Ольга Валей. Восхищение миром

Продолжая знакомить читателей с представителями изобразительного искусства Республики Коми, рассказываем о молодой художнице Ольге Валей, чья персональная выставка недавно прошла в Национальной галерее Республики Коми.

Сыктывкарка Ольга Валей происходит из старинного оленеводческого рода, о чем говорит ее фамилия. Издавна оленеводы Тайбарей, Валей, Лаптандеры, Ледковы и другие пасли оленей в тундре. Ольга была восьмым, младшим ребенком в большой семье и выросла в селе Петрунь Интинского района, где сегодня прописаны всего около трехсот человек, а живут и того меньше, порядка двухсот. Добраться до коми глубинки можно по зимнику или вертолетом – это если в холода, и по реке Усе летом.

Ольга Валей с мамой на малой родине.

Ольгин класс по сельским меркам был большим – одиннадцать человек. После окончания школы она, в отличие от одноклассников, не раздумывала, куда поступить: хотела учиться только на художественно-графическом отделении педагогического колледжа имени Куратова. При поступлении нужно было сдавать рисунок и живопись, чему в Петруне не учили. Не было в селе и интернета, чтобы по сети изучать творчество живописцев. В детстве Ольга занималась в фольклорном и танцевальном кружках, а рисовала для души. С подачи старшей сестры-парикмахера освоила штриховку, и на этом ее сельское художественное «образование» закончилось. Помог случай. Педагог колледжа, ныне покойный Иван Петрович Муравьев, отнесся к абитуриентке по-отечески и дал ей необходимые для поступления уроки.

Застолье. 2024 г.

После окончания колледжа Ольга Валей продолжила учиться на факультете искусств в Сыктывкарском государственном университете и уже во время учебы устроилась на работу художником по росписи в Академический театр драмы имени Виктора Савина. В числе своих учителей она называет художницу Анжелу Разманову и главного художника театра Эриха Вильсона, портреты которых были представлены на ее выставке в Национальной галерее Республики Коми.

Эрих Эрвинович Вильсон. 2017 г.

– Моя работа в театре заключается в том, чтобы расписывать костюмы, состаривать или, наоборот, обновлять их, тонировать ткани, обувь, головные уборы. Технически это выглядит так: надо например, приглушить белый цвет костюмов, которые при свете софитов будут слишком яркими. Для этого я завариваю таз чая и замачиваю в нем ткани, – рассказывает художница о своей работе. – Перед премьерами, бывает, надо поработать сразу над шестьюдесятью костюмами и успеть сделать это за два-три дня.

Даша. 2019 г.

Ольга считает, что отчасти художника в ней сформировали предки: все бабушки, и она вслед ними, вязали, деды мастерили, прадедушка делал туеса из сколотня, а еще занимался резьбой по кости.

Кроме памяти предков и любви к Северу, Петрунь подарило Ольге вполне зримый «автограф»: шрам над правой бровью. «Расписалась» на лбу пятилетней Ольги петруньская лошадь: по весне она увязалась за старшим братом и собачьей упряжкой к ближайшей колонке. Брат с собаками стал обходить жующих сено возле пекарни лошадей, а отважная «младшенькая» побежала прямо на них. «Когда я очнулась, мое пальто было залито кровью. Удивил испуг взрослых: сама я боли будто и не чувствовала. А рану мне зашили в медпункте», – вспоминает художница.

Автопортрет.

А еще она вывезла с малой родины темы работ и образы персонажей своих картин: например, самой старшей сестры, воспитывавшей Ольгу, ее братьев и сестер. Она любила собирать морошку и всегда повязывала перед выходом в тундру белый платок. Сестры уже нет в живых, а ее портрет – на выставке в Национальной галерее Республики Коми. Себя Ольга изобразила в травах, на сенокосе, который для нее маленькой всегда был праздником. На автопортрете она будто обнимает весь мир, пытаясь закрыть его от войн и бед. Мир – ключевое слово для всего творчества Ольги Валей. Еще один автопортрет, написанный ею маслом в 2017 году, изображает художницу перед холстом, который в процессе работы «вдруг» стал прозрачным и будто превратился в стекло, через которое преломляется мир в ее творчестве.

Автопортрет. 2017 г.

Выставка Ольги в Национальной галерее называлась «Мой мир вращается благодаря…».

– Благодаря чему? – спрашиваю у художницы.

– Прежде всего благодаря Богу, моему селу, семье, моим трем дочерям, после рождения которых я очень изменилась, – говорит Ольга. – Хотя каждый, посмотрев выставку, может продолжить эту фразу по-своему.

Чом мыгор. 2024 г.

Любимые техники Ольги Валей – коллаж и графика, хотя в ее творчестве есть место и работам, выполненным только маслом или пастелью.

Посвящается в вечность. 2021 г.

– Я люблю акрил, пастель, бумагу. Благодаря коллажам работы получаются более объемными и глубокими, сочетание разных материалов позволяет мне «достучаться» до зрителя, рассказать ему немного больше, чем позволила бы «плоская» картинка. Коллаж дает многоуровневость, – говорит Ольга. – Например, портрет Анжелы Размановой написан на виниловых обоях с узором, который очень подходит для этого образа. Но я буду продолжать работу над ним: пока у меня нет ощущения, что работа завершена. Есть работы, которые я создаю за два часа, но над коллажными портретами могу работать месяцами.

Анжела. 2023–2025 гг.

Рядом с портретом художниц Размановой и Веры Петровской на выставке представлены портреты дочерей Ольги. Каждая работа отражает разные характеры девочек: София, едва проснется, щебечет, как птица, Даша старается смотреть на яркий мир творчески, строгая Полина изображена с китом как защитник всего живого.

Полина. 2017 г.

Коллажный образ Богородицы с младенцем вставлен в оригинальный оклад с кованым гвоздем и старинным шнурком, привезенный Ольгой из Петруня. Это воспоминания о родном коми доме и красном углу в нем: «Маленькой я стояла перед иконами, зажмуривала глаза, а открыв, удивлялась, что я по-прежнему в этом месте. Мне казалось, что я обязательно должна перенестись в какой-то другой, небывалый мир». Образ обрамлен фоном из растений, который, по словам художницы, первоначально должен был изображать птиц. «Но получились цветы», – улыбается Ольга. В ее творчестве вообще много растительных образов.

Я обнимаю тебя, мир! 2023 г.

Центральной работой созданного ею мира она считает коллаж «Остров». На нем – яркие осенние деревья из сыктывкарского местечка Заречье на фоне голубого неба, а на них – вороны.

– «Остров» – это моя творческая мастерская, мое заповедное место. Деревья на нем похожи на подсолнухи, а вороны – на черные семечки, из которых вырастает мой мир, – объясняет художница.

Остров. 2020 г.

Есть в ее творчестве и коллажные фотоавтопортреты. «Я снимаю себя на телефон в своих разных внутренних состояниях», – говорит Ольга. Действительно, зрителям, которые не знакомы с ней, может показаться, что на портретах изображены разные женщины. Тем не менее это она: то как стена, вставшая между миром и тревогами, то умиротворенная красавица, то женщина-вамп, то мастер за работой.

Автопортрет.

В своих картинах Ольге удается изобразить горе, конфликты, память, взаимоотношения мужчины и женщины, но основной импульс ее творчества – радостное восхищение миром, благодарность детству, людям, природе. Даже страшное, как на картине «Гидра», она изображает в бытовом ключе. Многоголовое чудовище на ней, как цветок, растет из синего горшка. «А я – Геракл, который побеждает свои страхи», – объясняет художница.

Школьный дворик. 2018 г.

А еще Ольга хочет, чтобы ее образы продолжали жить «в миру» – на сумках, тканях, обоях, одежде. Это будет следующий этап ее творчества, который, как она считает, начнется
«с белого листа».

Стравинский. 2023 г.

Полина РОМАНОВА

Фото из личного архива Ольги Валей

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.