Александр Безумов. Художник-фронтовик
В Республике Коми работали более двух десятков художников-фронтовиков, в творчестве которых в разной степени отражена тема Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В канун 80-летия Великой Победы «Регион» рассказывает о живописце и графике Александре Безумове, воевавшем на фронте с 17 лет. Талант заслуженного деятеля искусств Коми АССР, члена Союза художников СССР формировался в том числе и в суровые годы войны.

Александр Николаевич Безумов родился в селе Великовисочное Архангельской области. Среднюю школу окончил в Нарьян-Маре в 1942 году. Начало творческого пути Александра Безумова, его становление как человека и художника связаны с периодом Великой Отечественной войны: в 1943 году он, недавний выпускник средней школы города Нарьян-Мара, был призван на фронт. В архиве Национального музея Республики Коми сохранились личные документы А.Н. Безумова. Вот выписка из его книжки военнослужащего срочной службы вооруженных сил СССР.
«22 сентября 1949 года. Воинское звание – гвардии рядовой. Предъявитель сего Безумов Александр Николаевич состоит на срочной военной службе в войсковой части №28230. Военную присягу принял 1 марта 1944 года. Призван Ненецким окружным военкоматом Архангельской области. Последнее место работы и специальность до призыва – учащийся. Дата призыва – ноябрь 1943 года».

В это время Александру Безумову едва исполнилось 17 лет. Во время войны он был автоматчиком в Варшавском ордена Суворова полку. Воевал на Первом Белорусском фронте с декабря 1944 года до Дня Победы. После окончания войны, в 1947–1949 годах, служил писарем секретной части, писарем-чертежником. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Уволен в запас в 1950 году.

В архивах Национального музея Республики Коми сохранились дневниковые записи художника периода Великой Отечественной войны. Вот один из эпизодов, случившийся во время его перехода от Нарьян-Мара к призывному пункту, который находился в Вологде, в 1943 году:
«27.ХII.43. Базар в Котласе. … Все, что хочешь, за сногсшибательные цены. Я там видел настоящий классический этюдник, полный чудесных красок с иностранными названиями и кистей, с палитрой и муштабелем. (Продавала жена какого-то художника). О боже, он стоил «полторы» (между прочим – тысячи – увы!). Так душа и загорелась».
Рисованием Безумов увлекался еще в детстве: в фондах Национальной галереи Республики Коми сохранились его акварельные рисунки 1942–1943 годов – скромные ученические пейзажи «Нарьян-Мар», «Улица в Нарьян-Маре», написанные в школьные годы. Уже тогда А. Безумов твердо знал, что будет только художником, и уже тогда начал серьезно готовиться к будущей профессии. В 1941 году, буквально в день начала войны, он отбирал свои работы, готовясь к поступлению в художественное училище.

Война отодвинула осуществление этих планов, но не смогла заставить юношу отказаться от них. Александр Безумов целеустремленно шел к своей цели: еще во время службы в армии между боями и в первые послевоенные годы, до демобилизации, он делал карандашные зарисовки своих фронтовых друзей, армейского быта. Несмотря на то, что эти наброски были еще несовершенны и угловаты, они дороги как поистине бесценный документ эпохи, как рисунки, которые создавались «по горячим следам» и отражали первые, самые сильные и непосредственные впечатления и настроения художника. Сюжетно и тематически они просты и по-ученически конкретны: «Пейзаж за Эльбой» (1945) – полусхематичная зарисовка немецкой деревни; «Автопортрет» (1946) – двадцатилетний юноша с пытливым, внимательным взглядом; «Девушка в шинели» (1946) – юная медсестра; «Конспект на Родину» (1948) – солдат, пишущий письмо домой.

Кроме того, по этим зарисовкам можно проследить, как Александр Безумов пытался постичь азы художественного мастерства: экспериментировал со светотенью («Солдат Головко», 1948; «У печки», 1946); пытался найти наиболее выразительный ракурс («На политзанятиях», 1948). В процессе работы он что-то оставлял, что-то зачеркивал и отвергал: например, в рисунке «Конспект на Родину» изображено несколько вариантов поворота головы. По сути, это своеобразная «творческая кухня» будущего художника.

С 1951 по 1958 год Александр Безумов учился на факультете монументально-декоративной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной. Его дипломной работой стал проект росписи выставочного павильона «Советский Север», выполненный под руководством профессора П.Д. Бучкина и архитектора К.Л. Иогансена. В июне 1958 года работа экспонировалась в музее ЛВХПУ им. Мухиной на выставке произведений в честь Первого Ленинградского фестиваля искусств. С 1959 года Александр Безумов – участник многочисленных всесоюзных, всероссийских, зональных, республиканских выставок.


Дальнейшая жизнь художника была связана с Севером, с Сыктывкаром, куда он приехал по окончании института в 1959 году и где окончательно определился круг его интересов и художественный почерк. Безумов стал пейзажистом, в его творчестве сильно развито эпическое начало: одна из главных тем художника – мощь и стихийная сила природы, а излюбленный мотив – необозримые дали, данные в панорамном обзоре, изображенные с высоты птичьего полета. Соответствовали этому и стилевые особенности, свойственные монументальной живописи: обобщенность и лаконизм форм, создающих ощущение пространственной протяженности, декоративность колорита («Огни», 1971; «Морозное утро», 1971; «Весна в Лемью», 1972–1973; «Северная весна», 1976 и др.).


Произведений, непосредственно затрагивающих тему войны, в творчестве Александра Безумова немного, но они интересны и значимы. Это портреты ветеранов Великой Отечественной войны, написанные с большой любовью и уважением. По замыслу художника, это прежде всего защитники: своего Отечества, мира, гуманизма, люди одного с ним поколения и одной судьбы. Таковы «Портрет ветерана Великой Отечественной войны П.С. Политова», созданный в 1975 году, «Портрет Н.Н. Массальского», написанный в 1979-м, и другие. Эти портреты – дань памяти и уважения ветеранам, людям с нелегкой судьбой.

Прокопий Семенович Политов (1908–1986), уроженец деревни Макарыб Удорского района Республики Коми, с самого начала войны, с июня 1941 года, был призван в ряды Красной армии, закончил войну в звании лейтенанта. С марта по сентябрь 1944 года участвовал в боевых действиях в составе 42-го отдельного Краснознаменного линейного батальона связи 70-й армии 230-го Белорусского фронта, награжден двумя орденами Красной Звезды. В феврале 1946 года был демобилизован, после войны работал инструктором районного комитета ВКП(б), с апреля 1946 до выхода на пенсию в 1968 году занимал различные должности в Удорском райпотребсоюзе.

Николай Николаевич Массальский – актер, режиссер, театральный педагог, родился в Москве в 1908 году. Учился в студии драматического театра Коммунистического района Москвы, где впоследствии работал актером. В 1935 году был репрессирован, освобожден в 1940 году. После освобождения приехал в Сыктывкар, был актером Республиканского драматического театра. В марте 1942 года был призван в армию, воевал на Волховском фронте, участвовал в боях за Ленинград, получил серьезное ранение. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». После демобилизации в 1945 году работал художественным руководителем, директором Сыктывкарской филармонии, с 1964 года – режиссером-постановщиком концертных программ Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР. В 1959 году получил звание заслуженного деятеля искусств Коми АССР.

Тема Великой Отечественной войны раскрыта художником и в масштабной сюжетно-тематической картине «Дороги войны» (авторское название – «Враги»), созданной в 1967 году. Ее замысел Безумов вынашивал в течение многих лет: сохранились первоначальные рисунки, наброски композиции, сделанные им в разные годы – на альбомных листах, на страницах ученической тетради. Менялись герои, ракурсы, расположение фигур, но основная идея картины оставалась неизменной. Именно из-за нее, по свидетельству самого художника, картина «провалилась». Настораживал сам сюжет: советский солдат протягивает кружку со спиртом немецкому военнопленному. Тогда, в середине 1960-х годов, были еще слишком свежи нанесенные войной раны, поэтому содержание картины казалось почти кощунственным. Теперь, по прошествии многих лет, становится ясным, что эта работа художника затрагивает важную философско-этическую проблему гуманизма, который проявлялся и на войне. Александр Безумов, художник-гуманист, своим произведением напоминал нам о том, что русский солдат среди крови и насилия не терял лучших человеческих качеств…

Умер Александр Николаевич Безумов 17 июля 1982 года в Сыктывкаре.

По материалам статьи Елены Шуктомовой
(Сборник «Художники Республики Коми – участники Великой Отечественной войны»)
Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.