной ночи и совместного благотворительного концерта, посвященного Эдварду Григу и Максиму Горькому в «Театре наций», с Евгением Мироновым. Юрий Башмет и ансамбль под его руководством «Солисты Москвы» дают двести концертов в год. 2023-й прошел на фестивале «Сыктывкарса тулыс». Нынешняя программа – эксклюзивная.

Маэстро Юрий Башмет

– Мы сыграем то, что сыктывкарская публика не услышит больше нигде, нам хочется поделиться этим, потому что это играется только у нас, – признался он журналистам перед выступлением.

Маэстро рассказал о своих проектах на драматических сценах, о юношеском оркестре под его управлением, в котором играют два юных скрипача из Коми – сыктывкарец Савелий Дикоев и воркутинка Варвара Русакова.

В первом отделении вечера прозвучали сюита в старинном стиле Эдварда Грига «Из времен Хольберга» в пяти частях, «Отражения» молодого композитора Кузьмы Бодрова на тему 24-го каприса Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Паганини. Партию альта исполнил сам маэстро. Во втором отделении сыктывкарская публика погрузилась в «Воспоминания о Флоренции» Чайковского.

Оперетта И. Штрауса «Месть Летучей мыши» – премьерная постановка 65-го юбилейного сезона. Эту полную загадок и юмора историю по сложности сравнивают с оперой-буфф. Тонкий юмор и филигранная ирония мастерски вписаны в сюжетную линию спектакля, а новое экстравагантное прочтение знакомой всем истории позволило по-особенному взглянуть на сюжетную линию этой обворожительной оперетты, которой сегодня почти 150 лет. В главных партиях выступили ведущие солисты театра: Розалинда – Елена Лодыгина, Айзенштайн – Анатолий Журавлев, Адель – Анастасия Морараш, Фальк – Геннадий Муралев, Орловский – Андрей Ковалев. Дирижировал Никон Родюков.

«Месть Летучей мыши»

Еще одна премьера юбилейного сезона – опера Моцарта «Дон Жуан» («Регион» писал о ней в ноябрьском номере 2022 года) – наделала немало шума среди сыктывкарской публики. Новое прочтение старой истории о ловеласе вызвало полярные отзывы: у кого-то восторг, у кого-то недоумение. Стоит ли говорить, что билеты на громкую премьеру были раскуплены задолго до спектакля. Кстати, в этом сезоне в театре опробовали систему динамического ценообразования: чем раньше куплен билет, тем выгоднее он обходится зрителю, цена возрастает по мере приближения дня показа. Во время фестиваля состоялся второй показ этого современного прочтения классического моцартовского шедевра, превратившегося не просто в веселую постановку, а в таинственный, интригующий и страстный психологический спектакль. Партию Дон Жуана исполнили Никита Одалин и Андрей Ковалев, донны Анны – Елена Лодыгина, донны Эльвиры – Галина Петрова, дона Оттавио – Борис Калашников, Лепорелло – Алексей Петров. Оркестром управлял главный дирижер театра Роман Денисов.

«Дон Жуан»

Неизменно аншлаговая премьера сезона – балет-фантазия «Русалочка», философская сказка о большой любви со своей сюжетной линией, наполненной глубоким смыслом, трогающим до глубины души. Спектакль завораживает магией и волшебством, это грустная сказочная история, где происходят чудеса и добро противостоит злу, хитрости и коварству. Вместе с солистами нашего театра Романом Мироновым, Ринатом Бикмухаметовым, Анной Ткаченко  в главной партии выступила прима-балерина Большого театра России, заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Евгения Образцова. Знают балерину и любители кино – осенью 2019 года состоялась премьера фильма режиссера Андрея Смирнова «Француз», в котором Евгения Образцова сыграла главную женскую роль. На фестивале балет шел два вечера, а 16 апреля транслировался на портале «Культура. РФ».

Балет «Баядерка» – спектакль с яркой образной хореографией, которая подобна ожерелью из великолепных танцев – настоящих хореографических жемчужин, передающих все очарование и роскошь Востока. В фестивальной «Баядерке» выступили ведущие солисты Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Кристина Андреева и Олег Ивенко, а также Дарья Бадыкова и Фарходжон Камолов из Челябинского театра оперы и балета имени М. И. Глинки.

В великом творении Оффенбаха – опере «Сказки Гофмана» – благодаря торжеству музыки, необычности формы и содержания, зритель XXI века по-новому смотрит на взаимоотношения человека и общества, мужчины и женщины, музы и поэта. В спектакле был занят дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (МАМТ) Ариф Дадашев. Главную партию впервые на сыктывкарской сцене исполнил ведущий солист МАМТ, заслуженный артист Республики Бурятия Чингис Аюшеев, хорошо знакомый публике по участию в других сезонах «Сыктывкарса тулыс», а партию Джульетты – лауреат международных конкурсов Елена Аюшеева (Москва), также постоянный участник фестиваля. Наряду с приглашенными артистами в «Сказках Гофмана» были заняты солисты театра Анастасия Морараш, Елена Лодыгина, Алексей Петров, Яна Пикулева.

«Сказки Гофмана»

Украшением фестиваля стало кроссовер-шоу «Мелодия твоей души», буквально поразившее сыктывкарских зрителей в преддверии нового года. «Кроссовер» переводится как «без дорог». В соответствии с жанром выстроились и знаменитые произведения в исполнении музыкантов оркестра театра под управлением Романа Денисова. Уникальная программа погрузила зрителей в атмосферу музыки от эпохи барокко до неоклассики. Рок-композиции в симфоническом звучании и классика, исполненная на эстрадных инструментах, особенно впечатляют молодежь, открывшую для себя музыку из глубины веков как вполне современную.

Завершился фестиваль «Сыктывкарса тулыс» традиционным гала-концертом. В масштабной концертной программе приняли участие солисты оперной и балетной трупп, артисты хора и балета и, конечно же, гости фестиваля – приглашенные исполнители из разных театров России.

Полина РОМАНОВА

Фото предоставлены Театром оперы и балета