Игрушки из ГУЛАГа

Их делали заключенные в поселке Ракпас

В фондах Национального музея Республики Коми хранится коллекция редких детских игрушек 1940-х годов. Сегодня они кажутся неказистыми, а тогда имели большой спрос. А уникальность коллекции придает то обстоятельство, что сделаны игрушки были руками заключенных в поселке Ракпас, который ныне относится к Княжпогостскому району Коми и входит в состав сельского поселения «Тракт».

В системе ГУЛАГа существовали специальные лагеря и лаготделения, в которых находились неспособные к тяжелому труду заключенные – инвалиды и частично нетрудоспособные. Никакого досрочного освобождения по инвалидности в те годы не было, таких заключенных отправляли на так называемые легкие работы. Один из инвалидных лагерей располагался в поселке Ракпас Севжелдорлага НКВД СССР. После завершения основного строительства Северо-Печорской железной дороги Ракпас стал одним из центров производственной деятельности Севжелдорлага. Здесь находились кирпичный завод и пошивочно-ремонтный комбинат. И здесь же был организован цех по изготовлению игрушек – тех самых, которые в настоящее время хранятся в фондах Национального музея Республики Коми.

Ракпасский цех производил детские игрушки по популярной в то время технологии папье-маше. Для работы на этом производстве привлекались профессиональные художники и скульпторы из числа заключенных. Игрушки, изготовленные в «инвалидных» лагерях, создавались не для того, чтобы скрасить жизнь детей из многочисленных детских домов ГУЛАГа. Они были частью плана производства товаров широкого потребления. Лошадки, бегемоты, пингвины, куклы и клоуны, сделанные руками лагерных заключенных, заполняли полки магазинов по всей стране.

Бывший заключенный Севжелдорлага, художник Борис Старчиков так вспоминал о лагере в Ракпасе:

«Ракпасская зона поразила величиной. Появился даже цех игрушек – стали выпускать кукол и лошадок, имевших большой спрос в магазинах Коми республики…. Меня повели в цех игрушек. В углу цеха окунал кукольные головки в кастрюлю с краской рябой чернявый мужик с окладистой бородой…

В углу сидел очень уютный медвежонок со стеснительной улыбкой, румяный поляк Димочка Крачковский. Будучи выпускником Академии художеств, здесь он расписывал глазки и мастерски наносил румянец на щечки кукол. В отдельной большой комнате колдовал скульптор Саулюс – холодный и заносчивый прибалт… Он лепил из глины модели кукол и коней, отливал в них формы из серы. В соседней комнате выклеивали по формам половинки из папье-маше, соединяли, грунтовали гипсом, зачищали и олифили, рядом шили платьица…»

Отметим, что во второй половине 1930-х годов произошли определенные изменения в декоративно-прикладном искусстве молодой Страны Советов, и нарядные куклы уже не расценивались как мещанские и буржуазные; любоваться румяными барышнями, устраивать кукольные чаепития больше не считалось опасным и вредным для чистых помыслов ребят Советского Союза. Поэтому изготовление кукол в Ракпасе не шло вразрез с советской культурой. Тем более что делали там и политически выдержанные игрушки, которые должны были «правильно» воспитывать советских детей, растить их настоящими патриотами. Куклы-санитары из Ракпаса – яркий тому пример: пионерские галстуки, солдатские ремни, руки «по швам», берет с надписью «Пионер». Считалось, что с куклами-рабочими, куклами-красноармейцами дети эмоционально закрепляют свои симпатии и антипатии.

В Национальный музей Коми (тогда он назывался Республиканским краеведческим) игрушки из Ракпаса попали в 1943 году, когда в Сыктывкаре была организована выставка изобретателей и рационализаторов СЖДС НКВД СССР. В музей по акту от 14 и 16 августа 1943 года поступили двадцать четыре предмета, среди них были: мишка, слон, танк, лодка, карандашница, пенал, клоун Бибобо, кукла-санитар и кукла-санитарка, кукла в шляпе и кукла в костюме цветка, а также чайный сервиз.

С темой лагерных игрушек много лет спустя оказалась связана еще одна выставка. В 2019 году в Национальном музее Республики Коми открылась выставка «Вещдок. Папка с эскизами», посвященная ленинградцу, книжному иллюстратору, архитектору, плакатисту Борису Генриховичу Крейцеру. Эта передвижная экспозиция Музея истории ГУЛАГа продолжила серию выставок одного экспоната «Вещдок», рассказывающих об уникальных артефактах эпохи сталинских репрессий. Основу выставки, которая к тому времени уже проходила в ряде российских городов, в том числе и в Воркуте, составила папка с эскизами детских игрушек, выполненными Борисом Крейцером в лагере.

Борис Крейцер и один из его эскизов.

В 1942 году заключенный Севжелдорлага Борис Крейцер подготовил для Центрального бюро рационализации и изобретательства (было и такое в системе ГУЛАГа) свои эскизы токарных игрушек. Его проект сочетал в себе простоту технологий и доступные местные материалы, что было особенно важно в годы войны. Борис Крейцер разрабатывал свои эскизы как раз для цеха по производству детских игрушек, расположенного в поселке Ракпас. Правда, использовались эти эскизы в производстве или нет, установить не удалось.

При освобождении из Севжелдорлага в 1946 году Борису Крейцеру удалось забрать с собой на волю папку с надписью «СЖДС НКВД СССР, поселок Железнодорожный, 1942 год» и профессионально декорированной надписью «Токарные игрушки». Открывалась папка веселым пятачком деревянного поросенка, на обороте – хвостик колечком; далее представлены эскизы разноцветных бегемотов, страусов, жирафов, пингвинов, цыплят и других деревянных детских игрушек. К эскизам прилагалась инструкция по изготовлению, в описании указана фамилия художника и конструктора – Борис Крейцер.

Ценную находку обнаружил уже в наши дни на одном из интернет-аукционов руководитель образовательного центра Музея истории ГУЛАГа, коллекционер Константин Андреев. Сейчас удивительная папка с эскизами Бориса Крейцера хранится в Музее истории ГУЛАГа и содержит пятнадцать бумажных листов с выполненными вручную цветными гуашевыми эскизами.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.