Михаил Терентьев. Художник, педагог, мастер

Рубрику «Галерея» продолжает рассказ о художнике Михаиле Терентьеве (1951–2015). Хотя большую часть жизни мастер и педагог провел в Воркуте, в его творчестве значительное место занимают работы, посвященные родному Ижемскому району.

Автопортрет, 2015 г.

Михаил Ефимович Терентьев родился в 1951 году в поселке Щельяюр Ижемского района. После армии и учебы в Сыктывкарском педагогическое училище № 1 им. И.А. Куратова на художественно-графическом отделении он приехал в Воркуту. Работал учителем рисования и черчения в школе. В 1987 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. А. Герцена. С 2005 года работал педагогом дополнительного образования в Детской школе искусств заполярного города. В том же году стал членом Союза художников России.

С конца 1980-х Михаил Терентьев – постоянный участник выставки «Воркутинский вернисаж». Его работы экспонировались на первой Республиканской молодежной выставке в Сыктывкаре, зональной выставке «Советский Север» в Мурманске, «Аквабиеннале» в Петрозаводске и на «Российском Севере» в Национальной галерее Республики Коми. При жизни художника персональные выставки проходили в Воркуте, Сыктывкаре и Ижме.

Прага.

Михаил Терентьев работал преимущественно в акварели и пастели, реже обращался к техникам офорта и монотипии. Сохранилось много его карандашных и угольных работ. Среди повлиявших на него художников называл воркутинцев Александра Мельникова и Александра Шевченко. Любил Шагала, Врубеля и Серова. Отмечал, что по духу ему очень близок Пикассо.

Пробуждение.

Несмотря на то, что большую часть жизни Михаил Ефимович прожил в Воркуте – городе без огородов, дач, леса – он сохранил не просто любовь к селу, а остался, по сути, деревенским человеком. В середине 1990-х годов отстроил себе творческую резиденцию в родном поселке, куда приезжал почти каждое лето. Щельяюрцы сразу определили, что новый сосед – человек творческий: дача выделялась на фоне традиционных построек поселка. Сюда к нему на пленэр приезжали коллеги по цеху, особенно часто бывал художник Федор Анохин.

Первые лучи.

Комбинация творческого дара и деревенской натуры создала настоящего мастера на все руки, который не чурался никакой работы. Михаил Ефимович рыл колодцы, строил дома, воссоздал ткацкий станок и ткал на нем половики. Неустанно осваивал новые художественные техники: на выставках можно увидеть не только его графику, но и, например, гобелены. Художник даже отмечен специальным дипломом в этой номинации на XXI Республиканской выставке декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года».

Свидание.

Односельчан-щельяюрцев Михаил Ефимович называл «мои любимые люди» и часто делал их героями своих произведений. Например, у картины «Деревенский философ» есть конкретный прототип, дальний родственник художника Валерий. «Философом» Терентьев сделал его за любовь к застольным размышлениям вслух. Пастельное марево на заднем плане создает эффект расфокусированности сознания, а занесенная с характерно оттопыренным указательным пальцем правая рука подчеркивает желание деревенского философа поведать некую глубокую мысль.

Деревенский философ.

В работе «Последняя встреча» художник отобразил реальную сцену, свидетелем которой стал, прогуливаясь по селу. Девочка и пожилая женщина с грустью наблюдали, как разбирали старинный двухэтажный бревенчатый дом.

Последняя встреча.

Ижемский район – край суровый.Тем не менее все работы Михаила Терентьева пронизаны теплым светом. Пасущиеся бычки и козы, лодки у берега, пестрые букеты, покосившееся домики, портреты сельчан и белые ночи – своего рода пастораль, светлое видение малой родины. Михаил Ефимович рассказывал, что летом делал в основном этюды и наброски, которые превращал в законченные картины уже в мастерской в Воркуте, где писал каждое утро перед основной работой. Такой распорядок, отражавший серьезную внутреннюю дисциплину, художник сохранил до последних дней своей жизни.

Деревенька. Офорт.

Мастер ездил на пленэры не только в Щельяюр. В 2008 году он целый месяц отработал в Великом Устюге и в интервью подчеркивал, что ему очень важно было передать атмосферу провинциального города. Глядя на работы, привезенные оттуда, видно, с какой любовью Михаил Терентьев относился ко всему провинциальному, как много для него в российской глубинке сокровенного и даже сакрального. Похожие по настроению работы он привез из творческой поездки в Прагу. Младшая дочь художника Анна вспоминает, что вокруг Михаила Ефимовича, писавшего с натуры, всегда собирался кружок местных жителей, наблюдавших за его работой. А пражский галерист с удивлением отметил, что «здесь так больше не работают: все сидят в студиях и пишут по фотографиям».

Великий Устюг.
Великий Устюг.
Великий Устюг.

Михаил Ефимович был человеком широкой души. Так о нем отзываются друзья, знакомые и ученики, которых за долгие годы преподавания было тысячи. Под влиянием мастера они создавали в городе, где зимой царит полярная ночь, удивительно светлые работы. В воркутинской художественной школе одно время занимались ребята из коррекционного дома-интерната, и шефство над ними взял именно Михаил Ефимович. Часто художник выставлялся вместе со своими учениками, многие из них становились лауреатами всевозможных творческих конкурсов, в дальнейшем связали свою жизнь с изобразительным искусством. Младшая дочь Анна пошла по стопам отца и сегодня преподает в детской художественной школе Сыктывкара.

В 2015 году художника не стало, а в следующем году в Национальной галерее Республики Коми прошла посмертная выставка Михаила Терентьева.

Илья БАСТРОВ

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.