Ольга Георгиева: «Вся моя жизнь – это творчество, вдохновение и любовь»
Ольга Георгиева впервые появилась на сцене Театра оперы и балета Республики Коми … в четырехлетнем возрасте. Доверили ей роль сыночка мадам Баттерфляй в одноименной опере Пуччини. Тогда она еще не обладала замечательным сопрано, да и петь на сцене не было надобности. Никто не мог предположить, что спустя годы Ольга станет ведущей солисткой оперной труппы Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, будет гастролировать по Европе…
— Играть, петь на сцене – детская мечта миллионов, но Мельпомена выбирает лишь избранных. Каким он был – Ваш путь в театр?
— Есть расхожая фраза: «Всему начало отчий дом». Это точно про меня. Родилась в музыкально одаренной семье. Бабушка Ольга Михайловна Никифорова, в честь которой меня и назвали, обладала необычайно красивым, высоким голосом. Из нее могла бы получиться хорошая артистка, но развить свой талант ей не было суждено. Она всю жизнь проработала в геологической разведке и очень любила свою работу. А свой дар петь бабушка передала своей дочери, моей маме Наталье Петровне.
— Ваша мама – профессиональный музыкант?
— Маму мою Бог одарил не только прекрасным голосом, но и большими организаторскими способностями. Она мечтала о карьере певицы, а стала главным хормейстером Государственного театра оперы и балета Коми. Иногда думается, что быть только певицей ей было бы просто скучно. Уж слишком много в ней заложено энергии.
Я поздний и долгожданный ребенок. Часто в подобных случаях мамы оставляют свою работу и полностью посвящают себя воспитанию ребенка. Моя мама не рассталась со своим любимым делом, а с раннего возраста ввела меня в волшебный мир своей театральной жизни, музыки, гастрольных поездок, встреч с интересными людьми. Я выросла в театре. А мама-трудоголик навсегда стала для меня примером отношения к порученному делу. С годами я стала понимать, насколько правильно она воспитывала меня и дала верное направление в жизни.
— Помимо мамы, у Вас ведь были и другие педагоги. Кому Вы обязаны своим профессиональным образованием?
— Я пела во всех маминых хорах, и мне никогда не было скучно. Хоть я и считаю театр оперы и балета своей главной школой, но поступить в музыкальную школу все же пришлось. Причем училась я в ней не так уж успешно и не очень усердно, но был в этой школе лучик солнца, который вдохновлял меня, и ради которого я ежедневно ходила на учебу – это талантливейший педагог по сольфеджио Татьяна Николаевна Фрайтер. Она была, пожалуй, единственной, кто увидела во мне что-то особенное.
Потом я поступила в Сыктывкарское училище искусств, где учиться было намного интереснее. Какие уникальные педагоги тут трудились! Это были настоящие фанаты своего дела. Любимый мой педагог музыкальной литературы Ираида Яковлевна Лукьянова дала такой объем знаний, что занятия по музыкальной литературе в Санкт-Петербургской консерватории, где я впоследствии обучалась, можно было не посещать. Я приходила прямо на экзамен, освежая знания по конспектам училища. И даже сейчас, когда я приступаю к изучению партий, знания, полученные на лекциях Ираиды Яковлевны, помогают понять эпоху и стиль.
А вокалу меня учили легендарные Сергей Павлович Марков и Марат Константинович Козлов. Переоценить их вклад в судьбы своих учеников невозможно. Это были талантливые педагоги, всей душой болеющие за свое дело. Они много раз повторяли нам, что раз уж мы выбрали этот путь, необходимо подчинить ему все остальное в жизни, служить сцене, отлично звучать и всегда все делать артистично и гибко. Такое вот было их наставление. Они научили меня никогда не участвовать в интригах и никогда не давать себя в обиду. Я думаю, что таких педагогов осталось очень мало. А, может, и совсем не осталось…
— А в Санкт-Петербурге? В консерватории, которая славится замечательными педагогами?
— Мне посчастливилось поработать с такими мастерами оперной сцены, как Марис Янсонс, Алексей Степанюк, Александр Сладковский, Станислав Гаудасинский, Марк Рейзеншток. Мне очень повезло учиться в классе вокала у заслуженной артистки России профессора Галины Ивановны Киселевой, с которой по сей день часто советуюсь.
В годы студенчества я подготовила ряд партий, участвовала в спектаклях и проектах консерватории. А когда меня приняли в труппу театра, предложили принять участие в совместном с консерваторией Милана проекте – постановке оперы Умберто Джордано «Сибирь». Она имела огромный успех не только в Петербурге, но и в Милане. Для меня это был новый, насыщенный опыт. И, конечно, приобретение новых друзей.
Италия – это мечта для многих артистов. Я счастлива, что она у меня осуществилась. На сцене театра города Пьяченцы я спела с оркестром итальянской филармонии под управлением Вито Ломбарди. Мне посчастливилось несколько лет подряд принимать участие в мастер-классе и фестивале «Воксонус», организованном Академией музыки города Савона. Фестиваль этот проходит в июле и отличается тем, что все концерты даются на потрясающе красивой старинной вилле при зажженных факелах под открытым теплым итальянским небом.
— В России тоже появились подобные проекты. По крайней мере в одном из них – Пасхальном фестивале в Петербурге – недавно Вам довелось участвовать…
— Да, в последние годы оперные open-air приобретают популярность и в России, хотя наши климатические условия не всегда благоволят к таким творческим порывам. В Петербурге есть ряд таких проектов, не только Пасхальный фестиваль. В их числе – оперный фестиваль «Опера – всем» под руководством дирижера Фабио Мастранджело. Организаторы фестиваля настаивают на том, что главная его цель – избавить оперу от статуса элитарного искусства и вернуть широкую публику в музыкальные театры. Мне повезло принять участие в нескольких фестивалях «Опера – всем». Надо отдать должное петербургским зрителям, которых не пугает ни ливень, ни холод. Вооружившись плащами, зонтами и палатками, маленькими стульчиками и коньяком, они стойко дослушивают все оперы до конца и горячо принимают артистов нескончаемыми овациями. Так случилось и на Пасхальном фестивале, проходившем в этом году у стен Казанского собора. Я приняла там участие в гала-концерте вместе с маэстро Алимом Шахмаметьевым. Это была необыкновенно интересная работа. Несмотря на то, что город был покрыт снегом, свистел ветер, все прошло очень торжественно, а петербургский весенний снег стал дополнением декорации к празднику. А нас, артистов, согревал теплый прием многочисленной аудитории.
— Многие оперные исполнители для приобретения популярности или просто для души проявляют себя на эстраде. Не было ли у Вас тяги к более легкому жанру?
— Большую часть моей творческой жизни занимает концертная деятельность. Я очень люблю исполнять камерную музыку, романсы, произведения современных композиторов. Активно поддерживаю творчество молодых композиторов. Сама люблю петь современную музыку и участвовать в безумных молодежных оперных перформансах. Почему бы и нет? Лишь бы это было талантливо.
В годы учебы в училище я пела в рок-группе «Зубов и сотоварищи», но работа в театре, учеба и еще много разных интересов увели меня с этого пути. Эстрадный жанр всегда был маловат для меня. Мне интересней работать с талантливыми людьми. Это вдохновляет, подстегивает, заставляя трудиться над собой день и ночь. Вся моя жизнь – это творчество и вдохновение, и, конечно, любовь.
— Вы часто гастролируете за границей. Где Вам было интереснее всего выступать, как Вас принимала публика?
— Особую любовь питаю к Болгарии – это вторая моя родина по отцу. Именно там я стала лауреатом первой премии международного конкурса и посетила великолепный мастер-класс известной певицы, меццо-сопрано Александрины Милчевой. На мой концерт в Болгарии помимо обычных зрителей пришло множество кровных моих родственников. Знаете, присутствие в зале любимых людей настолько поддерживает, волнует, согревает и вдохновляет, что хочется петь так хорошо, как никогда не пелось. Это просто здорово!
Невероятно яркие впечатления остались от поездки в Англию, где я гастролировала в 2016 году с Театром оперы и балета Республики Коми. Там мы выступили с оперой Верди «Травиата». Потом были еще гастроли с «Чио-Чио-сан» и «Кармен», в которых я пела ведущие партии. Все спектакли проходили с большим успехом. А уж оценка критиков и отзывы зрителей на мои выступления просто сводили с ума! Очень приятно было видеть среди зрителей наших соотечественников, проживающих в Англии. У меня появились английские друзья, которые, узнав про Коми, загорелись желанием посетить нашу республику.
Это были достаточно серьезные и ответственные гастроли, которые стали для меня и уроком, и проверкой готовности к совместной работе с высокими профессионалами. А еще они мне подарили много времени для общения с моим лучшим другом, самым большим учителем и наставником, любимой мамой Натальей Петровной Масановой, которая поддерживала меня в этот ответственный период совместной работы.
Светлана МУРАВЬЕВА
Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF