Ольга Томилова: «До сих пор учусь»

В Сыктывкаре завершилась юбилейная, 30-я республиканская выставка декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года». В этом году участниками выставочного проекта стали 119 мастеров, которые представили 320 изделий декоративно-прикладного творчества: народные костюмы и авторские куклы, тканые и вязаные изделия, кружево и вышивку, художественную обработку дерева, шерсти и многое другое. Звание «Мастер года – 2023» и правительственную премию имени Семена Оверина получила сыктывкарка Ольга Томилова. Мы побывали в ее мастерской.

– Ольга, на протяжении многих лет Вы – участник выставки «Мастер года». Какие работы представили в этом году?

– Участвую в конкурсе с 2006 года. Тогда я была студенткой Института культуры и искусства сыктывкарского госуниверситета. Когда в 2009 году выпускалась из вуза, выполнила под руководством Анжелы Размановой дипломную работу – панно, гобелен «Петровщина», которая была представлена на конкурс. Эта довольно масштабная работа была отмечена жюри и принесла мне лауреатство в номинации «Гобелен». С тех пор старалась постоянно участвовать в выставке «Мастер года», где неоднократно становилась лауреатом в таких номинациях, как народная и авторская кукла, игрушка, роспись по дереву, узорное вязание.

В этом году на выставку представила семь изделий: расписной сундучок, выполненный по мотивам росписи вятских сундуков, текстильные куклы в национальных костюмах Усть-Цилемского и Сысольского района, сумочку-лакомник в технике лоскутного шитья, перчатки по мотивам эстонского узорного вязания и рукавицы с сысольским узором, а также лоскутный коврик «Парма цветущая и благо дающая». Каждый предмет имеет свою историю создания. Вот, например, перчатки. Два года назад мы были на фестивале «Русское поле» в Коломенском парке города Москвы. К нашему шатру, где была расположена экспозиция Республики Коми, подошла женщина. Ее заинтересовал узор на рукавицах. Разговорились. Оказалось, что она из Хабаровска и дома хранит перчатку, подаренную знакомым из Эстонии. После выставки между нами завязалась переписка, она выслала фотографию этой перчатки. Мне очень понравился и заинтересовал орнамент – я просто «влюбилась» в эти перчатки. По фото я сделала схему и связала пару перчаток, которые затем были представлены на выставке.

В этом году в «Мастере года» приняли участие пять моих учениц. Они представили свои работы в разных направлениях – лоскутное шитье, узорное вязание, народная кукла. Надежда Воронкова, Галина Демченко, Залифа Темирбулатова и Елена Клеб в соавторстве со мной выполнили коллекцию кукол в национальных костюмах разных районов нашей республики. Работа Галины Демченко получила диплом лауреата в номинации «Мастер-ученик».

– По Вашим работам сразу понятно, что выполнил их мастер с Севера. Откуда такой творческий почерк?

– Да, действительно, все мои работы объединяет тема Севера. Север – это люди, природа, деревни, города, народное искусство. Все это мне родное. Родилась я в селе Замежная Усть-Цилемского района, в раннем детстве жила в деревне Скитской. Мои бабушки прекрасно вязали, учили меня, но в то время это меня особо не занимало, больше любила уличные игры. Потом жила в селе Усть-Цильма и сосногорском поселке Нижний Одес. По семейным обстоятельствам много переезжала, за время учебы сменила семь школ. И хотя давно живу в Сыктывкаре, но связь с малой родиной не теряю, часто приезжаю в Усть-Цильму, еще чаще возвращаюсь туда в своих воспоминаниях.

– После школы Вы пошли учиться на художника росписи по дереву. Как так вышло?

– Учебу я заканчивала уже в Сыктывкаре в школе-интернате №1. Директором тогда был Александр Александрович Католиков, все его называли Сан Санычем. Я всегда любила рисовать, поэтому после 8 класса решила поступать в ГПТУ № 22. Проучившись четыре года, получила специальность «художник росписи по дереву, художник-оформитель».

Устроилась на Сыктывкарский главпочтамт художником-оформителем. В начале 90-х годов все работы, которые сегодня выполняет компьютерная полиграфия, мы делали вручную – вывески, объявления. Но за то время, пока я воспитывала двух сыновей, все изменилось. Профессия «художник-оформитель» потеряла актуальность.

В 2000 году в сыктывкарском госуниверситете открыли факультет искусств, куда я впоследствии поступила на очное отделение. Нам очень повезло с преподавателями. Скульптуре обучал Владимир Афанасьевич Рохин, керамике – Валерий Лаврентьевич Торопов, рисунку, росписи по дереву и народной кукле – Ирина Вениаминовна Земцова, живописи, ручному ткачеству гобелена и росписи по батику – Анжела Рустиковна Разманова, ткачеству – Анастасия Владимировна Денисова, живописи – Светлана Александровна Бутакова, росписи по дереву – Татьяна Николаевна Сердитова. И еще много прекрасных педагогов, которые привили нам любовь, понимание народного творчества и искусства в целом. Все они научили нас постоянно развиваться в профессии. И я до сих пор учусь.

– С каких изделий начинали в профессии?

– Ну, наверное, с изготовления кукол. Игрушки, куклы ручной работы – моя особая любовь. Творю их с величайшим удовольствием. Это народные и авторские куклы: по детским воспоминаниям, сказочные и литературные персонажи. Люблю расписывать деревянные изделия. Предпочтение отдаю пижемской и верхневычегодской росписи.

Обдумываю работу, делаю эскизы, начинаю выполнять в материале, но иногда сам материал подсказывает, что немножко по-другому нужно сделать. Бывает, что кукла оказывается «капризная», ничего ей не подходит. Тогда пробую разные варианты. Если работа не идет, то куклу откладываю в сторонку, и она ждет своего часа. Такие «ждущие» лежат на полке, смотрят на меня укоризненно. Но проходит время – снова берусь за работу, и все складывается. Мы все время меняемся, учимся, узнаем новое, оттачиваем навыки. Так что все возможно, было бы желание. Сейчас хочется больше времени для личного творчества. Да и внучка подрастает. Хельге три года, с нетерпением жду, когда она станет постарше, и я буду учить ее делать кукол.

– Кукол не только изготавливаете, но и коллекционируете. Почему так решили?

– Коллекционированием увлеклась, когда стала интересоваться куклой. У меня пока небольшая коллекция, но она потихонечку растет. Родные, друзья и знакомые знают об этом и часто привозят отовсюду кукол. Иногда сама заказываю, покупаю, но чаще дарят. Люблю работы наших мастеров, и это не только куклы, игрушки. Я всегда очень радуюсь, когда у меня появляется что-то из их работ. Потом смотришь на них и вспоминаешь мастера, художника, который вложил в эту работу частичку себя. Это очень греет душу и вдохновляет на творчество.

– Как пришли к вязанию?

– Вязать умела с детства. Когда стала мамой, сыновьям вязала рукавицы, носки и шапки, даже на заказ вязала в трудные времена, правда не спицами, а крючком. Но именно традиционным узорным вязанием не увлекалась в то время. Все изменилось в 2020 году. Региональный Союз мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, который я возглавляла, подал заявку на грант с проектом «ЭХО. Этнографическая экспедиция в Удорский район» и выиграл его. С участниками проекта объездили район, побывали в местных музеях – общались с жителями, сотрудниками музеев и мастерами. Изучали, фотографировали, делали замеры, описывали и зарисовывали экспонаты, копировали орнаменты. Вот тогда-то и открылись мои глаза на красоту узорного вязания.

Вернувшись домой, в Сыктывкар, я начала рисовать схемы узорного вязания и вязать. Просто не могла оторваться от этого занятия. Сначала это были изделия, которые необходимо было выполнить по результатам проекта. А потом и дальше пошло. Начала со своей семьи. В семейном альбоме отыскала фотографии с усть-цилемскими шерстяными рукавицами-писанками и чулками, связанными бабушкой. По фото стала составлять схемы, подбирать по цвету пряжу и вязать.

Сейчас активно интересуюсь своим родом и недавно узнала, что среди прадедов был мастер-ложечник. Часто бывает так – уходит мастер и уходит ремесло, так что очень важно сохранять традицию.

– Накопленные знания и опыт передаете своим воспитанникам?

– Всегда стараюсь повышать собственное мастерство и передавать знания всем тем, кто интересуется декоративно-прикладным творчеством, народными художественными промыслами. Провожу творческие встречи, мастер-классы в детских садах, лагерях, школах по разным направлениям: роспись по дереву, народная кукла, игрушка, плетение, валяние из шерсти, узорное вязание.

Три года назад меня пригласили работать в сыктывдинский Дом народных ремесел «Зарань». Здесь очень творческая атмосфера и прекрасный, дружный коллектив. Детям и взрослым преподаю художественную обработку текстиля и узорное вязание. Многие из взрослых учениц хотят реализовать мечту детства и в зрелом возрасте учатся шить, вышивать, вязать, плести – создавать свои собственные творческие работы. Их желание сделать подарки родным и друзьям идет от сердца. Вот в узорном вязании из цветных шерстяных ниток мы можем связать рукавички или носки. Это красивое и нужное изделие радует глаз и согревает в холод. Сегодня жажда созидания, внутренней гармонии особенно обострена. Душа требует не холодных цифр, а чего-то простого, теплого и красивого.

– Что Вам помогает настроиться на творческий лад?

– Люди, природа, красота, знания, ощущения. Возможность сделать что-то красивое и полезное. Иногда и не очень полезное, но все равно интересно что-то придумать, научиться новому. Вспомнить картинки из прошлого – из детства, например, вспомнить цвет, запах, настроение и в чем-то это выразить. Может, кому-то это окажется близко, что-то напомнит, отзовется внутри. А сам творческий процесс, особенно когда все получается, когда делаешь на одном дыхании, или даже если трудно дается, – по большому счету – это счастье.

В творчестве для меня важную роль играет настроение. Когда занимаюсь рукоделием, то слушаю спокойную, умиротворяющую музыку: волынку, пение птиц, звуки леса. Еще люблю работать, слушая аудиокниги. Одно время, когда делала народных кукол, постоянно слушала «Уральские сказы» Павла Бажова или смотрела мультфильмы. Особенно люблю мульт-
фильмы по сказкам Бориса Шергина и Степана Писахова, нравится творчество Хаяо Миядзаки.

Ольга Томилова является членом Коми региональной общественной организации «Союз мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов» и Коми регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Основные направления творческой деятельности мастера – художественная роспись по дереву, народная и авторская кукла и игрушка, узорное вязание.

С 2012 по 2015 год занималась организацией Улицы ремесел на фестивале-ярмарке искусств и талантов под открытым небом «Сыктывкарский Арбат». Провела три персональные выставки: в 2015 году в Центре культурных инициатив «Югор» выставку «Благодарю», в 2020 году в Центре коми культуры – «Динь-динь-дон…», в 2021 году в Центре культурных инициатив «Югор» – «Северную мозаику». В 2022 году Ольге Павловне присвоена квалификация «Народный мастер России».

Беседовала Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото Эвелины ЛАУРИНАЙТИТЕ и из архива Ольги Томиловой