История Льва и его необыкновенной мамы
Семья Русличенко столкнулась с серьезными сложностями.
В мире, где так часто говорят о трудностях, истории подлинной стойкости и безграничной любви светят особенно ярко. Перед вами история о семье, которая столкнулась с неожиданными вызовами судьбы – РАС (расстройство аутистического спектра) и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и ответила на них не отчаянием, а объединением, терпением и неугасимой верой. Их путь – это доказательство того, что родительская любовь способна стать самым мощным двигателем прогресса, а принятие и поддержка — фундаментом, на котором даже в самых сложных обстоятельствах можно строить счастливую жизнь, наполненную маленькими и большими победами.
Каждая семья уникальна, и каждая пишет свою собственную историю любви, преодоления и роста. История семьи Русличенко, в которой растет мальчик Лёва, — это история особого родительского подвига. Начиная с первых тревожных звоночков в два года и до сегодняшних дней, когда Лёве семь, их путь был непростым. Это путь диагностики, реабилитации, принятия диагноза РАС и СДВГ. Но сквозь все трудности красной нитью проходит нечто незыблемое: безусловная любовь матери Антонины к своему «Львенку», ставшая для нее неиссякаемым источником сил, и объединяющая поддержка семьи. Их история — о том, как шаг за шагом, день за днем, вопреки всему, расцветает надежда и видны ростки прогресса.
Быть мамой особенного ребенка – это колоссальный труд, но главное – это любовь, терпение и вера в своего ребенка. Антонина – яркий пример того, как любовь и преданность могут помочь преодолеть любые трудности. А история о воспитании её сына служит ярким примером для других родителей, которые только начинают свой путь.
ПЕРВЫЕ ЗВОНОЧКИ
Со слов Антонины, развитие её сына, Лёвы, до двух лет протекало без видимых отклонений. Однако, между двумя и тремя годами мама стала замечать тревожные сигналы. Изменения коснулись прежде всего пищевых привычек ребенка: Лёва начал проявлять избирательность в еде. Также стало настораживать отсутствие речи.
НАЧАЛО ПУТИ
В три года семья обратилась к неврологу. Начался длительный путь реабилитации, включающий в себя как домашние занятия, так и посещение различных специалистов. Только к четырём годам Лёва начал говорить, хотя речь его оставалась крайне ограниченной. Предложений не было, глаголы практически отсутствовали. Его речь состояла из отдельных слов, проявлялась эхолаллия (повтор слов).
– Сначала был вопрос «Почему это все случилось с нами?» — вспоминает Антонина первоначальную реакцию на то, что Лёва отличается от своих сверстников.
Но со временем семья и близкие приняли ситуацию и объединились, чтобы помочь Лёве, за что Антонина им очень благодарна. Кроме того, мама нашла огромную поддержку в общении с другими родителями, чьи дети имеют особенности развития. Они обмениваются опытом, делятся советами, поддерживают друг друга.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
В четыре года Лева пошел в логопедический сад, в котором созданы все условия для детей с особенностями развития. К пяти годам у Лёвы стали появляться короткие, несложные предложения, но его поведение оставалось достаточно сложным, что заставило маму обратиться к детскому психиатру. После обследования было назначено лечение, параллельно семья посещала бесплатных специалистов, проходили курсы реабилитации, даже лежали в больнице. В шесть лет Лёве была присвоена инвалидность (основные диагнозы — Расстройство аутистического спектра и Синдром дефицита внимания и гиперактивности). С годами программа помощи Лёве становилась все более комплексной и насыщенной. Сегодня, в семь лет, его неделя расписана занятиями, направленными на развитие всех ключевых сфер: он работает над речью с логопедом, над эмоционально-волевой сферой и поведением с педагогом-психологом, учится лучше понимать свое тело и обрабатывать сенсорную информацию на индивидуальных и групповых занятиях по сенсорной интеграции, а также приобретает важные социальные и учебные навыки на групповых занятиях по подготовке к школе. Каждый специалист вносит свой вклад в общую картину прогресса.
СЕМЬ ЛЕТ НАДЕЖДЫ
Сейчас Лёве семь лет. Эхолалия все ещё присутствует. Трудности с поведением и питанием остаются, но прогресс налицо. Он строит более сложные предложения, задаёт вопросы, его речь становится всё более осмысленной.
– Лёва стал заниматься в группе, проявляет меньше агрессии, начал рисовать и раскрашивать, делать домашние задания без истерик, — с гордостью делится успехами мама Левы.
2025 год приносит волнующее и долгожданное событие: Лёва готовится пойти в школу! Это достижение – прямой результат многолетних, целенаправленных усилий самого Львы, его мамы Антонины и всей поддерживающей семьи.
Интенсивная работа со специалистами (логопед, педагог-психолог, сенсорная интеграция) и групповые занятия по подготовке к школе были подчинены этой важной миссии. Умение Лёвы заниматься в группе, снижение агрессии, способность выполнять задания – все эти навыки, отточенные за последние годы, стали фундаментом для его школьного старта.
– Мы очень долго к этому шли, – говорит Антонина. – Что казалось когда-то почти невозможным, становится реальностью.
ИСТОЧНИК СИЛЫ И РАДОСТИ
На вопрос о том, откуда Антонина черпает силы, она отвечает просто и проникновенно: «Любовь к моему Львенку». Эта любовь – неиссякаемый источник энергии для нашей героини, а успехи её сына, каждый его маленький шаг вперед, являются для неё наградой. Главные увлечения Левы – это машины, конструкторы и пазлы. Также Лёва радует маму своими знаниями: он различает все цвета и оттенки, считает, делает успехи в чтении, с удовольствием рисует и раскрашивает, особенно ему нравится рисовать эвакуаторы.
ТЕПЛО СЕМЕЙНОГО ОЧАГА
Семейные традиции играют огромную роль в жизни семьи.
– Все праздники мы отмечаем всей семьей, устраивая совместные игры и развлечения. Также любим ходить в детские комнаты, просто гулять по городу или парку, играть на детских площадках, — рассказывает мама Левы.
Антонина особо отмечает, что ее силы и возможность последовательно вести Льву по пути реабилитации во многом обеспечены активной помощью семьи. Близкие не на словах, а на деле разделили с ней ответственность и заботу. Дедушки, бабушки, другие родственники берут на себя важные задачи: отвозят Льву на занятия к логопеду, дефектологу или на реабилитационные курсы, занимаются с ним дома по рекомендациям специалистов, играют в его любимые конструкторы и пазлы. Но, пожалуй, самое главное – они дарят Льву безусловное принятие и любовь, создавая для него безопасную и поддерживающую среду, в которой он может расти и развиваться. Эта слаженная работа всей семьи – фундамент, на котором строятся успехи Львы и который позволяет Антонине находить ресурс для самой себя.
На наш вопрос «Что же значит быть мамой особенного ребенка?» Антонина отвечает:
– Мама особенного ребенка — это не только воспитатель, педагог, врач, но и опора, поддержка, защита. Перед принятием будет отрицание, поиск виноватых, стыд, комплекс вины и т.д. Мама, когда смирилась, что ребенок особенный, начинает каждый день думать, над тем, как решить проблемы. Успехов вам, дорогие особые мамы и их родные и близкие, сил вам, и хорошего настроения. Идите вперёд с высоко поднятой головой, всё получится!
Кристина Шурганова
***Статьи о семьях создаются в рамках реализации мероприятий социального проекта «Быть мамой: психологическая гармонизация особой семьи с помощью медиатерапии», при поддержке гранта Главы Республики Коми на развитие гражданского общества.