Анатолий Бухаров. Образы мира и войны
В собрании Национальной галереи Коми есть немало работ художников республики на тему Великой Отечественной войны. В канун Дня Победы в рубрике «Галерея» мы представляем творчество художника-графика Анатолия Бухарова, создавшего пронзительную «военную серию», которую он посвятил своему отцу, погибшему на фронте, и всему его поколению.

Заслуженный деятель искусств Коми АССР Анатолий Павлович Бухаров родился в 1931 году в Сибири, в селе Перевоз под Иркутском. Работал в области станковой оригинальной и печатной графики. Ему принадлежит множество тематических и исторических композиций, пейзажей, портретов.

Художественное образование Анатолий Бухаров получил на родине, в Иркутском художественном училище, после закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. Преподавал рисунок в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. В 1965 году приехал в Воркуту. Как и многие современники – «за романтикой». В столице Заполярья он проработал восемь лет.

До нынешних дней творческое наследие художника остается не до конца оцененным. Анатолий Павлович стоял у истоков процесса интенсивного развития станковой графики в Республике Коми середины 1960-х годов. В черно-белых гравюрах на линолиуме и картоне, в светлых гуашах чувствуется крепкий, уверенный рисунок, позволявший Бухарову создавать выразительные вещи, которые трудно спутать с произведениями других авторов. Его работы «Ненец», «Оленье стадо», «Красное море», «Ухтинские факелы» сегодня находятся в запасниках Национальной галереи Республики Коми. Зрелый профессионализм, разнообразие графических техник, свободное уверенное исполнение с первых лет отличало творчество художника от начинающих свой путь в северном краю коллег.

Крайний Север увлек художника не только своей неповторимой красотой, но и характерами людей, избравшими далекий край в качестве своего трудового и жизненного поприща. Живые жанровые сцены, изображающие труд и быт северян, мягкие и суровые величественные пейзажи – это темы его работ.

В 1965 году, уже будучи членом Союза художников СССР, Анатолий Бухаров впервые участвовал в республиканской выставке, на которую представил 16 произведений из серии «Люди тундры». Тихий быт, размеренное течение жизни, спокойные мудрые лица, естественная и прекрасная жизнь оленеводов покорили художника. Он не концентрировался на этнографической экзотике, а заострял свое внимание на внутреннем мире героев картин.


– В этих многофигурных листах образы буквально вылеплены – ярко и остро. Работы выдержаны в ровном, спокойном ключе. Композицию художник строит на сочетании больших черно-белых плоскостей, придающих изображению черты монументальности и декоративности, – говорит о его стиле искусствовед Ольга Орлова. – Создавая своих «людей Севера», Бухаров стремился не к экстравагантности и передаче экзотики, а к простым и точным изобразительным средствам, без отвлеченной символики.


В 1969 году Бухаров приступает к офортной серии, посвящённой Воркуте, в которой отражает героические будни города: «Первый уголь осажденному Ленинграду», «Старая Воркута», «Смена идет». С драматизмом и напряженностью художник передает атмосферу Воркуты военного времени, откуда в 1943 году в Ленинград отправился первый состав с углем для нужд военного времени. Живя в Воркуте, художник путешествовал по Баренцеву и Карскому морям, бывал на Чукотке и даже у берегов Аляски. После многочисленных поездок к Арктическому побережью в 1986 году собранный натурный материал получил воплощение в серии листов оригинальной графики: акварель, гуашь, рисунок углем и карандашом. Исключительная роль принадлежит в ней романтическому пейзажу, раскрывшему способность художника почувствовать и тонко передать поэзию суровых северных ландшафтов.

В 1973 году Анатолий Бухаров переехал в Ухту, где трудился до конца жизни. Темой его гуашевых работ, составивших большую серию, стала республика индустриальная. Листы «Газовые факелы», «Первая нефть Усинска», «Ухта индустриальная» вошли в антологию изобразительного искусства Республики Коми. В них он продолжил воспевать труд человека, его единение с суровой землей. Писал он и портреты почетных граждан Ухты.

В середине 1970-х годов главной темой творчества Бухарова стало переосмысление темы Великой Отечественной войны. Отец Анатолия Павловича в первые дни войны ушел на фронт и не вернулся. Тема солдатского подвига волновала художника с юности. Он много и последовательно работал над этим циклом. На выставках появлялись сложные батальные композиции сражений, портреты ветеранов. Вся серия пронизана болью о суровом детстве, о концентрации горя, которое обрушилось на каждую семью. На страшные события Великой Отечественной войны он отозвался работами «1941», «Солдатки», «Война», «Нет войне». Как подчеркивают искусствоведы, по информационной насыщенности, отсутствию искусственной выстроенности эти графические работы напоминают ретушированные фронтовые фотографии.


Анатолия Бухарова нашли в мастерской через несколько дней после смерти. Дата его кончины – 28 июня 1995 года. В Ухте был снят документальный фильм о творчестве Бухарова, но «за ненадобностью» был уничтожен.
После его смерти Национальная галерея Республики Коми приобрела небольшую коллекцию произведений художника.
Оксана ПЕТРОВА
Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.