Октябрь. Александр Богданов. Первый директор КГПИ
В историю нашей республики Александр Филимонович Богданов, 130-летие которого отмечается в октябре нынешнего года, вошел как первый директор первого высшего учебного заведения в регионе – Коми государственного педагогического института. Но в его короткой жизни, окончившейся трагически, были и другие значительные вехи…
Александр Богданов родился 2 октября 1894 года в селе Палауз Усть-Сысольского уезда (ныне входит в состав Сысольского района), в семье мелкого торговца. Вслед за церковно-приходской школой он окончил второклассную учительскую школу и затем работал в Усть-Сысольском духовном училище.
Во время Первой мировой войны Богданов был призван в армию, после девятимесячных курсов служил военным фельдшером. После демобилизации вернулся в Усть-Сысольск и оказался в центре общественно-политической жизни края. В январе 1918 года был делегатом Первого (учредительного) съезда советов Усть-Сысольского уезда, вошел в состав уездного исполкома и стал заместителем предисполкома Алексея Мартюшева. Под давлением большевиков Мартюшев вскоре был вынужден оставить свою должность, и на Втором уездном съезде советов, который проходил с 4 по 10 июля 1918 года, председателем исполкома избрали уже Богданова.
Главой советской власти в уезде Богданов, однако, пробыл меньше двух недель. Уже 22 июля большевики, фактически захватившие власть в Усть-Сысольске, отстранили его от должности. Поводом для гонений стала резолюция съезда, отвергавшая декрет ВЦИК о создании по всей стране комитетов бедноты. В вину Богданову поставили «допущение голосования» по злополучной резолюции.
После этого Александр Богданов стал учителем в школе первой ступени Усть-Сысольска, а вскоре получил скромную должность инспектора уездного отдела народного образования. Видимо, тогда он решил окончательно посвятить себя педагогической деятельности. В 1921 году Богданов поступил сразу в два петроградских вуза – университет и Институт внешкольного образвания. Университет он, правда, не закончил, а вот институтский диплом получил.
С 1924 по 1929 год Богданов работал преподавателем, затем директором Усть-Сысольского педагогического техникума повышенного типа. О его работе на этом поприще сведений не сохранилось. Но, по всей вероятности, Александр Филимонович был педагогом-новатором. Во всяком случае, в 1924 году он опубликовал в журнале «Коми му» статью «Воспитательно-образовательный процесс и его методы», в которой противопоставлял «старой схоластической школе» новую «трудовую школу». Любопытно, что при этом Богданов призывал опираться на опыт американского педагога Хелен Паркхерст с ее Дальтонским лабораторным планом, основанным на принципе индивидуального обучения. В 1920-х годах идеи Паркхерст широко применялись в педагогике целого ряда стран, в том числе и СССР.
Надо отметить, что Александр Богданов поднимал не только вопросы методики преподавания. Он смотрел шире и в 1929 году, например, в том же журнале выступил с проектом организации политехникума в Коми автономной области. В то время в области было четыре учебных заведения для подготовки «специалистов средней квалификации»: педагогический, сельскохозяйственный и лесной техникумы плюс землеустроительные курсы. Богданов приходил к выводу, что во всех этих заведениях не хватало квалифицированных преподавателей, учебных пособий, кабинетов и вообще материального обеспечения. По этой причине Александр Филимонович ставил вопрос о скорейшем создании в области «единого среднего профессионально-технического учебного заведения по типу Политтехникума». По его мнению, это привело бы к рациональному использованию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Идеи Богданова, впрочем, не нашли положительного отклика у его коллег и руководства области.
Осенью 1930 года Богданов стал аспирантом Центрального научно-исследовательского института педагогики в Москве. А через год, 18 ноября 1931 года, вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР о создании в Сыктывкаре Коми государственного педагогического института. Директором первого вуза в Коми был назначен Александр Богданов. Вся организационная работа в новом вузе легла на его плечи. Подбор и обустройство помещений для учебы и проживания студентов, создание материально-технической базы, приглашение преподавателей и набор абитуриентов – все это Богданову удалось осуществить в кратчайшие сроки. Уже в январе 1932 года начался учебный процесс, а 21 февраля состоялось торжественное открытие КГПИ.
Выполнив свою миссию, Александр Филимонович отбыл в Москву, чтобы продолжить учебу в аспирантуре и работать над кандидатской диссертацией. В Сыктывкар он вернулся в 1933 году. Его назначили заместителем директора пединститута по учебной работе, он стал доцентом на кафедре педагогики, а через месяц после начала работы в КГПИ возглавил эту кафедру.
В начале 1930-х годов начались репрессии против коми интеллигенции. Под их каток попали члены Общества изучения Коми края, в котором активное участие принимал и Александр Богданов; начались гонения и на преподавателей КГПИ. Атмосфера страха, ожидание ареста, очевидно, угнетали Богданова. Он чувствовал, что его «непролетарское» происхождение, работа в «проэсеровском» уездном исполкоме могут аукнуться тюрьмой или лагерем. В декабре 1933 года Александр Филимонович покончил с собой. В его предсмертной записке были такие слова: «Надо мной довлеет мое прошлое».
«Можно лишь догадываться, какой сонм переживаний преследовал Александра Филимоновича, прежде чем он решился на отчаянный шаг, – отмечала журналист и краевед Анна Сивкова. – Наверняка своим уходом из жизни он хотел прежде всего оградить от преследований и расправы свою семью – жену и детей. Клейма «членов семьи врага народа» им ценой смерти мужа и отца удалось избежать».
Имя Александра Богданова на долгие годы было вычеркнуто из истории республики. Лишь в 1992 году, когда отмечался 60-летний юбилей Коми пединститута, на могиле Богданова в Сыктывкаре установили памятник.
«Цель нового образования – создать творцов-строителей новой жизни и борцов за лучшее будущее всех трудящихся».
(А.Богданов, 1924 г.)
Евгений ВЛАДИМИРОВ