Андрей Чибисов: «Завершим все стройки, которые начали»
Строительство социальных объектов в рамках национальных проектов находится на постоянном контроле руководства республики. Под конец года мы попросили рассказать о том, что сделано в этой сфере, заместителя председателя Правительства Республики Коми – министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрея Чибисова.
– Андрей Сергеевич, за какие национальные проекты отвечает Ваше ведомство?
– В части строительства Минстрой Коми курирует нацпроекты «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Спорт», «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Развитие сельских территорий». При реализации федеральных проектов деньги – это порядка 73 процентов – выделяет Федерация, а остальную сумму республика. Год от года финансирование национальных проектов, реализуемых по инициативе Президента России Владимира Владимировича Путина, растет, и на сегодня мы достигли своего технологического предела. Экономика страны сделала большой скачок, при этом кадрового обеспечения не хватает. В итоге столкнулись с тем, что в бюджетных стройках дефицит кадров рабочих профессий достигает 500–700 человек.
– Какие наиболее крупные объекты в рамках нацпроектов удалось завершить в уходящем году?
– В селе Усть-Ижма Ижемского района завершили школу–детский сад. Старое здание в 2003 году сгорело от удара молнии. Дети двадцать лет занимались в помещении бывшего Дома культуры и промтоварного магазина.
В селе Усть-Цильма построили лечебный корпус. Отделочные работы завершены, идет уборка внутри здания. Ждем заключение о завершении строительства, после чего здание введут в эксплуатацию.
В селе Пажга Сыктывдинского района практически готов многофункциональный социально-культурный центр по нацпроекту «Культура». Его начали строить еще в 2013 году, но по вине заказчика объект превратился в долгострой. Мы сменили подрядчика, который в первом квартале 2024 года должен завершить объект. Отмечу в связи с этим, что в любом случае мы завершим все стройки, которые начали.
– А что будет сдано в следующем году?
– Впервые с момента распада СССР в республике появится новое пожарное депо. В начале будущего года пожарные поселка Каджером Печорского района получат от него ключи. Еще один аналогичный объект возводим в сыктывдинском селе Ыб.
Начали строить инфекционную больницу в Сыктывкаре. Замечу, что с 2019 года смогли построить только подвал, а за пять месяцев 2023 года возвели шесть этажей первого корпуса и по четыре этажа двух других корпусов. К марту 2024 года планируем закрыть тепловой контур зданий.
Ведем строительство сразу трех спортивных объектов в Ухте, селах Троицко-Печорск и Объячево. Активно строим школу в Ижме и лечебный корпус на 45 коек в Визинге Сысольского района, а также лыжную базу в Сыктывкаре.
В этом году планировали сдать школу в микрорайоне Емваль Эжвинского района Сыктывкара, но поставщики сорвали поставку железобетонных конструкций. В левой части здания закрыт тепловой контур.Глава Коми Владимир Викторович Уйба регулярно выезжает с инспекцией на объект для контроля хода строительства. Надеюсь, что 1 сентября следующего года ребята сядут за парты новой школы.
Столкнулись с трудностями при возведении корпуса Детской республиканской клинической больницы. Из-за обводненных деградирующих грунтов долго искали проектное и техническое решение. Для проведения геолого-разведочных работ привлекали московский институт. Все решения найдены. Сейчас нам на руку морозы, и строители смогли приступить к закладке фундамента.
– Недавно Вы отвечали на вопросы телезрителей в программе «Личный прием» телеканала «Юрган». Большая часть вопросов была связана со строительством и содержанием дорог. С каким итогом завершилась дорожная кампания–2023?
– Протяженность дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения составляет 4,7 тысячи километров. Основным источником наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо, которого мы здесь продаем немного.
В этом году нам удалось привести в порядок 170 километров дорог, в будущем году планируем увеличить эту цифру до 300 километров. И причина таких темпов не только в нехватке средств (благодаря участию Федерации с 2025 года дорожный фонд вырастет с 8 до 15 миллиардов рублей), но и подрядчиков. Сегодня на дорожных объектах региона заняты всего 4–5 компаний, поэтому стараемся привлекать подрядчиков из других регионов России.
– Вы постоянно говорите о дефиците рабочих кадров, а как обстоит ситуация с управленцами? Вам удалось создать команду?
– Она еще пока на этапе формирования. У меня много вакансий в подведомственных структурах. Нет, например, руководителей в Службе заказчика и Управлении госэкспертизы. У местных кадров, в особенности молодых, не хватает квалификации, а при наличии таковой многие специалисты уже достигли пенсионного возраста и не хотят брать на себя ответственность руководителя. Уровень зарплат в Коми пока не позволяет привозить сюда специалистов из Центральной России, но мы над этим работаем. Если не сможем привозить специалистов, будем выращивать своих.
Трудности в нашем деле всегда будут, но руководитель не должен сеять вокруг себя панику. Совсем несложно бегать и повышать голос, «наводить суету». Это не приводит к эффективности. Планомерная размеренная работа позволяет сделать много дел, сохранить здоровье себе и подчиненным. Стараюсь, чтобы коллективу было комфортно со мной работать.
– Много вопросов традиционно вызывает сфера ЖКХ Воркуты. Какими Вы видите пути их решения?
– Такой сложной задачи, как повышение эффективности ЖКХ Воркуты, в России больше нет. В городе, рассчитанном на 250 тысяч жителей, численность населения за последние десятилетия сократилась в пять раз, а вся инфраструктура, весь жилой фонд остался прежним. Что с ним делать в условиях Крайнего Севера, по большому счету никто не знает. Главная проблема ЖКХ Воркуты – это обширный жилфонд с низкой плотностью населения. Часто в многоквартирных домах заселено менее трети квартир, а содержать приходится целиком весь дом. Например, есть дом, где из 60 квартир люди живут в одной! Чтобы в условиях вечной мерзлоты не допустить промерзания стен, мы вынуждены отапливать весь многоквартирный дом. Неудивительно, что денег в казне мэрии на содержание жилфонда остро не хватает.
Мы вышли с инициативой в Госдуму, Совет Федерации и Правительство России внести изменения в жилищный кодекс и позволить таким городам, как Воркута, самостоятельно уплотнять жилищный фонд. То есть выводить часть незаселенных многоквартирных домов в консервацию, отрезать их от коммуникаций и принудительно расселять людей в пустующие квартиры. Такой подход не только повысит плотность населения в многоквартирных домах, но и позволит благоустраивать их, обеспечить хорошие условия проживания.
– Нередко жильцы отказываются покидать обжитые квартиры даже в практически обезлюдивших домах. Как быть?
– При расселении домов всегда находятся те, кто по разным причинам не хочет переезжать. Вот, например, мы расселяем аварийный дом, проживать в котором некомфортно, опасно для жизни. Жильцам предлагаем новое жилье, равное или превосходящее по площади прежнее, но всегда находятся те, кто отказывается от переезда. В случае с Воркутой мы говорим о принудительном расселении жильцов.
На государственном уровне наша инициатива уже нашла поддержку.
– Еще одна болевая точка заполярного города – Усинский водовод, на котором часто случаются аварии. Что с ним делать?
– Основная проблема водовода – его избыточная мощность. Сегодня ситуация такова, что из 80 тысяч кубометров воды, которые за сутки поднимаются по водоводу, 60 тысяч кубометров сбрасывается на рельеф. Учитывая, что работу водовода в условиях Заполярья обеспечивают мощные насосы и на всем протяжении 27-километровой нитки происходит подогрев труб, такой подход к использованию водных ресурсов «убивает» экономику воркутинского водоканала.
Выход из ситуации я вижу в использовании подземных источников водоснабжения. Прямо под городом располагается линза подземной воды, запаса которой как раз хватит на обеспечение населения в 50 тысяч человек. Дополнительно трубу малого диаметра протянем до реки Усы.
Сейчас совместно с АО «Воркутауголь» мы проводим исследования возможности переключения города на новую схему водоснабжения. Результаты этих изысканий будут готовы в январе следующего года. Стоимость проекта составит порядка 5–6 миллиардов рублей.
– В воркутинском поселке Елецкий в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья планировали сдать новый деревянный дом. Стройка продолжается?
– Продолжается, и сейчас это самый сложный объект программы. Поселковые жители не захотели переезжать в Воркуту, и мы совместно с Фондом развития жилищного строительства возводим 12-квартирный дом. Стройка затрудняется тем, что в самом Елецком нет техники, стройматериалов, туда все приходится завозить с «большой земли». Из этого складывается самая высокая цена на жилье в республике: чистая себестоимость квадратного метра новостроя в Елецком достигает 106 тысяч рублей. Для сравнения: такой же метр нового жилья в Сыктывкаре обходится в 93 тысячи рублей.
– Как идет реализация программы переселения в масштабах республики?
– В действующую программу расселения аварийного жилого фонда попали здания, которые были признаны аварийными до 1 января 2017 года. Она рассчитана до 2024 года, и до июля мы планируем ее полностью завершить. Сыктывкар, Ухта, Сосногорск, Печора, Усинск, а также Княжпогостский и Удорский районы уже завершили программу переселения. Всего в этих муниципалитетах с 2019 года расселили 1611 граждан из 732 квартир площадью 30,56 тысячи квадратных метров. В рамках республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда необходимо переселить 7 238 человек, проживающих в 724 аварийных домах площадью 133,4 тыс. квадратных метров.
С 2025 года мы приступим к расселению домов, которые были признаны аварийными в период с 2017 года по декабрь 2022 года. В республике такого жилья 634 тысячи квадратных метров. Больше всего аварийных домов в Сыктывкаре на Октябрьском проспекте. Уже принято решение о комплексном развитии территории в границах улиц Оплеснина – Октябрьский проспект – Катаева – Кирпичная. Также мы подготовили проекты постановлений Правительства Республики Коми о комплексном развитии территорий, расположенных в Сыктывдинском районе.
– В последнее время в Сыктывкаре обсуждается реконструкция здания Театра оперы и балета Республики Коми. Что Вы можете сказать по поводу этого проекта?
– Речь идет о реконструкции путем сноса нынешнего здания, поскольку это упростит требования к нормам. Весь проект непростой в реализации, потому что нам предстоит строить то, что в республике до сих пор не строили. Для этого привлекаем инженеров из Москвы и Санкт-Петербурга, которые имеют опыт в строительстве оперных театров. Это будет принципиально новое архитектурное и техническое решение, от нынешнего театра сохранится только вывеска. Уже заключили контракт на создание проекта, который планируем завершить в 2024 году. Новый театр будет иметь два зала – большой и малый. Высота здания составит около 32 метров, что значительно выше нынешнего.
– Вы возглавляли Фонд капитального ремонта в Самаре, занимались ЖКХ Севастополя, а потом руководили Департаментом стратегических проектов в Минстрое России. Не жалеете, что пришлось сменить Москву на Сыктывкар?
– Нет. Мне искренне нравится республика. Коми – ресурсный регион, и перспективы у него в составе Федерации большие. Главное, чего сегодня здесь не хватает – людей рабочих специальностей. Думаю, что это поправимо. В регионе много сложных задач, и, наверное, потому работа здесь интересна.
Алла Двоеглазова
Фото предоставлено Минстроем Коми