Войпель. Дух зимы

Декабрь дарит нам ожидание праздника и веру в чудеса. В древности коми-зыряне поклонялись своему главному «зимнему» божеству – Войпелю. В легендах говорится, что это было могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. К нему обращались с просьбами уберечь от болезней, порчи, отвести оружие врагов…

В. Игнатов. «Коми языческий ночной дух Войпель»

В буквальном переводе с коми языка «войпель» – «северное, ночное ухо», однако наиболее популярные версии трактовки имени божества – «вой тöл» (северный ветер) либо же «вöрпöль» (лесной дед). Владыкой Севера можно считать Войпеля и по его «месту жительства» – горе Тельпосиз (в переводе с коми – «гнездо ветров»), второй по величине вершине Уральских гор. Это место славится сильнейшими ветрами и частой непогодой – с тучами, дождем и снегом.

Считалось, что Войпель не любит шума, поэтому охотникам не стоило шуметь на охоте, иначе их мог замести снежный вихрь. Также во время колошения хлебов нельзя было громко полоскать белье, детям – свистеть в свистульки, иначе северный ветер мог заморозить посевы. В горах горный дух Шуа – субстанция Войпеля – мог превратить шумного путника в камень.

Долгое время даже после христианизации Войпель был ведущим языческим божеством у коми-пермяков. Так, в послании митрополита Симона, отправленном в Пермь в 1501 году, он призывает мирян Войпелю-болвану не молиться и тризн ему не творить.

Традиционно идол Войпеля ставили на священном месте на вершине холма под могучей березой в окружении других богов. Среди них Войпель был самым высоким. Около него стоял котел для жертвоприношений, в который складывали меха и выменянное на них у соседних народов серебро. Со всех сторон идол был обложен камешками и ракушками, собранными вдоль рек и речушек, где жили люди, поклонявшиеся Войпелю. В праздники Войпелю жертвовали скот. Перед началом охотничьего промысла охотники для удачной ловли стреляли из луков в священный столб, который стоял рядом с идолом.

П. Микушев. «Жрицы и Войпель»

Александр Круглов в очерке «Лесные люди» (1883 год) размышлял о том, что «изо всех богов, почитаемых зырянами в древности, до нас дошли названия двух: Войпеля и Золотой Бабы. «Вой» – ночь, север; «пель» – ухо; «Войпель» – ночное ухо. Это божество считалось стражем, защитником народа». Коми этнограф Василий Налимов в исследованиях языческого миросозерцания зырян писал о Войпеле как о луне.

Доктор исторических наук Вера Белицер в своей монографии «Очерки по этнографии народов коми» (1958 год) также публикует сведения о Войпеле: «Божество Войпель было мужского пола. Под ним чаще всего подразумевали северный ветер («вой тöв»). Народная фантазия иногда представляла северный ветер в образе человека высокого роста по имени Кузь Иван (Длинный Иван). В старинных обычаях коми имелись также некоторые указания на обожествление ветра. Так, например, если во время сеяния зерна не было ветра, крестьяне зазывали его свистом…».

Ю. Лисовский. «Трансформация Войпеля»

Во время этнографических экспедиций Вере Николаевне удалось выяснить, что коми-пермяки оформляли охлупни на крыше домов в виде птицы или коня в угоду северному ветру, который дует с Уральских гор и нередко сносит крыши изб.

Тему Войпеля раскрывал в своих произведениях, как художественных, так и научно-популярных, ученый, писатель Каллистрат Жаков. В предисловии к его «Зырянским сказкам» читаем, что «суеверные рассказы из охотничьего быта рисуют быт охотников в дремучих лесах севера, изображают их веру в «лесного хозяина», который некогда был большим богом Войпелем, являющимся олицетворением северных ветров, крутящихся в лесах летом и зимою. Этот Войпель («Ночное Ухо») известен теперь на Печоре под именем Шуа, бога, который живет в «каменном гнезде ветров» Тöлъ-поз-изъ. Если он услышит человеческий голос, поднимает ветер и шлетъ снег на путниковъ. Многие уже погибли в Уральских горах».

Образ Войпеля вдохновлял не только литераторов. 9 октября 1994 года на сцене Республиканского музыкального театра состоялась премьера балета Михаила Герцмана «Войпель». Балетмейстером выступил Виктор Миронов. В постановке деятели искусства решили соединить классический танец и модерн с «отсылкой» к народным истокам. В спектакле помимо балетной труппы были задействованы учащиеся хореографической школы и коллектив ансамбля «Асъя Кыа».

Арт-объект «Бог северных ветров» в Вуктыле

В 2020 году в Вуктыле появился новый арт-объект «Бог северных ветров», автором эскиза которого стал учитель географии Александр Пинежанинов. Свою идею он подал на Всероссийский конкурс новых достопримечательностей «Культурный след» и выиграл его. По его эскизу скульптор из Санкт-Петербурга Вильгений Мельников изготовил арт-объект из листов холоднокатаной стали, которые с помощью специальной установки под действием высокого давления в буквальном смысле надули. При сильных порывах ветра металлическая шевелюра бога ветров начинает издавать звуки, да и сам Войпель в скульптуре будто бы застыл в дуновении ветра.

При присвоении имени Сыктывкарскому аэропорту одним из «кандидатов» был Войпель – как хозяин воздушной стихии. Сейчас аэропорт, как известно, носит имя первого коми лётчика Петра Истомина. Надеемся, что бог ветров помогает региональной авиации.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национальной библиотеки Республики Коми.