Изьватас на Ямале

с XVIII века сохраняют традиционный уклад жизни и ижемскую культуру

За последние пару лет журналист Ирина Терентьева гостила на Ямале трижды. И каждый раз этот северный край для нее, уроженки села Краснобор Ижемского района, открывался по-новому, удивлял глубиной и мудростью живущих там людей.

Мой чум – моя дача

Человек, впервые попавший к зауральским ижемцам, пожалуй, сразу же обратит внимание на гардероб ямальской коми женщины, полный национальных сарафанов. Здесь найдутся наряды разной длины и расцветки, на любой повод подберется нужное одеяние. Обские изьватас, как еще называют ижемцев, – оленеводы, десятилетиями кочующие по бескрайней тундре, потомки оленеводческих династий. И здесь, за Полярным кругом, национальную одежду носят повседневно. В быту хозяйка чума наденет сарафан покороче, примерно до середины щиколотки, чтобы было удобнее справляться с каждодневной работой – затопить печь, занести воду, обрабатывать шкуры, присматривать за детьми. А в праздничный день облачится в новый, яркий и длинный сарафан, зимой из-под которого непременно будут выглядывать белоснежные бурки. Парчовые сарафаны ижемок пестрят в магазине, поликлинике, аэропорту… Гости региона поначалу удивляются и спрашивают, не отмечается ли сегодня какой праздник. Нет, у ямальской коми каждый день – праздник.

К национальной одежде зауральские изьватас относятся с особым трепетом и всегда негодуют, когда замечают неподобающее к ней отношение – неправильно завязанный «баба юр» (головной убор, отличающий замужнюю женщину), сочетание кроссовок и сарафана в праздничный день, смешение с деталями костюмов других народов. «Светской» одеждой оленеводы в основном обзаводятся после того, как отходят от кочевых дел и оседают в поселках и городах. Случается это обычно из-за возраста или состояния здоровья. Но выросшего в чуме дух тундры не покидает и в городе. Поэтому летом многие оленеводы ставят чумы практически в черте своих населенных пунктов. «Это наша дача», – смеются кочевники. Так, впервые в этом году в 10 километрах от Салехарда семья Витязевых установила свой чум, который простоял до поздней осени. Здесь хозяева останавливались отдохнуть во время сбора ягод и грибов, сюда же приезжали, когда особенно тосковали по былой кочевой жизни.

В поисках новых пастбищ

Оленеводство когда-то ижемцы переняли у ненцев. В поисках новых пастбищ изьватас перекочевали за Урал в XVIII–XIX веках. Первые переселенцы обосновались в поселке Саранпауль Ханты-Мансийского автономного округа. «Саранпауль» с мансийского языка переводится как «зырянский поселок». В то время особенно буйствовала эпидемия «копытницы» (некробактериоза): олени гибли целыми стадами, и кочевники отправились осваивать новые земли, спасая животных. «Копытница» опасна и для человека, поэтому людям не разрешается есть ягоды с тропы, по которой прошлись больные олени.

Вторая большая волна переселения на Ямал пришлась на 20–30-е годы прошлого века, когда люди бежали от раскулачивания. Но, конечно же, были и семьи, которые ни от чего не спасались, а перебирались сюда в поисках лучших земель для лучшей жизни.

Помимо Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа, сегодня изьватас компактно проживают в Ханты-Мансийском и Ненецком автономном округах, Мурманской области. На Ямале примерно 3,5 тысячи человек называют себя коми. Проживают они в основном в Приуральском, Шурышкарском, Надымском и Пуровском районах, в городах Лабытнанги и Салехарде.

Особенности родной речи

Речь переселившихся ижемцев очень необычна для уха титульных коми, привыкших к литературному звучанию коми языка. Отличается она и от произношения изьватас, проживающих в Республике Коми. Ямальский говор мягче: если в коми языке звук «сь» превращается в «щ», то у обских ижемцев в произношении он остается таким же. На литературном коми «щука» звучит как «щир», а у ямальских ижемцев – «сир». Твердая «тш» здесь переходит в более мягкую «ч»: коми-ямалец про гриб скажет «чак» вместо «тшак», а звук «ч» смягчит до «ть»: нечто красивое опишет словом «митя» вместо «мича».

Кстати, некоторые лингвисты считают, что именно такое произношение и является первоначальным, исконным вариантом ижемского диалекта, что это изьватас, проживающие в Коми, со временем переняли «щ», «тш» и другие звуки из литературного языка.

Ямальские изьватас на свой манер переделывают и известные коми песни. «Марьямоль» и «Зиль-зёль» за Уралом приобретают совершенно иное звучание. А петь ижемцы любят! Затягивают песни и за столом в кругу близких, и, сверкая разноцветными сарафанами, на большой сцене.

Праздник на Полябте

Каждый год зауральские изьватас выступают и на самом главном, любимом празднике всех ямальцев – Дне оленевода. Отмечают его в конце марта – начале апреля. Праздник этот кочующий: в городах и районах проводится в «свой» день. Скажем, на этих выходных гуляют Надым и Салехард, на следующих – Лабытнанги и Аксарка… Поэтому, если вдруг кто-то не успел на гуляния своего города или поселка, через неделю он может заглянуть на огонек к соседям.

День оленевода – общий праздник коренного населения. Во всех районах праздничные программы похожи, но самые масштабные гуляния проходят в столице округа. На спящей подо льдом реке Полябте возводят огромную сцену, организуют парковку для тысяч гостей и участников, растягивают ярмарочные ряды, ставят десятки чумов. Большая часть программы посвящена спортивным состязаниям. Ради участия в соревнованиях оленеводы специально приезжают из тундры в город. Здесь они показывают сноровку в метании тынзяна на хорей, перетягивании палки, тройном прыжке и прыжках через нарты.

Особой популярностью у зрителей пользуется площадка, на которой борются оленеводы. Элементы национальной борьбы кочевники отрабатывают в быту: порой им приходится вылавливать из стада оленя, чтобы повалить на землю, осмотреть и подлечить его. Тогда в ход идут определенные захваты и движения, которые оленеводы и демонстрируют на соперниках во время состязаний.

Под вечер на старт выходят участники гонок на оленьих упряжках. Их гости ожидают с особым интересом. Соревнуются упряжки по двое, каждая участвует только в одном забеге. К таким гонкам кочевники готовятся заранее: выбирают наиболее быстрых животных и начинают их тренировать.

На Дне оленевода соревнуются и мастера художественных промыслов. На главной сцене праздника проходит «показ мод» – смотр национальной одежды. Соревнуются представители каждого народа – коми, ненцев, ханты. Жюри изучает сложность пошива, оригинальность орнаментов, использование натуральных, природных элементов. В мужской номинации особенно обращают внимание на искусность поясного ножа и ножен. Каждый из участников должен не только показать свой наряд на сцене, но и рассказать историю и этапы его создания. Мужские и женские одеяния оцениваются раздельно.

А самое «вкусное» соревнование связано со строганиной: команды участников тонкой стружкой нарезают замороженное мясо или рыбу, украшают ягодами, шишками, растениями, сервируют и подают на суд жюри. Здесь судьи оценивают оригинальность подачи и технологию приготовления – длину, тонкость, наличие кольца у стружки.

«Музыка нас связала»

Соревновательную атмосферу разбавляют творческие коллективы. И здесь яркими нарядами выделяется ижемская «Обдорянка». В 1990 году Маргарита Ефимовна Ермакова организовала песенную группу, впоследствии выросшую в большой ансамбль. Вокруг этого коллектива сплотились ямальские коми, подтягивали в группу и других ижемцев. Участники «Обдорянки» разучивали тексты на родном языке, совместно проводили праздники и фестивали, шили костюмы, налаживали контакты с зырянами из других районов и регионов.

Из костяка «Обдорянки» в 2002 году появилось региональное общественное движение «Изьватас». Сегодня практически вся общественная деятельность ямальских ижемцев связана с этой организацией. Участники движения проводят олимпиады, диктанты на родном языке, конкурсы талантов среди подрастающего поколения, выигрывают гранты из федеральных фондов и проводят дни коми культуры.

Более 20 лет движением руководила Валентина Иосифовна Шахова, журналист, автор и ведущая телепередачи «Изьватас олэм» (Жизнь изьватас). Но в феврале 2023 года Валентина Иосифовна сложила полномочия, передала бразды правления организацией молодой и инициативной Ирине Кожевиной, в девичестве носившей одну из самых распространенных у изьватас фамилий – Терентьева.

Попадая в среду ямальских изьватас, замечаешь, насколько они дружны, открыты, как сильно погружены в жизнь друг друга: знают, у кого что произошло, разделяют радость, предлагают помощь в беде.

– У вас в республике много коми, возможно, поэтому родная среда там ценится не так, – отмечает лидер движения. – На Ямале нас мало, каждый на виду. Все изьватас знакомы между собой, многие друг другу приходятся родственниками. Поэтому мы очень дружные.

В феврале 2023 года в рамках Дней культуры коми-зырян в Окружном центре национальных культур Салехарда состоялся концерт, на котором было представлено все разнообразие коми фольклорных коллективов Ямала. Подарком для зрителей стало выступление артистов из Коми: Владимира Трошева, ансамбля «Томлун» из Сыктывкара и Николая Чупрова из Ижмы.


Участников съезда Ямало-Нене-цкого регионального общественного движения «Изьватас» поприветствовали министр национальной политики Республики Коми Роман Носков и председатель межрегионального общественного движения «Изьватас» Ирина Королева.
Делегаты избрали нового председателя. Им стала Ирина Кожевина (Терентьева), преподаватель Ямальского многопрофильного колледжа.

Ирина ТЕРЕНТЬЕВА

Фото автора, Анастасии Витязевой, Алины Вокуевой