Козы в розах
Хозяйство известного цветовода Татьяны Морозовой осваивает новые направления
Одна из самых опытных предпринимателей в области сельского хозяйства Республики Коми, основатель садового центра «Емвальский» Татьяна Морозова реализует новый проект в сфере козоводства и сыроварения. Продукцию ее хозяйства уже успели оценить сыктывкарцы. В планах Татьяны Егоровны открытие не только сыроварни, но и школы по сыроварению.
На «каблучке» в Москву и обратно
Мама Татьяны Морозовой, вместе с пятью братьями и сестрами выросшей в селе Усть-Нем, была мудрой женщиной. «Таня, – говорила она дочери в конце 1970-х, – на селе хорошей жизни еще долго не будет, ищи себе профессию». И Таня, хоть дома и доила корову с пятого класса, а на маминой работе любовалась трудолюбивыми доярками, уехала поступать на юриста в далекий Армавир.
– У меня там работала старшая подруга, вот я и отправилась в такую даль, – вспоминает она.
Но затея с поступлением не удалась, не хватило баллов. Тут же нашлась альтернатива: прямо у приемной комиссии она встретила женщину, зазывавшую абитуриентов в училище во Владикавказе. Тоже не ближний свет, но мама, управляющая совхозом в Усть-Куломском районе, идею дочери поддержала. Татьяна стала учиться на инженера-монтажника радиоэлектроники в Северной Осетии. Закончила училище с красным дипломом и уже во время учебы работала на заводе. Но по дому тосковала ужасно и вернулась на родной Север.
Устроилась работать на Сыктывкарский ЛПК, вышла замуж. Но жить было негде, поэтому молодая семья переехала в Визингу, где Татьяна стала работать швеей в шубном цехе. Но и в селе проще жить не стало. Снова вернулись в город. Тогда же, в 1996 году, Татьяна решила рискнуть – и открыла ИП, стала заниматься уличной торговлей сладостями, потом открыла киоск с продуктами. И как часто бывает, подвернулся случай, ставший для маленького дела Татьяны судьбоносным: по соседству с ее киоском торговали цветами. Общительная Татьяна подружилась с продавцом, и та, надолго ложась в больницу, просто передала соседке по торговой точке свое дело, попросив сохранить цветочное направление. Татьяна сразу стала искать новых партнеров, отправившись на крупную цветочную выставку в Москву. Так в Сыктывкаре появились новые срезанные цветы, кроме традиционных гвоздик и роз. «Никогда мне не было интересно «купи-продай», хотелось чего-то нового, необычного. У меня были самые красивые цветы в Сыктывкаре», – с гордостью говорит она. За «срезкой» появилась «горшечка» – комнатные цветы. За ними – рассада.
– Знания и опыт приходили постепенно, – вспоминает фермер, – никаких транспортных компаний тогда и в помине не было, сама выстраивала логистику. Сначала ездила за цветами на поезде: со всеми переругаешься с этими коробками, всех упросишь, пока войдешь в купе, – тащила в метро, искала попутки, летала на самолете. Потом купила машину, стала ездить в Москву сама. В мой «каблучок» влезало ровно девять огромных коробок с цветами. Оглядываясь назад, я сама на себя удивляюсь – как я через все это пробилась!
Прибыль – в дело
Иногда Татьяне казалось, что зря все это и ее цветочное дело не устоит перед нашей изменчивой экономикой.
– Одновременно с бизнесом мы строили дом в местечке Емваль. Казалось, только встанешь на ноги, как грянет кризис – ухаешь в яму, потом выкарабкаешься – снова обвал, повышение цен, – вспоминает фермер.
Так «на качелях» и развивалось хозяйство Татьяны Морозовой. Сегодня это небольшая цветочная империя, которую она на протяжении почти четырех десятков лет выстраивала для себя и своих четверых детей, помогающих маме в бизнесе. В 2022 году семья открыла большой садовый центр «Емвальский» на выезде из Эжвинского района Сыктывкара, а после – и в Ухте. «Это была моя мечта – возить разнообразные растения, которые приживутся у нас на Севере. Глаза разбегаются, столько цветов на свете! Но у нас лето короткое, поэтому мы продаем только те, что вырастут стопроцентно», – говорит Татьяна Морозова. Но тут уж в дело вступают северные дачники, которые умудряются выращивать в «зоне рискованного земледелия» и розы, и баклажаны, и даже кипарисы. Кстати, грунт для рассады в хозяйстве делают сами, смешивая торф, песок и удобрения. В этом деле Татьяне с самого начала помогает наука в лице агронома Светланы Триандофиловой.
Сколько тысяч саженцев и рассады ежегодно продает хозяйство, Татьяна не говорит: как истинный предприниматель переводит обороты в рубли. Каждый год саженцы, цветы и огородные растения приносят 20 миллионов рублей, которые сразу же идут в дело.
– Все обратно вкладываю: в развитие хозяйства, в строительство, в оборудование, в машины. Почти вся необходимая техника у нас есть. Вот только пока не могу купить трактор, а он с нашими снегопадами очень нужен. Сейчас пробуем выйти на грант «Семейная ферма», и если получится, это нам очень поможет в развитии, – говорит Татьяна Морозова.
«Душевные» козы
Цветы и рассада – сезонный бизнес, и семья давно выбирала, чем заниматься с сентября по апрель. Именно поэтому в хозяйстве появился гостевой дом с баней в деревне Чукачой Сыктывдинского района, в 35 километрах от Сыктывкара. А на участке рядом решено было разводить коз.
К этому решению Татьяну Морозову привело ее стремление учиться у лучших представителей сельского хозяйства страны, проходить бесконечные курсы, ездить на семинары. Вот захотелось ей научиться варить сыры после мастер-класса в поездке на Байкал, и на обратном пути она заезжает на сырный фестиваль «Сыр. Пир. Мир» к самому Олегу Сироте, знаменитому сыровару. А из следующей поездки привозит в Коми целое стадо из тридцати коз!
– Я всегда мечтала о корове. Муж сказал категорическое «нет». Я послушалась. А потом съездила на Байкал, увидела там коз и как варят сыр. Меня это жутко впечатлило: я люблю масштаб и красоту. Меня пленила красота сыра. Я загорелась, поехала учиться на сыровара в Москве. Поняла, что у нас нет хорошего молока. Что делать? Производить самой! – рассказывает Татьяна историю появления в хозяйстве коз.
Главный в стаде англо-нубийских и смеси этой породы с альпийскими длинноухими козами – красавец-козел Остин. Он же отец всех вновь появляющихся в хозяйстве козлят. Общительный добряк: когда мы заглянули к нему в отдельный домик, первым делом подставил голову, чтобы погладили. Ласки просят и остальные козы: это особенность их контактной породы и характера самой хозяйки – с каждой она поговорит, погладит, даст угощение.
– Когда я всех своих коз, а сегодня их сорок девять, выпускаю на выпас, мне порой становится страшно. Но радости больше, и про коз я могу рассказывать бесконечно, иногда сестра мне даже говорит: «Давай сегодня не про коз!».
О молоке и сыре
Козы у Татьяны все хорошие, высокоудойные. Бесперспективные выбраковываются, от чего хозяйка каждый раз чуть не плачет. «Большая часть коз в хозяйстве – первокотки, а это значит, что только через два года ты поймешь, удалась ли коза. Выбраковка в козоводстве – самое тяжелое дело. Первое время я рыдала, отдавая козу на убой», – рассказывает предпринимательница.
– У козы должно быть вымя, хорошее для дойки, и большой объем молока, – отвечает Татьяна на мой вопрос, как понять, хорошая ли коза. – Одна наша коза родила в августе и до сих пор дает четыре литра за одну дойку. Доим мы утром и вечером. Ежедневно они вместе дают 20 литров молока, которое мы перерабатываем в мягкие сыры и пастеризуем. И даже если у козы плохой характер, ты ее терпишь ради молока.
В том, что у коз разные характеры, я убедилась сама. Пока помощница хозяйки, ее тезка Татьяна, доила стадо, какая-то из коз ревновала и пыталась прямо из-за загородки боднуть товарку, иная требовала, чтобы гладили только ее, другая рвалась из загона, а одна строптивица все норовила опрокинуть ведро, которое Татьяна ловко выхватывала и ставила на место. Этой упрямице пришлось скормить почти половину сухариков, предназначенных для всех.

В скором времени в хозяйстве Татьяны Морозовой появится официально зарегистрированная сыроварня. Пока на ней будут производиться мягкие и вытяжные сыры. Но и до твердых, которые вызревают по многу месяцев, дело дойдет, уверена Татьяна.
– Моя мечта – открыть школу сыроваров в Сыктывкаре. Весь город я сырами обеспечить не смогу, но в моих силах научить этому. Первый мастер-класс я провела в конце прошлого года: специально учила готовить сыр на основе молока, купленного в магазине, чтобы это было доступно каждому. Сколько было радости, когда на Новый год мои ученицы подарили родным и друзьям первые сырные конфеты, сделанные самостоятельно! – говорит Татьяна Морозова.
Любимый цветок Татьяны – петуния. Она называет его «беспроблемным», хотя каждая дачница знает, как непросто выгнать его из семян. С некоторых пор Морозовы выращивают их из черенков.
– Петуния легко может перезимовать дома, если ее полностью срежешь. У нее огромное разнообразие сортов: маленькие, большие, махровые, ампельные. А какие у нее цвета! Она очень благодарный цветок. Отцвела – ее обстригли – и снова цветет. После дождя встряхнулась – и опять красавица. Подкормили – опять растет. Я детям сказала: я умру – посадите у меня на могиле петунию и рябину, – улыбается Татьяна.
Полина РОМАНОВА
Фото автора и из личного архива Татьяны Морозовой