Елена Ермолина. «Бабушкин сундук»

В год 75-летия Национальной галереи Республики Коми мы продолжаем знакомить читателей с ее шедеврами. В этом номере мы представляем картину «Бабушкин сундук» лауреата Государственной премии Коми АССР, члена Союза художников СССР Елены Ермолиной (1931-2008).

Живописные полотна Елены Федоровны Ермолиной, представленные в Национальной галерее Республики Коми, неизменно привлекают внимание всех посетителей.
В истории изобразительного искусства нашей республики с именем Елены Ермолиной связано появление и становление натюрморта как самостоятельного жанра. В своих произведениях она обращалась к национальной культуре коми народа, изображая предметы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, традиционную утварь:«Папа, мама и я» (1962), «Гость с Севера» (1963), «В чулане» (1966), «Бабушкин сундук» (1967), «Мастерская пим» (1967), «Натюрморт с семгой» (1967), «Праздничный стол» (1969).

Уроженка Ленинграда, она после завершения учебы в Ленинградском художественно-графическом педагогическом училище в 1960 году вместе со своим мужем, художником Ремом Николаевичем Ермолиным и сыном Володей приехала в Сыктывкар. В столице Коми республики Елена Федоровна плодотворно работала как живописец до конца своих дней в жанрах натюрморта, сюжетной картины, портрета. Она с интересом знакомилась с жизнью и бытом коми деревни, национальными традициями, материальной культурой народа коми. Удивительно, как она, горожанка, попав в совершенно другой мир, смогла приобщиться, понять и принять его и посвятить свое творчество созданию художественного образа нашего северного края.

Елена Ермолина с 1961 года принимала активное участие в республиканских, а с 1964 года – в зональных выставках «Советский Север», затем в 1998, 2003 годах – «Российский Север». Участвовала и во всесоюзных: «Молодые художники России» (1967, Москва); выставках произведений художников автономных республик РСФСР (1971, 1989), «По родной стране» (1972), «Советская Россия» (1975) и других. Ее персональные выставки состоялись в Сыктывкаре в 1975, 1983 (совместная с Р. Н. Ермолиным и В. А. Рохиным), 1991, 2011 годах. Произведения Елены Ермолиной принимали участие в зарубежных выставках: в 1997 году – в Финляндии, в 1998 – в Венгрии.

Творчество Елены Ермолиной получило достойное признание. В 1964 году она была принята в Союз художников СССР, а в 1977 году стала лауреатом Государственной премии Коми АССР.

Главная тема творчества Е. Ф. Ермолиной – коми деревня, с ее традиционным укладом. Самым ярким, этапным для автора произведением этой темы является «Бабушкин сундук».
Написанный на холсте большого формата натюрморт показывает красоту старинных вещей, преображающих обыденную повседневность крестьянского быта. Хранимые в сундуке у бабушки шали и сарафаны, домотканые скатерти и полотенца, узорные вязаные чулки, прялка, веретено, берестяные туеса и пестерь, деревянная расписная утица, потемневшая от времени икона с просматривающемся на ней ликом Богородицы… Все эти предметы были сотворены человеком, они хранят тепло его рук и историю его семьи.


Р.Н.Ермолин. Автопортрет с женой. 1977.

Оригинальное композиционное решение, при котором изображенные на переднем плане предметы органично вписываются в интерьер дома, сочная, декоративная манера письма, убеждают зрителя в том, что художница сама искренне восхищается мастерством тех, кто создал все эти предметы, проникается чувством уважения к традиционной культуре коми народа.

Это вещи, которые не просто хранятся в сундуке. Это бережно хранимые воспоминания о прожитой жизни, о важных событиях, о людях, причастных к созданию и бытованию этих предметов. Это сохранившаяся память прошедшей эпохи. Это и надежда на то, что память о прошлом будет бережно хранима потомками.

Удивительно, как органично в этом уютном доме сосуществуют два мира: «мир уходящий» и «мир настоящий». В этом доме чувствуется незримое присутствие человека, а точнее – женщины, радушной хозяйки, той, которая всегда готова принять гостей, предложить им традиционное угощение – коми шанежки – и напоить душистым чаем, которая сохраняет культуру своего народа.


Р.Н.Ермолин. У камина. Портрет Е.Ф.Ермолиной. 1987.

Этот поэтический образ земли коми – дань уважения и низкий поклон ей. Женщине коми – коми Ань.

Людмила БЫСТРОВА