Андрей Кабишев: «Человеку нужен человек»
За плечами 28-летнего шоумена и телеведущего Андрея Кабишева – сотни юбилеев, свадеб, выпускных и концертов. Как бороться с выгоранием, завоевать аудиторию, откуда берутся идеи праздников, он рассказал в интервью «Региону».
– Начну с самого простого вопроса: где ты вырос и как пришел к своей профессии?
– Я сельский парень, закончил выльгортскую школу, «свой на районе». Мама и папа очень молодые: мне 28 лет, а маме только 46. Папа всю жизнь посвятил службе в МВД. Он, конечно, хотел, чтобы я пошел по его стопам, но я не очень слушался родителей, хотя был домашним парнем. В детстве от папиной работы меня не раз отправляли в Москву на Елку Президента, и я всегда отказывался: мне было невыносимо уезжать из дома. Я даже из детского сада сбегал.
После школы я поступил в институт гуманитарных наук СГУ. Наверное, был плохим студентом, с «шилом в одном месте». Но диплом защитил на «отлично».
– А какая тема была?
– Со мной по жизни Пушкин. Я вообще люблю классику, особенно Пушкина и Гоголя. Лермонтов мне не нравится из-за депрессивного настроения в его стихах. А тема диплома, разумеется, была посвящена Пушкину.
– Ты родился и вырос в Выльгорте. Впору говорить уже о «выльгорсткой школе» ведущих.
– Да, оттуда вышли и братья Басковы, и Марина Калинина, и Катя Порохина. Все детство мы провели в выльгорстком Доме культуры. Буквально дневали и ночевали там. Я попал в театральную студию достаточно поздно, в классе шестом – и тоже остался. С открытым ртом смотрел на уже взрослых своих нынешних коллег. А воспитала нас всех коми драматург, режиссер народного театра драмы Валентина Николаевна Леканова. Она не сразу взяла меня в свою студию, долго ко мне присматривалась. Надеюсь, что сейчас она мной гордится. Я очень ей благодарен.
– Первое серьезное мероприятие ты провел еще будучи школьником. Помнишь его?
– Да, это был юбилей. Я очень волновался, было страшно, и я совершенно не думал о деньгах. Мне важно было пробовать, и я готов был делать это бесплатно, лишь бы мне доверили. Помню, как мониторил странички в соцсетях уже известных ведущих и с восхищением изучал их расписание с редкими свободными датами. «Вот это востребованность!» – думал я. Позже со многими из них мы вели мероприятия в партнерстве. С Мариной Калининой мы сейчас просто не разлей вода. Мы поддерживаем друг друга, обращаемся за помощью. Мы коллеги, «могучая кучка», «семья» организаторов праздников, а не конкуренты, хотя каждый из нас – яркая индивидуальность. Нам, творческим людям, важно чувствовать одобрение не только заказчиков, но и коллег по цеху. Но мы все профессионалы и отдаем дань высокому уровню друг друга. Но не со всеми из нашего цеха я могу работать. Мне важно создавать мероприятия со смыслами.
– Что ты вкладываешь в понятие «смыслы»?
– Тут мне помогает теория литературы. В каждом произведении есть четкая композиция: завязка, развитие, кульминация, развязка,. То же и в празднике, даже если это легкое мероприятие. Похожих не бывает: на всех разные люди, у них разные запросы и ожидания, разная реакция. Это как компьютерная игра. Вот ты прошел определенный уровень, сделал, скажем, юбилей в стиле а-ля рус, поставил галочку – справился, значит. Тут же тебе приходит запрос на мероприятие в стиле «Алисы в Стране чудес» – и ты снова садишься за изучение материала и достигаешь нового уровня. Дальше – больше, и так до бесконечности. «Потолка» нет, все время идет развитие.
Тут лучше, наверное, про год рассказать, что он был очень насыщенным. Я проводил праздники в русском стиле, в стиле Лас-Вегаса, путешествия во времени, по мотивам известных фильмов и литературных произведений. В каждый вложена душа, любовь и старание всей команды. Мой успех – это всегда командная работа. Звукорежиссер, ассистент ведущего, художник по свету… Не всех из них гости и зрители видят, но без их работы проект бы не состоялся.
– Есть в череде твоих мероприятий особенно запомнившееся?
– Это те проекты, в которых я выступаю не только как ведущий, но и как организатор и режиссер. Когда твои идеи были в мечтах, во сне, а тут ты видишь, что они воплощаются и реализуются. Люблю свадьбы, корпоративы, стадионные и площадные концерты! Отдельная любовь – выпускные вечера. На одном из них выпускникам дарили огромных плюшевых гусей, которые они вместе с родителями подкидывали в воздух – мол, дети, как гуси, вылетают из гнезда, в котором их всегда ждут и любят. На другом родители накидывали детям на плечи теплые пледы как символ дома. Это очень трогательно, всегда вызывает слезы и у детей, и у родителей. Семья – это очень важно! На любом мероприятии я обязательно произношу два тоста – за Республику Коми и за семью.
Очень люблю и авторские мероприятия, и реализованные в коллаборации. Например, в прошлом году ресторан «Царская охота» заказал мне масленичное гуляние. Я чувствовал свою ответственность, поскольку был не просто ведущим, а режиссером и соорганизатором.
– Ты записываешь идеи «на будущее»?
– Записываю и благополучно теряю. Я люблю работать под конкретную задачу. Есть запрос – и сразу включается мыслительный процесс. Осенью я отдыхал в Дагестане и параллельно прорабатывал новогодние концепции к проектам. К слову, отдыхать я совершенно не умею: через два дня мне надо куда-то бежать, что-то решать и придумывать.
– Бывает ли у ведущего выгорание?
– У меня не бывает выгорания, но бывает усталость, когда приходится вставать в семь утра перед большим мероприятием и ложиться спать на следующий день. Утомляет самокопание, когда, анализируя проведенную программу, ты видишь, что мог бы сделать еще лучше, когда ты сомневаешься в себе. Утомляет и комплекс самозванца. Меня поддерживают друзья и вера в Бога. Я люблю слушать церковный хор, когда высокие голоса звенят где-то под куполом, и душа улетает туда вместе с ними. Я люблю Пасху, Рождество, когда ты чувствуешь настоящее единение с прошлым, с людьми – и по-настоящему отдыхаешь. Очень важно верить во что-то. Еще помогают спорт и путешествия.
– Ты работаешь только со взрослой аудиторией?
– Я очень люблю детей, и детская Елка, которую мы провели в минувшем декабре, – как раз один из проектов, которыми я особенно горжусь. Я горел этой идеей все лето, но, когда папа в минувшем сентябре ушел из жизни, не было ни сил ни желания. В ноябре моя команда все-таки сподвигла меня на проведение праздников, и это было правильное решение. Я чувствую силу, исходящую от отца, хотя его нет рядом.
Мы с детьми хорошо чувствуем друг друга. На декабрьской Елке было 155 детей и столько же родителей. Каждый ребенок получил гостинец, смастерил свою игрушку, пил чай с Дедом Морозом. Были настоящие чудеса. И когда я вышел на сцену и дети стали обнимать меня, я понял, что все удалось.
Еще я мечтал о благотворительной Елке, и мы провели ее в Детской республиканской больнице.
– Как изменился твой подход к работе с того первого юбилея, когда ты был школьником?
– Я стал глубже прорабатывать концепции, идеи. Раньше я проводил много конкурсов. А сейчас важны не конкурсы. Человеку нужен человек. Тебя приглашают не ради конкурсов, а потому, что ты интересен, ты разделяешь с заказчиком одни ценности, ты смотришь людям в глаза и играешь только для них.
– Приходилось сталкиваться с недоверием?
– Сейчас реже, потому что у меня уже сложилась репутация. Но я всегда волнуюсь перед программой и 10–15 минут в начале «завоевываю» публику. Что о недоверии, был такой случай. На День России мы вели концерт дуэтом с Дмитрием Губерниевым. Музыканты слишком долго настраивали оборудование, и вместо десяти минут нам пришлось полчаса держать аудиторию в шесть тысяч человек. А на следующий день у меня была встреча с молодоженами, которые заказали проведение свадьбы. И два молодых человека небрежно спрашивали: «Ну, что вы вообще умеете?». Им плевать, что вчера тебе хлопали шесть тысяч человек, а партнером был Губерниев. Ты для них никто. И это вызов, с которым надо справиться. И ты начинаешь все сначала.
– Ты по-прежнему ведешь программы на телеканале «Юрган». Как тебе помогает в твоей работе телевидение?
– Очень помогает! Мне нравится, что я два-три раза в неделю меняю вид деятельности и попадаю в другой мир, в мир телевидения. Вести мероприятие и работать на камеру – это совершенно разные вещи. Чтобы тебя «полюбила камера», нужно много трудиться. В Москве я принимал участие в концерте-съемке на федеральном канале «Музыка 1», и это было непросто, потому что я привык работать на публику, которая сидела тут же, в зале, а надо было работать на камеру. Бывает, я не с первого раза записываю дубль или прошу прервать запись, потому что мне не нравится слово, которое я сам же произнес. Мне мешает перфекционизм: хочется, чтобы все было сделано идеально. И конечно, это история совершенно не про деньги. Я очень преданный человек. Благодарен, что меня пригласили на телевидение. Многим обязан университету, моим преподавателям: не только из-за учебы, но и за то, что мне доверили вести «Универвидение». Это огромный опыт. Благодаря «Универвидению» меня узнали в стране, и теперь я провожу мероприятия не только в городах нашей республики, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Нарьян-Маре. На этом проекте я работал с совершенно гениальной ведущей Яной Чуриковой и другими звездами.
– У тебя есть мечта?
– Я мечтаю построить часовню имени Андрея Первозванного и чувствую, что это обязательно случится. Мечтаю, чтобы мои близкие были здоровы и ни в чем не нуждались, чтобы все дети на планете были живы и здоровы и чтобы моя востребованность росла, и при этом я всегда был полезен людям.
– Кем ты видишь себя через десять лет?
– За это время я бы хотел объехать всю Россию и провести праздники в самых разных городах.
Беседовала Полина РОМАНОВА
Фото из архива Андрея Кабишева