Пошла плясать губерния…

Сыктывкарские зрители восторженно приняли новую версию мюзикла «Мертвые души»

Начало декабря в Государственном театре оперы и балета Республики Коми ознаменовалось яркой премьерой «Мертвых душ». Жанр постановки обозначен как мюзикл, хотя было бы точнее назвать его музыкальной фантазией, почти фантасмагорией на темы Гоголя с намеками на других российских сатириков XIX века.

Сами авторы мюзикла – «дедушка уральского рока», бывший некогда лидер группы «Урфин Джюс» Александр Пантыкин и известный музыкальный драматург Константин Рубинский – объясняли свое детище так: «Мы постарались сделать из поэмы Гоголя авантюрную музыкальную комедию с головокружительными поворотами и почти детективной интригой, сохранив дух оригинала, неповторимый аромат гоголевского стиля и проглядывающую сквозь кажущуюся буффонаду серьезность и даже печаль».

«Неповторимого аромата» добавили в сыктывкарскую постановку московский режиссер Николай Покотыло и саратовский художник Юрий Наместников, поставив в самый центр сцены огромную двухколесную бричку, на которой, как предполагается, разъезжает по губернии Чичиков. Сразу приходит на ум лирическое отступление Гоголя по ходу чичиковского вояжа: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?… Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа…». И эти слова, подхватываемые хором, звучат из уст кучера Селифана (артист Сергей Журков) в финале спектакля.

Режиссер Николай Покотыло

Однако бричка никуда не несется. Она вообще не запряжена и по ходу действия беспрерывно вращается, увлекаемая поворотным сценическим кругом. Сюжет при этом развивается так стремительно, что не всегда совпадает с фабулой гоголевской поэмы.

Начинается спектакль со встречи милого и обаятельного Чичикова (на главную роль был приглашен актер МХАТа им.М.Горького Тимур Дружков) и главного персонажа другого гоголевского шедевра – Хлестакова (один из самых пластичных артистов коми сцены Евгений Гаврилов). Герой «Ревизора» выглядит вовсе не как привычный нам вертопрах, а скорее похож на Мефистофеля. По замыслу постановщиков, Хлестаков, побывавший в городе N раньше Чичикова, соблазняет его невинную, на первый взгляд, душу на крупное мошенничество. При этом план аферы с мертвыми душами подсказывает ему через своих подчиненных не кто иной, как сам губернатор (народный артист РК Анатолий Журавлев).

Исполнитель роли Чичикова Тимур Дружков. Фото БНК

Покупка мертвых душ у Манилова (артист Борис Калашников), Коробочки (актриса Тамара Савченко), Плюшкина (артист Геннадий Гуляев) и Собакевича (артист Александр Жаворонков) решена в одном эпизоде в форме сеанса одновременной игры в шашки. А вот с Ноздревым (артист Алексей Петров), как и в первоисточнике, у Павла Ивановича Чичикова случается облом. Неугомонный помещик предлагает гостю сыграть, как водится, в шашки, размахивая при этом боевым орудием с таким же названием, и готов убить его, когда Чичиков замечает жульничество со стороны хозяина. От неминуемой гибели Чичикова спасает похожий на Держиморду капитан-исправник Дермидонтов (артист Николай Глебов), пришедший арестовать Ноздрева за его прежние проделки.

И тут в сюжет вклинивается не свойственная Гоголю любовная линия. Чичиковым пленяется дочь губернатора Лизонька (актриса Ксения Шабалина), до этого времени проводившая дни в монастыре в беспрерывных молитвах. Но после того как, будучи разоблаченным Ноздревым, ее возлюбленный попадает в тюрьму, в девушке просыпаются гены отца-афериста. Она предлагает папеньке отправить ее в камеру, где томится и тоскует Павел Иванович, дабы выведать у него, куда он спрятал вырученные от продажи мертвых душ деньги. Там Лизонька выясняет, что они зашиты в сюртуке чичиковского слуги Петрушки. Девушка покупает сюртук, и вся преступно нажитая сумма попадает к губернатору. А он в свою очередь делится ими со своими помощниками.

На этом безудержная фантазия авторов мюзикла не исчерпывается. По их воле жена губернатора (актриса Яна Пикулева) вместе с другими местными дамами, очарованными посаженным в кутузку Павлом Ивановичем, устраивает демонстрацию протеста с плакатами «Свободу Чичикову» и «Душка Чичиков», объявляя о создании чичиковской партии. Но капитан-исправник сообщает им, что их кумир уже на свободе и дело о мертвых душах закрыто. В момент всеобщего ликования выясняется, что полученные губернатором деньги – фальшивые. И нарисовал их не кто иной, как Лизонька. А она сама вместе Чичиковым покидает родную губернию, и они отправляются обирать… город Глупов, известный нам по ставшей хрестоматийной сатире Салтыкова-Щедрина.

Такой поворот сюжета, когда мошенники обманывают мошенников, – явный отсыл к гоголевской комедии «Игроки». И это не единственная аллюзия в либретто Константина Рубинского. Находясь в тюрьме, Чичиков видит страшный сон, в котором Хлестаков, подобно Вию, требует поднять ему веки, а затем, как Тарас Бульба, грозит: «Я тебя породил, я тебя и убью». И порой такая игра с разными гоголевскими персонажами принимает характер пародии. В частности, когда Ноздрев громогласно вещает: «Редкая лошадь долетит до середины Днепра».

Ревнители классической литературы могут поставить в вину авторам чуть ли не глумление над классикой. Однако не стоит забывать, что сам Гоголь ломал всяческие литературные стереотипы, порой доводя свои сюжеты до абсурда. Живущий своей жизнью нос майора Ковалева более чем на столетие опередил абсурдистские пьесы Эжена Ионеско и Сэмюэла Беккета.

Динамичная музыка Пантыкина (дирижер Максим Качалов), сочетающая в себе элементы академической гармонии с приемами рок- и поп-музыки, полностью соответствует драматургической мозаике Рубинского, и даже помогает раздвинуть ее. Так в спектакле дважды возникает поставленный московским хореографом Мариной Суконцевой танец мертвых душ, причем они выглядят не зловещими монстрами, а скорее невесомыми паутинками.

Среди исполнителей мюзикла немало вокалистов, которым привычнее неспешные «Травиата» Верди или «Евгений Онегин» Чайковского, но и в этой музыкально-драматургической эклектике они чувствуют себя как рыба в воде. Тут сказывается и опереточная закалка (границу между опереттой и мюзиклом провести практически невозможно), и тот факт, что «Мертвые души» Пантыкина в нашем театре с подзаголовком «Гоголюцинации Чичикова» уже шли в 2011 году в постановке питерского режиссера Владимира Акулова. Да и для нынешнего постановщика это произведение не новинка. Семь лет назад Николай Покотыло поставил этот спектакль, обозначив его как light-оперу, в Красноярском музыкальном театре, который он в то время возглавлял. Обе постановки имели успех.

Вот и нынешняя версия «Мертвых душ» привела сыктывкарских зрителей в восторг. Во время премьеры, после того, как в зале зажегся свет, они минут десять стоя аплодировали и кричали «браво!». И причиной тому не только художественные достоинства спектакля, но и его нескрываемая злободневность. В XXI веке Гоголь по-прежнему современен, и совершенно по-сегодняшнему звучит ария, исполняемая хором всеми персонажами в конце спектакля:

Страну мою родимую
Нельзя застать врасплох:
На одного правдивого
По дюжине пройдох!
Как только дело верное
Запустят в оборот,
Пойдет плясать губерния,
Костей не соберешь!

Игорь БОБРАКОВ

Фото Юрия Ефимца